Жизнеописание Алексея Михайловича Ридигера – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Продолжение)
НАЧАЛО АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ
В ночь на 1 января 1961 года в Большом Кремлёвском дворце проходили правительственные новогодние торжества. Помимо множества других счастливчиков сюда были приглашены Патриарх Алексий, митрополит Крутицкий Питирим (Свиридов), управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Дмитровский Пимен (Извеков) и епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). Вроде бы их почтили таким приглашением… Но пьяный Хрущёв нарочно, чтобы слышали архиереи, рассказывал скабрёзные анекдоты типа: «Что такое крест-накрест? Это поп на медсестре», а потом подошёл к Патриарху и рыгнул тому в лицо:
— Ну что, поп, долго ты будешь дурачить советских людей?
В ту же ночь вдохновлённые хрущёвским антицерковным курсом весельчаки из рязанского села Троица-Пеленица вломились в дом сельского священника Иоанна Крестьянкина, связали его электропроводом, били, бросили под иконы:
— Давай, поп, вымаливай себе свой рай!
А утром весь избитый батюшка служил в своём храме, поминая святого мученика Вонифатия и преподобного Илию Муромца…
Год первого полёта человека в космос начался с замены денег — убрали один ноль, отныне сто рублей превращались в десять, зарплата в семьсот рублей становилась зарплатой в семьдесят. Постепенно разворачивался Карибский кризис — противостояние СССР и США в окрестностях Кубы. Хрущёв затеял кукурузную эпопею — треть посевов предполагалось заменить кукурузой.
А 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры совершалось одно из важнейших событий в жизни Алексея Михайловича Ридигера — он принимал монашеский постриг.
— Выбор был осознанным. Я понимал, на что обрекаю себя: не будет у меня никогда ни семьи, ни детей, но и осознавал, ради чего отказываюсь от этой величайшей земной радости. Можно отказаться от любви к одному человеку и к тем, кто появляется на свет как плод этой любви. Но сделать это можно только ради другой, ещё большей любви — любви к Богу, ради призвания, ради возможности всецело посвятить себя служению всем людям. О принятии монашества я задумывался ещё при жизни мамы. Не то чтобы она сильно противилась этому шагу — сама всё-таки была женой священника и всё понимала правильно, однако просила меня не спешить — втайне мечтала, как я понимаю, о внуках… В праздник Преображения Господня — 19 августа 1959 года — моей мамы не стало. Мы с отцом похоронили её на Александро-Невском кладбище в Таллине. Там и мой отец сегодня покоится, и многие наши родственники… Так вот, после прощания с мамой желание принять монашеский постриг во мне только окрепло.
В тот день он мог стать Сергием, но остался Алексеем, с небольшим, впрочем, изменением в имени — стал не Алексеем, а Алексием. В гробницу преподобного Сергия Радонежского были положены два жребия — две записки. На одной значилось имя Сергия Радонежского, на другой — имя его великого современника и друга митрополита Алексия, воспитателя Димитрия Донского и вдохновителя идеи освобождения Руси от ордынского ига. Протоирей Алексей Ридигер опустил руку в гробницу, нащупал свой жребий, вытянул его и развернул записку — Алексий!
Это имя в обиходе всегда произносится как Алексей и лишь с принятием монашества превращается в Алексий. Разница обнаруживается на Руси только с окончанием эпохи Средневековья, и в русских летописях имя ещё пишется через два «е».
Интересна этимология этого имени. Греческое λέξη означает слово, выражение, противоположно ему — άλέξη, то есть отражение, и отсюда уже — άλέξης, то есть отражатель, защитник. По-гречески произносится как «Алексис», стало быть, буква «и» во втором слоге имени вполне правомочна. Вероятно, она и появилась-то, когда стали сверять заимствованные из греческого языка слова с оригиналом.
Митрополит Киевский и всея Руси Алексей (Бяконт) родился на заре XIV столетия в Москве, в семье боярина Фёдора Бяконта. В девятнадцать лет был пострижен в монахи, а в 1352 году стал главным русским архиереем. Летом 1357 года его вызвали в Орду, чтобы исцелить от слепоты ханшу Тайдуллу, жену хана Джанибека. Чудо исцеления произошло 6 сентября, в день, когда Церковь вспоминает чудо Архангела Михаила в Хонех. В благодарность за исцеление святитель Алексей испросил у Тайдуллы участок земли в центре Московского Кремля. Значение подарка огромно — на том участке располагалась ордынская конюшня, и когда её, согласно ярлыку Тайдуллы, убрали, Кремль избавился от присутствия ордынцев. С этого и началось освобождение. Бывая в Орде и видя, как там началось брожение во власти, митрополит Алексей стал внушать своему воспитаннику князю Димитрию Ивановичу мысль о грядущем избавлении Руси от ига. Кончилось это победой Димитрия на Куликовом поле, до которой сам вдохновитель победы не дожил двух с половиной лет.
Понадобилось ещё целое столетие для окончательного освобождения при Иване III Великом, но началось всё с митрополита Алексея, который убрал из Кремля ханскую конюшню, основав на её месте обитель во имя Чуда Архистратига Михаила — Чудов монастырь. Сию обитель потом в первую очередь уничтожат большевики. Как памятник русской свободы.
Святитель Алексей был причислен к лику святых спустя пятьдесят лет после своей кончины. Со временем его стали именовать Алексием Московским. Память совершается 12 февраля по Юлианскому календарю или 25 февраля по общепринятому католическому стилю. Так что отныне день ангела монаха Алексия (Ридигера) приходился на второй день после дня рождения.
Святитель Алексий Московский явился вдохновителем освобождения Руси от ордынского ига. Взявший на себя его имя монах Алексий (Ридигер), став в будущем Патриархом Московским и всея Руси, будет свидетелем освобождения России от ига безбожников-большевиков.
Изменение в написании имени, изменение и в написании фамилии — монах частично уходит из мира сего, и отныне его фамилия пишется в скобках, будто она и есть, и её нет. Он ушёл ко Христу, оставив родителей своих и всех сродников по плоти.
Отныне он должен строго следовать правилам, предписанным Церковью для всех монашествующих: не иметь собственности, не получать ничего по завещаниям, кроме книг духовного, нравственного и научного содержания, икон, крестов и других религиозных предметов, не брать и не давать в долг, не вступать в брак и хранить целомудрие, не отказываться от работы и обязанностей, возлагаемых на него епархиальной и монастырской властями, не переходить никуда самовольно или даже на время отлучаться без позволения своего начальства. Отныне и до конца жизни из рациона питания исключалось всё мясное, а посты следовало впредь соблюдать более строго, нежели мирянам и белому духовенству. Да и само поведение должно было стать более строгим, нежели раньше. Вот как об этом сказано у святого Василия Великого: «Монаху должно прежде всего стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, голос иметь умеренный и слова скромные, перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных; больше думать, а меньше говорить; не быть дерзким в словах, не допускать излишества в разговорах, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе; на прекословия не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за всё благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвым и охранять сердце от лукавых помыслов. Заботиться о страждущих, плакать с ними, вразумлять безчинных, утешать малодушных, служить недужным, заботиться о братолюбии».
Иерей, принимающий монашеский постриг, сразу становится иеромонахом, то есть монахом со священническим саном, имеющим право совершать литургию. Итак, 3 марта 1961 года появился иеромонах Алексий (Ридигер). Вернувшись в Тарту, он продолжил там служить в качестве священника и благочинного, только отныне стал надевать чёрную камилавку — головной убор в виде цилиндра без полей, слегка расширяющийся кверху. Камилавку носят иеромонахи и некоторые священники, которые награждаются правом её ношения за какие-либо заслуги.
Наступила его первая монашеская Пасха. На сей раз он решил вопреки запретам властей провести ночное богослужение и крестный ход.
— Народу собралось очень много, утреню служить начали, как и положено, после крестного хода, на паперти, чтобы праздник почувствовали все собравшиеся. Разумеется, не было ни хулиганства, ни злобных выкриков. С тех пор пасхальные богослужения мы снова стали совершать только ночью. Для верующих это не мелочь. Да и у меня особая радость была: не поддался и отстоял церковное право. Выходит, можно сопротивляться…
12 апреля, а по церковному календарю 30 марта 1961 года, в среду Светлой седмицы, то бишь в третий день после Пасхи, на всю страну и на весь мир прогремело сообщение ТАСС: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг Земли».
Лестница в небо! В день, когда полетел Гагарин, Церковь празднует память преподобного старца Иоанна, автора знаменитого богословского сочинения «Лествица», показывающая ступени духовного восхождения человека к небесным высям. Ещё одно совпадение! Только замечали его в Стране советов люди, которых, по разумению большевиков, давно уж и на свете быть не должно. Даже полёт Гагарина Хрущёв изо всех сил использовал для антирелигиозной пропаганды: одним из первых вопросов, которые он задал космонавту номер один, был вопрос о Боге, видел ли его Юрий Алексеевич в чёрных глубинах космоса.
— Нет, Никита Сергеевич, Бога я там не видел, — улыбнулся Гагарин. Но едва только Хрущёв, потирая руки, с радостным смехом и хрюканьем отошёл от него, космонавт слегка покраснел, потупился и тихо добавил: — Зато Бог меня видел.
Это апокриф, красивый слух, ходивший в те дни. Возможно, Юрий Алексеевич и произнёс эти слова, возможно, не произносил, но точно, что в те дни многие атеисты повторяли, споря со священниками:
— Гагарин летал в космос и Бога не видел.
А некоторые отцы Церкви, как, например, архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находчиво отвечали:
— Зато Бог его видел и благословил!
Неизвестно, где и при каких обстоятельствах Никита Сергеевич в том же 1961 году заявил, что придёт время, и он покажет по телевизору последнего попа. Быть может, и это выдумка, но высказывание вполне в духе Хрущёва, не моргнув глазом объявлявшего на весь мир, что уже нынешнее поколение людей, то есть современников Никиты Сергеевича, будет жить при коммунизме. Это при том, что о самом коммунизме понятия были и остаются самые расплывчатые.
Бред про последнего попа и коммунизм ничем не хуже бреда многих деяний советского лидера — строительства Берлинской стены, кукурузной эпопеи, идеи затопления Западной Сибири с помощью каскада плотин Обской ГЭС, которая едва не была воплощена в жизнь. Уничтожение храмов, а их, по некоторым оценкам, за десять лет при Хрущёве было разрушено или закрыто больше, чем за предыдущие сорок лет советской власти, это тоже проявление параноидального бреда человека, обуреваемого бесом. А чего стоит его вера в то, что к 1980 году Русская Православная Церковь вообще исчезнет! Даже в сталинских высотных зданиях несчастному Никите Сергеевичу мерещились силуэты православных храмов. Выступая с речью о преимуществе жилых домов, которые впоследствии будут названы «хрущёвками», он ругал архитекторов, которым нравились высотки:
— Вам нравится то, что они издалека напоминают церкви? Но и поп не живёт в своём храме, а идёт ночевать в обычный дом.
Летом 1961 года Архиерейский Собор в Троице-Сергиевой Лавре утвердил реформу приходского управления, продиктованную властями. Отныне приходами распоряжались не священники, а общины. Это была вынужденная уступка властям, на которую скрепя сердце пошли Патриарх и высшие архиереи.
И вот в таких условиях реформирования приходов иеромонах Алексий (Ридигер) принимал сан епископа. 14 августа епископ Иоанн (Алексеев) был переведён и назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским. Тотчас состоялось определение Священного Синода: «Епископом Таллинским и Эстонским быть иеромонаху Алексию (Ридигеру), с поручением ему и временного управления Рижской епархией». 23 августа архиепископ Никодим (Ротов) возвёл Алексия в чин архимандрита, средний между иеромонахом и епископом. 2 сентября в Александро-Невском соборе Таллина происходило его наречение в епископский сан. Нарекали нового молодого епископа ещё более молодой владыка Никодим (Ротов), бывший тесть — оставляющий кафедру владыка Иоанн (Алексеев), а также сорокалетний епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак), который впоследствии вспоминал, что все очень волновались, поскольку Хрущёв фактически запретил рукополагать новых епископов, и только сам рукополагаемый выглядел спокойным, держался степенно.
По совершении чина епископ Алексий произнёс речь:
— Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри и отцы! С великим смущением и трепетом узнал я об определении Его Святейшества, Святейшего Патриарха, и Священного при нём Синода, призывающем меня, недостойного, к великому апостольскому служению в Святой Церкви в сане епископа. Сознаю высоту этого служения, ту ответственность перед Богом, какую возлагает на человека немощного и слабого сей сан. Сознаю трудности предстоящего мне служения в пределах Эстонской епархии, условия которой знаю по моему малому опыту пастырской работы в этой епархии… Сознаю свою немощь, неопытность, молодость и в эти великие, святые минуты своей жизни всецело возлагаю всё своё упование на Господа… С юных лет в моём сердце была любовь к храму Божиему, и в глубине своей души я слышал голос, зовущий: Следуй за Мною (Лк. 5, 27). В юные годы я любил прислуживать при богослужениях, а затем, по получении богословского образования и принятии благодати священства, в течение одиннадцати лет проходил пастырское служение, черпая силы для его прохождения в молитве и укрепляющей силе Божественной благодати, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет. Теперь мне предстоит ещё более трудный подвиг в сане епископа. Перед моим духовным взором в качестве идеала истинного пастыря рисуется образ Божественного Пастыреначальника Господа Иисуса Христа… Верю и надеюсь, что благодать архиерейской хиротонии укрепит мою немощь, восполнит мои силы и на новом пути архипастырского служения будет для меня поддержкой и опорой. Вас, святители Божии, молю, вознесите свои святительские молитвы о мне, да сподобит меня Господь через таинственную хиротонию принять Божественную благодать и Божественную силу…
А на следующий день, в воскресенье, за Божественной литургией в том же соборе и теми же архипастырями было совершено рукоположение.
Говорят, в тот день, 3 сентября 1961 года, в Александро-Невском храме находилась и Вера Георгиевна Мянник со своим вторым мужем, который, кстати, женившись на разведённой, поставил крест на своей карьере священнослужителя. Какие чувства она испытывала, видя, как её отец рукополагает во епископа её первого мужа, уступая тому своё место на Таллинской кафедре?..
За богослужением и при рукоположении епископа Алексия присутствовали и неправославные гости — архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви в Эстонской ССР Ян Кийвит с группой пасторов и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви в Латвийской ССР Густав Турс с благочинным Риги пастором Клепериссом. К ним в особенности была обращена часть приветственной речи, которую произнёс владыка Никодим, вручая Алексию пастырский жезл:
— Любовь — основа христианской жизни. Любовь никогда не перестаёт, долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, никогда не ищет своего и всегда сорадуется только истине. Такую любовь мы, христиане, не можем не иметь ко всем людям, а наипаче ко всем носящим имя Христово, иначе мы будем недостойными учениками нашего Божественного Учителя Любви. Он завещал нам: да вси едино будут (Ин. 17, 21), и мы сейчас можем наблюдать в мире, как знамение времени, стремление всех христиан к взаимообщению на пути к единству. Как весенние холода не могут остановить таяния снегов под лучами живительного солнца, так и человеческая воля, имеющая склонность к греху, не может поставить в этом преграды Божественному Промышлению, которое всякому добру вспомоществует и всё устрояет во благое. Этому благому желанию всех христиан и народов знать лучше друг друга, чтобы приблизить вожделенное время будущего единения во Христе, чтобы способствовать лучшему устроению и упрочению мира на земле, мы должны послужить и внести в это святое дело и свою посильную лепту. А к христианскому братскому общению много сейчас имеется возможностей как здесь, у тебя в епархии, так и в общем церковном делании.
Всё это не случайно — в то время Римский папа Иоанн XXIII, в миру Анжелло Джузеппе Ронкалли, вёл явную политику на сближение как христианских конфессий, так и враждующих политических лагерей, проявляя себя истинным миротворцем. Он признал кубинскую революцию, хотя говорил, что «бдительность по отношению к безбожному коммунизму, к тому, как ему обучают и как с ним живут, не должна быть парализована стремлением к кажущемуся миру». При этом выступал за прочный мир с социалистическим лагерем — «истинный мир, мир Христа». В начале шестидесятых годов папа высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путём «свободных и лояльных переговоров», содействовать которым — «знак мудрости и осторожности, благословляемый на Небе и земле». При Иоанне XXIII, как никогда ни до, ни после него, происходило сближение Западной и Восточной Церквей. Как раз в те сентябрьские дни, когда происходило наречение владыки Алексия (Ридигера) во епископа, папа Иоанн XXIII, выступая по радио, советовал правителям государств «осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей», и решать спорные вопросы не силой, а путём искренних и свободных переговоров.
Конечно, владыка Никодим не случайно продвигал вверх своего ровесника — в наступившей новой обстановке дружеских контактов с Ватиканом ему нужен был молодой, деятельный заместитель в Отделе внешних церковных сношений. И уже через два с половиной месяца епископ Алексий будет назначен заместителем архиепископа Никодима. Обоим было в то время немного за тридцать. Об этом феномене молодых архиереев Святейший позднее высказывался так: «Вообще-то тридцать лет — возраст не такой уж юный. А главное — канонический для епископской хиротонии… Основная причина столь быстрого взлёта молодых священников в те времена — это так называемая демографическая пустота, которая стала складываться в духовенстве Русской Православной Церкви после переворота 1917 года. Известно, например, что в связи только с одной кампанией по изъятию церковных ценностей, начатой в феврале 1922 года в России, большевики расстреляли более десяти тысяч священнослужителей и верующих. Среди них было немало церковных иерархов, например, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Ещё раньше невинной жертвой красного террора стала настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве великая княгиня Елисавета Феодоровна.
Огромные человеческие потери Церковь понесла в 30-е годы… К тому же была ликвидирована система духовных учебных заведений, проявился жёсткий курс на сокращение числа архиереев и недопущение к архипастырскому служению церковно активных кандидатов. К началу 1960-х в Русской Православной Церкви оставалось совсем немного архипастырей, обладавших систематической богословской подготовкой, полученной ими ещё до 1918 года. Вот почему нашему Православию хронически не хватало и священнослужителей, и иерархов. Не я один в достаточно молодые годы удостоился чести посвящения в сан епископа, но мне отрадно, что и я оказался в этом ряду».
К сказанному Святейший мог бы добавить и то, что столь почитаемый им митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) стал епископом в тридцать четыре года, архиепископом — в тридцать шесть. И тогда, в начале XIX столетия, тоже не хватало глубокообразованных архипастырей.
Остаётся указать ещё на одно удивительное совпадение судеб святителя Филарета и Святейшего Патриарха Алексия II. Летом 1817 года архимандрит Филарет начал своё архиерейское служение, будучи назначенным на Ревельскую кафедру. Летом 1961 года архимандрит Алексий начал своё архиерейское служение, будучи назначенным на ту же Ревельскую кафедру, только теперь она называлась Таллинской. В небесной канцелярии оценили проницательность кагэбэшников, наименовавших Алексея Михайловича Ридигера Дроздовым!
Одновременно с назначением на Таллинскую кафедру епископу Алексию поручили временно управлять и Рижской епархией. Ненадолго, всего на несколько месяцев, но он успел два раза посетить Латвию, совершил богослужение в Преображенской пустыньке и Свято-Троицком женском монастыре, в главный храм которого был перенесён кафедральный собор вместо уже закрытого Рождественского храма.
С самого начала архиерейского служения ему пришлось вступить в борьбу против новой волны хрущёвских гонений. Первым монастырём и первым храмом, которые он спас тогда, стали собор Александра Невского и монастырь Успения Божией Матери в Пюхтице.
— Гонению подверглись святые обители. Подавляющее большинство их закрыли без всяких объяснений. В действующих монастырях власти стремились до минимума сократить количество насельников. Например, в Эстонии значительному сокращению числа сельских приходов способствовала депортация местных жителей в связи с коллективизацией и «борьбой с эстонским национализмом» в 1940 — 1950 годах. Деяния мироправителей тьмы века сего (Еф. 6, 12) по истреблению в душах людей веры были разнообразны, казалось, нет предела их изощрённой лукавой изобретательности. Но самым страшным, пожалуй, было то, что у Церкви решительно отбиралось будущее. И без того малочисленные духовные учебные заведения безпощадно закрывались. Делалось всё, чтобы всячески затруднить и в конечном итоге не допустить поступления туда необходимого количества учащихся, равно как и воспрепятствовать принятию достойных абитуриентов. Угроза закрытия нависла и над Александро-Невским собором в Таллине, и над Успенским Пюхтицким женским монастырём… — вспоминал Святейший время начала своей архипастырской жизни. — Советская власть в лице уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Эстонии некоего Яна Самойловича Кантера приготовила мне достойный «подарок»: в первые же дни моего архиерейства мне сообщили, что ещё летом 1961 года было принято решение о закрытии Пюхтицкого женского монастыря — единственного в то время в Эстонии. Псково-Печерский монастырь вошёл в состав Псковской епархии, и Пюхтицы оставались теперь в одиночестве. Также подлежали закрытию тридцать шесть «нерентабельных» приходов.
Само слово «Пюхтица» является брачным союзом эстонского корня «рühti» — «святое» и славянского окончания «ца». Женский монастырь, получивший в народе такое пушистое птичье имя, был основан в 1891 году в деревне Куремяэ волости Иллука на самом востоке Эстонии в местности с преимущественно русским населением. Согласно преданию, обитель возникла на месте явления Богородицы одному из местных жителей. Создателями монастыря стали губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской и его жена княгиня Елизавета Дмитриевна, вдохновителем — святой праведный Иоанн Кронштадтский, а попечителем — сам государь Александр III. Изначально то был не просто монастырь, а место, где действовавшая община построила приют и лечебницу для бедных. В самой обители были воздвигнуты главный собор Успения Пресвятой Богородицы, трапезный храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, храм преподобного Сергия Радонежского, храм святителя Николая и преподобного Арсения Великого, крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского, домовая церковь святителя Алексия и великомученицы Варвары. Словом, это была и есть одна из главных обителей Православия в Прибалтике.
И вот святое место решили уничтожить и построить здесь дом отдыха шахтёров. Начало разорения обители назначили на 1 октября, то есть времени у епископа Алексия оставалось в обрез. «Уполномоченный Кантер» — звучало зловеще, почти как «канцер» или «карцер». Но Ян Самойлович при первом знакомстве показался не таким уж рьяным чиновником, вежливо принял только что назначенного епископа, выслушал его доводы, сводившиеся к тому, что нехорошо, если архипастырское служение начнётся с разорения столь известной обители и аж тридцати шести приходов. К тому же надобно учитывать и то, как к этому отнесутся наши идейные враги, раздуют скандал, заставят папу Римского пересмотреть взгляды на мирное сосуществование… Побеждать гонителей приходилось, пользуясь их терминологией. Это шаблонное сосущее словосочетание «мирное сосуществование» использовалось большевиками ещё с двадцатых годов, когда начала складываться советская дипломатия. Сейчас, когда разгорался Карибский кризис, оно воскресло и будет впредь звенеть после доклада Хрущёва на XXII съезде КПСС.
— Да, да, вы правы, — поразмыслив, ответил Кантер. — Большое спасибо, что пришли и предупредили нас от совершения скоропалительного шага. Оставим уничтожение монастыря до лучших времён! И храм пусть пока постоит. Впоследствии Святейший Патриарх со свойственным ему добродушием, в котором хорошо скрывался сарказм, вспоминал о Кантере:
— Человеком он оказался в общем-то неплохим, можно даже сказать, душевным. Чиновник, в свою очередь, довёл по соответствующей инстанции мои пылкие доводы, найдя их, на моё счастье, вполне резонными. В конце концов срочное закрытие монастыря и храмов было отложено до «лучших времён», как они тогда выражались… Атеистическая власть понимала и принимала во внимание только политические аргументы. Хорошо, конечно, декларировать, что Церковь должна при любых обстоятельствах оставаться вне политики. Но что прикажете делать, когда эти самые обстоятельства, доведённые до абсурда, берут за горло? Когда речь заходит как о духовном, так и о физическом выживании — не меньше? Нет, я не собирался отвечать на подлость ещё большим коварством, для духовного лица это совершенно неприемлемо. Однако сидеть сложа руки тоже не мог. В те тяжёлые для Церкви годы в нашем арсенале было не так много способов воздействия на власть. Но кое-что появлялось… Например, действенных результатов удавалось добиться при положительном упоминании той или иной обители или храма в зарубежной печати. Организовать подобные публикации было, конечно, непросто, но иного выхода я просто не видел. Начал выяснять, как это можно сделать. Созрел план. Патриарх Алексий I его благословил и помог осуществить.
Видя, как успешно новый епископ справляется с довольно трудными задачами, как ему, пусть временно, удалось отстоять монастырь и храмы, Патриарх отринул последние сомнения, и 14 ноября 1961 года Алексий (Ридигер) получил должность заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений — архиепископа Ярославского Никодима (Ротова). Вскоре в составе делегации, возглавляемой владыкой Никодимом, он впервые отправился в заграничную командировку — на греческий остров Родос, где состоялось Первое Всеправославное совещание. Оно было частью обширной программы сотрудничества со Всемирным советом Церквей.
Противники всякого общения Православной Церкви с другими христианскими вероисповеданиями называют владыку Никодима (Ротова) отъявленным экуменистом, а термином «никодимовщина» обозначают стремление сблизиться и соединиться с неправославными христианами. Собственно, экуменизм как попытка воссоединить распавшиеся ветви всемирного Христианства не противоречит православным убеждениям, ибо каждый день на молитве верующий человек просит Господа: «…раздирания Церквей утиши…» Сие раздирание болезненно для каждого, кто истинно верует во Христа и страстно мечтает о том, чтобы все христиане воссоединились. Но возможно ли это, если существуют многие разногласия по тем или иным вопросам и в этих разногласиях мы не можем прийти к единому мнению? Пока невозможно. Однако отчуждение приводит к ещё большим разногласиям, что мы и наблюдаем на протяжении столетий после того, как римляне объявили Восточную Церковь схизматической, раскольнической. Следовательно, вполне естественно от отчуждения переходить к терпеливому общению друг с другом. И наши архиереи, коих припечатывают клеймом экуменистов, руководствовались именно этим благородным порывом к сближению. Кто-то из них перегибал палку, стараясь проявить излишне дружеские чувства к протестантам, кто-то соблюдал необходимую дистанцию.
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ
(Продолжение следует.)