«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия» — поётся дважды в Великую субботу: за утреней, за литургией и в преддверии Пасхи на полунощнице.
Заканчивается поклонение Плащанице, её уносят в алтарь и полагают на престоле. Постепенно утихает скорбь, в душе воцаряется тишина, всё умолкает в ожидании Воскресения Христова.
Этот присущий великосубботним богослужениям переход от оплакивания к чаянию Воскресения отражает древняя русская икона XVI века «Спас на Убрусе и Не рыдай Мене, Мати» из Николо-Угрешского монастыря.
Иконография этого образа складывалась в Византии в течение нескольких веков. Первоначально в XII столетии появилось поясное изображение Христа во гробе, восходящее к Плащанице. По свидетельствам паломников, каждую пятницу во Влахернской церкви Константинополя вывешивалась Плащаница, сложенная таким образом, что тело Господа было видно лишь до пояса. Реликвия была недоступна для целования, поэтому вскоре на аналое стали полагать иконное изображение умершего Спасителя. Со временем этот образ приобрёл литургическое значение — для служб Страстной седмицы писались диптихи и выносные двухсторонние иконы, изображающие раздельно Христа во гробе и скорбящую Богоматерь. К XIV веку эти два святых образа соединились — так появилась икона «Не рыдай Мене, Мати», в этом же столетии она распространилась на Руси. По традиции, один раз в год — в Страстную пятницу — эту икону полагали на аналое. Благодаря этому песнопения Страстной пятницы и Великой субботы обретали ещё и зримый образ Богородицы, скорбящей над телом Христа. Каждый верующий мог видеть слёзы Пречистой и слышать её надгробный плач:
— Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люто утробою…
Как превозмочь смертную печаль?!
— Свет Мой и Радость Моя во гроб зайде: но не оставлю Его единаго, зде же умру и спогребуся Ему.
Как унять боль неизбывную при виде Сына единородного без славы, и без дыхания, и безобразна?!
— Не изглаголеши ли Рабе Твоей слова, Слове Божий? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимо иди Мене… — молит Богородица. Тогда втайне Духом Святым только Ей одной откроет Господь: «Не рыдай Мене, Мати… восстану бо и прославлюся».
И во свидетельство исполнения этого обещания иконописцы с XIV века изображают в верхней части иконы «Спас Нерукотворный» — символ торжества Жизни над смертью.
Икона «Спас на Убрусе и Не рыдай Мене, Мати» более трёх столетий пребывала в Николо-Угрешском монастыре до его окончательного разорения в 1930 году.
Вероятно, в 1570-х гг. Иоанн Грозный пожаловал этот образ Угрешской обители в честь победы над крымскими татарами в битве при Молодях. Поэтому расположенный в верхней части иконы «Спас на Убрусе» толковался как символ победы над врагом. Ведь именно Нерукотворный образ обыкновенно изображался на русских знамёнах и сопровождал русские войска во всех решающих сражениях. Вместе с этим помещение в нижней части иконы образа «Не рыдай Мене, Мати» символизировало оплакивание всех русских воинов, вставших на защиту родной земли и погибших на поле брани.
У этой иконы есть ещё один смысл, близкий напряжённым духовным исканиям своего времени. В эпоху Иоанна Грозного в иконописи стремились выразить сложность мироустройства, раскрыть в зрительных образах идею Божественного домостроительства. В одной иконе мог символически раскрываться весь замысел о спасении человечества от сотворения мира до Страшного Суда. Появившийся задолго до XVI столетия образ «Не рыдай Мене, Мати, со Спасом на Убрусе» предвосхищал эти поиски, соединяя в себе идею Воплощения Христа, Его Крестную смерть и Воскресение.
С одной стороны, эта икона, как и Плащаница, возводит мысли к страданиям и смерти Христа. О них напоминает перекрестие Древа за спиной Спасителя и плачущие Богородица и апостол Иоанн, словно предстоящие Распятию. Смерть воплощённого Бога кажется чем-то немыслимым, невместимым, невозможным… Но без смерти нет и Воскресения. Господь именно смертию смерть попрал.
C другой стороны, особенно явственно звучит в иконе тема Воскресения. Господь изображается во гробе лишь наполовину, ибо ад и смерть не могут Его удержать. Да сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1 Кор. 15, 54). И в ознаменование этой победы словно стяг воздвигнут над сценой оплакивания Спас Нерукотворный! Внизу Господь во гробе плотски, вверху — вечный торжествующий Христос, которому воспеваем: Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.
Есть ещё одно объяснение совместного изображения Нерукотворного образа и оплакивания Христа. Оно зиждется на той мысли, что смерть, даже будучи побеждена Спасителем, не устаёт караулить каждого из нас. Апостол Павел называет грех жалом смерти. И, будучи поражены грехом, все мы бежим от тени смертной и, подобно ветхому Адаму, протягиваем руку из темноты ко Христу.
Как Господь вывел Адама из ада, так и нас может Он возвести из мрака греховного к свету. А значит, нам остаются покаяние и надежда.
И поэтому, глядя на икону «Спас на Убрусе и Не рыдай Мене, Мати», мы снова и снова проходим литургический круг — от смерти к воскресению, от покаяния к очищению и соединению со Христом. Господь умирает ради нашего воскресения — как горько осознавать в этом и свою вину! Но на место скорби, слёз и покаянного плача скоро приходит радость. Так же как лик Христа запечатлелся на Убрусе ради исцеления царя Авгаря, так же непостижимо изображается Господь в каждом из нас через причастие Святых Таин, изгоняя болезни души и тела, обновляя наше естество. Нерукотворный образ сияет над вселенной, знаменуя каждому надежду на спасение. И мы молимся:
О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
Олеся Ивановна БАЯНОВА