9 апреля 1883 года, 130 лет назад родился великий русский философ Иван Александрович Ильин
Великий русский философ, публицист и религиозный мыслитель Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года по старому стилю в Москве в дворянской аристократической семье.
Отец Ильина — Александр Иванович Ильин, крестник императора Александра II, губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, гласный Пронского уездного земского собрания. Мать — русская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (в замужестве — Екатерина Юльевна Ильина), лютеранка, принявшая Православие после венчания в 1880 году.
Иван Ильин в 1901 г. окончил Первую Московскую гимназию с золотой медалью, получив классическое образование. В 1906 году он окончил юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве. С 1909 г. он — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права.
В 1910 году Ильин находился в научной командировке в Германии и Франции, занимаясь изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию. В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения.
В годы первой русской революции Ильин был человеком довольно левых взглядов, но после 1906 года в основном разделяет взгляды правого крыла кадетской партии.
В 1922 году за «антикоммунистическую деятельность» Ильин был выслан по личному указанию Ленина вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России. С 1923 по 1934 год он работал профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшемся на средства Министерства иностранных дел Германии. После 1930 года финансирование института германским правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах так называемого «политического протестантизма» (издательство «Эккарт»). С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».
В 1934 году Ильин был уволен с работы и преследовался гестапо. В 1938 году он покинул Германию, перебравшись в Швейцарию, где смог обосноваться благодаря первоначальной финансовой поддержке композитора Сергея Рахманинова. В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжил научную деятельность до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».
С 1925 года появляются большие работы Ильина: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества», «О совершенном в искусстве» и другие. Как пишет Александр Киселёв в книге «Иван Ильин и его поющее сердце», особое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней России привлекла книга Ильина «О сопротивлении злу силою». Нетрудно догадаться, что книга направлена против философии толстовства, оказавшей разлагающее воздействие на интеллигенцию России. Ильин не скрывал своего намерения «перевернуть навсегда толстовскую» страницу русской нигилистической морали и восстановить «древнее православное учение о мече во всей его силе и славе». «Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека. Христос никогда не призывал любить врагов Божьих, попирающих божественное. Это относится и к заповеди о прощении обид, и к словам не противься злому (Мф. 5, 39)».
Ильин начинает книгу с постулата, что «никто из честных людей» не думает в буквальном смысле о полном несопротивлении злу, то есть покорении ему, влекущему за собой «самопредание злу», поскольку человек, не сопротивляющийся злу, рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не является злом. Тезис «не сопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым» возводится Ильиным в ранг духовного закона. Душа, покорившаяся злу, начинает верить в то, что чёрное является белым, приспособляется ко злу и в результате уподобляется ему. Не сопротивляющийся злу сам уже зол.
Ильин определяет, что волевые действия могут быть свободными и заставляющими. Понятие «заставление» определено как родовое, и под ним понимается «такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному ви,́дению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность». Следует различать психическое и физическое заставление, причём самозаставление и заставление других могут иметь и психический, и физический характер. Психическое самозаставление — самопонуждение, физическое заставление — самопринуждение (самонасилие).
Человеку не дано принуждать других к подлинным деяниям, то есть к духовно и душевно цельным поступкам. Ильин считает, что разумнее будет говорить о физическом понуждении, а не о физическом принуждении, поскольку принуждённость сама собою угаснет в момент личного, духовного восстания человека. Кроме всего прочего, возможно физическое пресечение, направленное на прекращение определённой деятельности.
По мнению Ивана Александровича, необходимо разделять заставление и насилие. Насилие является чем-то необоснованным, возмутительным, а насильник является угнетателем, злодеем. Поэтому нельзя доказывать «допустимость недопустимого» или «правомерность неправомерного». Поэтому термин «насилие» должен использоваться для обозначения случаев предосудительного заставления. Ильин критикует Л.Н.Толстого, говоря, что он и его последователи отождествляют всякое заставление с насилием.
Таким образом, понятию внешнего заставления подчинены, с одной стороны, понятия психического понуждения, физического понуждения и пресечения, с другой стороны — соответствующие виды насилия над другими.
Самопонуждение и самопринуждение имеют решающее значение в цивилизации и во внутренней культуре человека. Глубочайшая основа духовного воспитания состоит в самовоспитании. Все люди, осознанно или неосознанно, непрерывно воспитывают друг друга.
Вершиной философско-художественной прозы Ильина является трёхтомная серия книг, связанных единым внутренним содержанием и замыслом, на немецком языке: «Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий»; «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний»; «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований».
В русском варианте «Замирающее сердце» стало «Поющим сердцем». Это знаменательно, ибо «Поющее сердце» для Ильина было не просто названием, он считал, что «человек по существу своему живой, личный дух», и найти начало духовности нужно в самом себе; в его многозначном описании и определении дух понимается «как сила поющего сердца». Теперь будет понятно, как он сам справляется с этой задачей — от «замирающего», «отзвучавшего», «притихшего» сердца к пробудившемуся, ожившему, поющему сердцу, что, согласно замечанию католического священника из Бонна Вольфганга Офферманса, исследователя Ильина, подтверждается намерениями автора: «Я, конкретно живущий здесь и теперь человек, должен поразмыслить и усмотреть благодаря своему жизненному опыту сущность свою: заново открыть в себе поющее на протяжении столетий сердце — средоточие моих чаяний и дум, в тихом созерцании получить представление о смысле жизни и ощутить задачи и упования свои перед Богом».
Ильин известен не только как мыслитель-идеалист, но и как прекрасный политический философ. В одной из своих последних работ «Что сулит миру расчленение России» (1950) Иван Александрович написал пророческие слова: «Установим сразу же, что подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет "за собою" ни малейших оснований, никаких духовных или реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский "веник" на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязание и тем погубить её: план ненависти и властолюбия…
И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг "Народы бывшей России, расчленяйтесь!", то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмёт в свои руки крепкие "бразды правления", погасит этот пробельный лозунг и поведёт Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнётся непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия…»
Ильин не смог вернуться на Родину при жизни, но в октябре 2005 г. прах Ивана Александровича и его жены был перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А.И.Деникина и недалеко от могилы И.С.Шмелёва.
Нынешние российские руководители очень любят цитировать Ильина по поводу и без повода, но не делают практически ничего из того, о чём написал философ в книге «Что сулит миру расчленение России».
Вениамин Андреевич АНДРЕЕВ