Ольга Решетникова - Не смолкнет эхо над Балканами

 

       К 135-летию Освободительной русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

 

В честь этого исторического события в болгарской столице открылись сразу несколько памятников. В центре Софии — генералу И.В.Гурко, руководившему безпримерным переходом через Балканские горы, результатом чего было освобождение Софии. Памятник генералу Черевину и есаулу Барыш-Тищенко, которые первыми ворвались в Софию и сбросили со здания городской управы турецкий флаг. В городке Стрелча — памятник полковнику Тимирязеву, отряд которого освободил этот населённый пункт в марте 1878 года. А всего в Болгарии установлено более 450 монументов русским воинам, кровью заплатившим за свободу братского народа от турецкого господства.

В отличие от болгар сегодня в нашем российском обществе не знают и не помнят о героях той войны. Спросите себя: какие памятники героям войны 1877—1878 гг. вы знаете? В лучшем случае вспомните про часовню-памятник гренадёрам Плевны в сквере близ Лубянки. Сброшенный с пьедестала большевиками памятник легендарному «белому генералу» М.Д.Скобелеву так до сих пор и не восстановлен. Даже к юбилейной дате не нашлось денег на создание полнометражного художественного фильма ни о Скобелеве, ни о героях Шипки. Можно вспомнить блокбастер «Турецкий гамбит», авторы которого за три часа экранного времени так и не объяснили зрителям, что делали русские солдаты и господин Фандорин на территории Османской империи. Суди-ряди, а в нашем «активе» только часовня и художественный фильм 1954 года (!) «Герои Шипки».

А 135 лет назад Россия чествовала своих сынов, победителей в Освободительной войне. Имена русских чудо-богатырей и их командиров Скобелева, Гурко, Столетова и многих других были у всех на устах: за их здравие молились, поминали погибших на поле брани, благодарили Бога за дарованную победу. Лично императрица Мария Фёдоровна выехала встречать авангард победителей, въезжавших в Петербург, поднесла лавровый венок с дарственной надписью.

Подвиг русских солдат был безпримерным в мировой истории, он воскресил славу русского оружия. А сегодня мы не помним имена своих героев, не знаем, чем гордиться! И по сей день в наших учебниках истории в лучшем случае говорится, что Россия начала очередную русско-турецкую войну, стремясь укрепить своё влияние на Балканах. И это неудивительно: разглядеть смысл той войны и величие подвига русских солдат без православной оптики нельзя!

Вспомнить о войне 1877—1878 гг. и её героях — значит рассказать, что в тот период понятия «русский народ» и «православный народ» были синонимами, а потому Правда Божия была смыслом, путём и ориентиром для человека и государства. Русский народ был не этническим конгломератом, а духовной общностью, объединённой вселенской миссией — нести Слово Божие до конца света. Родство во Христе, духовное единение было важнее кровнородственных уз.

Российский император Александр II вступает в войну, несмотря на то, что военная реформа ещё не завершена, турецкая армия превосходит русскую по качеству и количеству вооружения. Было отчётливое понимание того, что европейские державы не только не поддержат Россию, а сделают всё, чтобы не дать ей возможности воспользоваться результатами своей победы. Однако медлить было нельзя: потопленные в крови восстания православных на Балканах ясно указывали, что Турция не остановится перед их полным уничтожением. Русские люди хорошо понимали, что балканских славян казнят «за грех Православия, за грех единоверия и единоплеменности с нами», более того, считали, что помощь угнетённым — их нравственный долг и обязанность совести, «через них русские получили Веру Христову и первое христианское просвещение».

Современники описывают всеобщую радость: люди на улицах поздравляли друг друга с объявлением войны Турции. На фронт отправлялись тысячи добровольцев, сестёр милосердия, представители всех слоёв российского общества, среди них выдающиеся русские медики Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Н.В.Склифософский, художник В.В.Верещагин, писатели В.М.Гаршин, В.А.Гиляровский, В.И.Немирович-Данченко. Их напутствовали духовные наставники: «Вы идёте на брань за веру православную, за Христа и за Крест Его. Священная брань! Будьте же мужественны!»

Благородная цель давала силы, и русские воины проявляли невиданные чудеса героизма. На Шипке против сорока турецких батальонов было только три батальона Орловского пехотного полка и четыре болгарские дружины. Эти семь батальонов отбили десять приступов вшестеро сильнейшего неприятеля. 23 декабря (4 января) 1877 г. была освобождена София. При 30-градусном морозе русские подразделения вместе с болгарскими ополченцами трое суток совершали восхождение по пастушьим тропам, неся на руках пушки и лошадей, сумели преодолеть горные проходы через Балканы. Турецкие отряды были выбиты, и в Рождественскую ночь на оледенелых вершинах победно звучал тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Ценой крови 200 тысяч сынов России основные воинские силы Османской империи были разбиты, Болгария возродилась как самостоятельное государство. Свой триумф русские люди считали победой во славу Божию: «Не нам, не нам, но имени Твоему» — эти слова можно прочитать на первых памятниках в честь той победы…

В администрации президента РФ недавно создано управление по патриотическому воспитанию. Положение дел в нашем обществе таково, что такое управление следовало бы создать уже давно. Совершенно необходима программа патриотического воспитания, прежде всего на базе возрождения преднамеренно «забытых» героических страниц нашей истории, в том числе о вкладе России в освобождение Болгарии, Сербии, Греции, Румынии. Потому что, побывав на Шипке, поклонившись русским могилам, памятникам, бережно хранимым болгарами, нельзя не почувствовать себя патриотом России, нельзя не задуматься о том, как и когда мы потеряли свою национальную идею, нашу общественную скрепу и как мы можем её вновь обрести.

Ольга Николаевна РЕШЕТНИКОВА