10 лет назад, весной 2003 года, Мировая академия поэзии, созданная в Вероне, в городе, овеянном легендой о Ромео и Джульетте и приютившем Данте после изгнания из Флоренции, провела свой первый фестиваль — Всемирный день поэзии. Было решено проводить его всегда 21 марта — в день весеннего равноденствия, в астрономический день рождения весны.
Но ещё перед этим на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО тоже было решено отмечать Всемирный день поэзии. «Поэзия, — говорится в решении, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».
Сегодня уже традиционно во многих странах мира по случаю Всемирного дня поэзии проходят литературные вечера, фестивали, презентации новых книг, вручаются литературные премии.
К сожалению, русская поэзия сегодня изгнана из большинства СМИ и совсем не звучит в телеэфире. Кто-то скажет: не беда — времена, мол, не поэтические. Но тут ведь дело не в строчках, звучащих в рифму.
Василий Белов, недавно ушедший от нас, в конце жизни написал пронзительную повесть «Тяжкий крест» о своём друге — Василии Шукшине. Вот одно из его раздумий о русской сути: «В дневниках за 1817 год Василий Андреевич Жуковский оставил нам вполне загадочную, если судить с марксистских позиций, фразу: "Счастье не цель жизни". Александр Пушкин вслед своему учителю говорит, что "на свете счастья нет, но есть покой и воля"».
Если судить с этих высочайших вершин, то главный нравственный провал нашего времени состоит в том, что национальная поэзия перестала быть мерилом и камертоном бытия. Что говорить о книгоиздательском процессе, тиражах и конкретных авторах, если в эфире, в государственной жизни, даже на школьных уроках исчезает великая русская поэзия?
С чего начинается каждый год нового века: с бездарного кошмара, который творится и ширится во время безумных новогодних каникул по всем каналам ТВ. Вот лишь один потрясающий пример: любимая когда-то телезрителями программа «Песня года», где звучали новые создания, улетавшие потом в народ, началась в 2013 году (началась!) с дуэта Тимати и Г.Лепса «Я уеду жить в Лондон». Слова примитивны и вожделенны для тех, кого обслуживает наша попса:
Я уеду жить в Лондон,
Я уеду жить в Лондон,
Я уеду туда, где большая вода,
Может быть, навсегда.
Мне Москва будет сниться…
Это им, наверное, так кажется, что Абрамовичу или Березовскому снится моё родное Замоскворечье, где у них были шикарные офисы, где пел свою «Цыганскую венгерку» Аполлон Григорьев, где творили молодые Лев Толстой и Иван Шмелёв… Смешно и гнусно! Все приличные песни — перепевки советских шедевров. Прислушаешься, и становится страшно: в какое же безплодное время мы живём: мишура, блеск, натужное веселье, искусственные «звёзды», а петь-то нечего, ни словечка не запомнишь этой галиматьи!
Такие же пластмассовые поэты, как авторы текстов шлягеров, во главе с бывшим депутатом Мосгордумы, а теперь уполномоченным по правам ребёнка в Москве Евгением Абрамовичем Бунимовичем захватили (поскольку выделяются средства) Международный фестиваль «Биеннале поэтов», приуроченный к Всемирному дню поэзии. Никого из Союза писателей России на него не приглашают, зато из США и Израиля — обязательно! Между собой распределяется премия «Московский счёт». Так что всё схвачено, прикрыто именем Москвы и сенью мировой поэзии. А напор графоманских виршей — ширится.
По состоянию на 13 апреля 2012 года на сервере Стихи.ру было зарегистрировано более 540 000 авторов, из них 420 000 опубликовали свои произведения. Страшные цифры! «Как ни относись к этому ресурсу, его посещаемость устойчиво растёт», — отмечала в 2011 году «Литературная газета». По мнению другого автора того же издания, привлекательность сайта для авторов связана с отсутствием жёстких запретов: «Сайт принимает любые тексты практически без ограничений. Имеется даже раздел матерных стихов и частушек…» Да, кого только не найдёшь — только Поэтов нет, хотя бы в четверть уровня Рубцова или Кузнецова.
К наиболее показательным сервисам сайта относится так называемый «Помощник поэта». Программа «поможет вам подобрать рифму к любому слову, а также сочинить стихотворение». Вот такая компьютерная «поэзия». Интересно, что с помощью этой программы журналисты телеканала «Россия» написали сборник стихотворений «Вещь не в себе», приписанный вымышленному поэту Б.Сивко (аббревиатура от «бред сивой кобылы»):
Процветает кругом мракобесие,
Самодурство, и хамство, и ложь.
С вами Бог не пойдёт на безчестие
За богатство и ломаный грош!
Вроде и на стихи похоже, но нет в них жизни и божественности. Однако за сборник «Вещь не в себе» Московская городская писательская организация наградила Б.Сивко дипломом литературно-общественной премии «Золотая осень» имени С.А.Есенина с вручением одноимённого ордена «За верное служение отечественной литературе». Этому событию был посвящён ироничный телевизионный сюжет «Страна героев». Вот так лопухнулись мои коллеги. Печально…
Однако в безкрайней России и даже в насквозь коммерческой Московии есть достойные примеры подлинной поэзии, удачные попытки сберечь русское Слово, русскую Песню — от Фатьяновского праздника в Вязниках (летом состоится уже 40-й праздник «На солнечной поляночке») до фестиваля «Наша Родина — Россия!» в Волоколамске.
Расскажу подробнее о нём. В субботний погожий день только участники фестиваля были на этом легендарном поле, среди памятников и экспонатов замечательного музея 316-й Панфиловской дивизии в Нелидове. Ни одной семьи из мчащихся мимо машин, ни одной школьной экскурсии! Вот беда современной России: свидетельства нашей славной истории, следы её, запечатлённые хоть в царское, хоть в советское время, воздвигнутые монументы — пропадают втуне для подрастающего поколения!
Накануне мне довелось выступать в волоколамской гимназии №1. Там благодаря стараниям Татьяны Ивановны Бабуровой — учителя литературы Божией милостью, создан замечательный музей. Он и краеведческий, и военный, но главное — учебный. Ребёнку мало увидеть карту, полистать редкие книги — ему надо буквально прикоснуться к истории. Вот, например, есть в экспозиции немецкая вилка со значком орла вермахта, держащего в когтях свастику. «Привожу младшеклассников, спрашиваю, почему не получилось у фашистов совершить хвастливое: будем завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве? Догадываются, кричат наперебой: мы так им дали, что они тут вилки свои потеряли! Потом даже родители спрашивали: что за вилка такая у вас в музее — дома рассказы не смолкают». Это не просто историческая, а художественная деталь!
У памятника панфиловцам секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов прочитал тревожные строки, сочинённые здесь:
Окопы. Дубосеково. Фигуры
солдат-богатырей на рубеже…
На скоростях летят куда-то фуры,
и многое не помнится уже…
Но поэты обязаны помнить! В Нелидовском сельском культурном центре главный поэт волоколамской земли Александр Ивушкин открыл Круглый стол фестиваля «Ратные поля России в нашей литературе». Звучали не только публицистические раздумья и поэтические строки, но и горькие слова учителей. Ирина Шавповал из Осташевской средней школы со специальной программой обучения говорила, что литературе отведено всего 2 часа в неделю, а физкультуре — 3 часа. В 11-м классе проходят всего два сравнительно крупных произведения — «Сашка» Александра Кондратьева и «Это мы, Господи!» Константина Васильева. «Правда, — добавила Ирина Васильевна, — директор имеет право добавить дополнительный час в неделю. Наша директор понимает значение литературы, и поэтому я успеваю дать и "Сына полка", и "Повесть о настоящем человеке", и "Молодую гвардию", и другие произведения героического звучания, не уместившиеся в основную программу».
Сегодня ситуация изменяется к худшему: варваризация усугубилась. И невольно овладевает мысль, что это — осознанная политика, ибо патриотом России нельзя стать без знания отечественной литературы и истории. Поэтесса Людмила Сергеева из того же села Осташево, где высится памятник юным партизанам, рассказала о своём летнем потрясении в оздоровительном детском лагере Мострансавто в Дубосекове: «Я проводила конкурс рисунка к 200-летию Бородинской битвы. Спросила у ребят: "Кого вы знаете из русских полководцев 1812 года?" Раздался первый голос: "Наполеон!"
Я остолбенела, и тут вдруг кто-то вспомнил: "А, ещё Кутузов". Ладно. Ещё спрашиваю: "А где было главное Бородинское сражение?" После молчания кто-то из москвичей сказал: "Где-то на Филёвской линии метро". Много пришлось им рассказывать-растолковывать…»
Особо хочу сказать о поэтессе и ветеринаре Ольге Шмаковой, которая из Мытищ приехала учиться в волоколамский агротехникум «Холмогорка», стала членом местного литобъединения «Луч». По распределению уехала в Чеховский район, забросила стихи, но вдруг нашла адрес руководителя Александра Ивушкина, написала ему и снова обратилась к творчеству. Теперь приехала на фестиваль, чтобы представить свою книгу «По грани настоящего» в родном техникуме. В сборнике есть замечательные стихи. Как точно и одухотворённо написала она о тракторе «Беларусь», словно о живом существе. Этим стихотворением хочу завершить и свои заметки.
Трактор «Беларусь»
Здесь был колхоз. На поле запустелом
Кусты полыни навевают грусть.
В канаве, вбок скривясь железным телом,
Стоит забытый трактор «Беларусь».
Поеден ржой и выплакал всё масло,
И бак соляркой не заправлен вновь.
В деревне жизнь тихонечко угасла,
И стынет в жилах дизельная кровь.
Эх, не придёт от курева осиплый
Друг-тракторист по имени Иван.
И механизм шатунно-кривошипный
Не передаст движенье на кардан…
Ржавеет трактор. Сердцем безотказным
В четыре такта не взревёт мотор.
А у домов, забытых понапрасну,
От горя пьяный валится забор.
Александр Александрович БОБРОВ