«Между толерантностью и любовью» — эти слова представляются наиболее точным определением испытания веры Церкви, идущей и в XXI веке вслед своему Спасителю узким крестным путём. Всё, кажется, предельно просто. Где нет любви, там нет Церкви. Только любовь зряча, и только любовь не может быть равнодушна к опасности, угрожающей спасению человека и самой главной опасности — принятию греха как нормального явления.
«Между толерантностью и любовью» — эти слова представляются наиболее точным определением испытания веры Церкви, идущей и в XXI веке вслед своему Спасителю узким крестным путём. Всё, кажется, предельно просто. Где нет любви, там нет Церкви. Только любовь зряча, и только любовь не может быть равнодушна к опасности, угрожающей спасению человека и самой главной опасности — принятию греха как нормального явления.
Речь идёт о такой любви, из которой никто не может быть исключён. Искушение возникает в связи с так называемой толерантностью — той ложной любовью, которая путает, как правило, намеренно, понятия греха и грешника. Сразу оговоримся, что за толерантность порой принимают искреннюю любовь к другим с терпеливым отношением к их ложному свободному выбору и с глубоким желанием и стараниями помочь найти им истинный путь. Но кому не ясно, что попытка установить «мир и безопасность» на основах толерантности — иное, новое глобальное явление. После крушения великих идеологий минувшего века толерантность стала идеологией, превосходящей саму идеологию. Превосходящей саму человеческую мысль. Превознося на все лады тех, кто поклоняется этому новому идолу, новая идеология обретает право и власть безпощадно судить всех, кто противится ей.
Совершая память новых мучеников и исповедников Российских, мы размышляем не только о не имеющих аналогов в истории гонениях. Необходимо осмыслить факт не только явления величайшего сонма святых, но и небывалого по массовости отступничества. Как случилось, что в XX веке не только притворными, но и искренними приверженцами двух откровенно враждебных христианству идеологий (нацизма и большевизма) явились не только невежественные толпы, но и значительная часть интеллектуальной элиты как в России, так и на Западе? Как будто не существовало альтернативы. Не в этом ли смысле святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчески обличал накануне революции современную ему интеллигенцию? Небывалые гонения на Церковь в XX веке — вероятно, последняя репетиция зла перед приходом антихриста. Миллионы людей с лёгкостью поверили тогда столь грубой лжи — кто устоит перед имеющим всю силу обольстителя? Зло, согласно Писанию, должно раскрыться до конца, и это значит, что главные и ни с чем не сравнимые испытания впереди.
Если плюрализм может означать равенство добра и зла, а толерантность — принятие этого равенства, возникает естественный вопрос: может ли человек отказаться мыслить? Вопрос кому-то покажется странным, особенно при наличии столь впечатляющих достижений мысли в новой глобальной революции — экономической, информационной, генетической. Но чтобы утвердить грех как нормальное явление, то есть уничтожить человека, необходимо разоружить мысль, придать незаконный или неосновательный характер всякому виду сопротивления. Сопротивляться — во имя чего? «Когда основания разрушены, что может праведник?» — говорит псалом. Если отвергается идея основательности человеческого существования, следует признать законность переменчивости человеческого разума. Такой разум, по определению, становится условным, легко подвергаемым ревизии, его существование просто проблематично. Он приносится в жертву каким угодно прагматическим целям и заранее вступает в соглашение с преступлениями, совершаемыми адептами толерантности и плюрализма. Он не может ничего им противопоставить, кроме своей способности к адаптации ради сохранения хоть какого-то общения между людьми. Сопротивление, сведённое к минимуму в естественном желании человеческой справедливости, правды и добра, оказывается более чем недостаточным. Но есть сила Господня и Крест Его.
Когда мир утверждает неадекватность «традиционной мысли», есть один только выход — глубокое приобщение древней и всегда новой культуре совершенной самоотдачи в крестной пасхальной жизни, даже до мученичества. Только здесь слово истины обретает реальность. И только здесь может родиться надежда, что не всё ещё для погибающего мира потеряно. И только в этом смысле мы можем говорить о необходимости толерантности — терпеливого отношения Церкви к заблуждениям мира.
О такой толерантности, которая законна только в свете верности Кресту Христову.
В современном нигилизме в этом смысле есть не только недостатки, но и достоинства. Этот нигилизм может быть не обязательно онтологического характера, не отрицанием по существу. Мы живём в мире, где онтология, метафизика, фундаментализм и все понятия, которые они содержат — Бог, истина, сущность, — переживают кризис. И мы должны увидеть, почему Бог попускает такому быть. Это значит, мы должны явить подлинность высших ценностей. Это значит, что они были слишком внешними, поверхностными, нереальными для многих ищущих истину. И мы можем сделать это только ценой совершенной отдачи себя в готовности к мученичеству, которого никому не избежать, если он ищет истину в мире торжествующего зла. Только тогда, когда мы не идём ни на какой компромисс со злом, царствующим сегодня в мире, мы можем оказаться способными молиться даже за убивающих нас. Вы будете ненавидимы всеми за имя Мое, — говорит Христос. Это хуже смерти самой. Христиане будут ненавидимы всеми людьми — это значит всеми плохими, порочными, злыми людьми, и это значит — грех будет нормой для всех.
Религия Бога любви может вызывать самую великую ненависть. Свет Евангелия будет невыносим для них, потому что будет раскрывать их злые дела. Миру, лежащему во зле, было ненавистно то преображение, которое предлагал Христос. Он ненавидел Христа, а теперь всю свою ненависть обращает на тех, кто Христовы, за имя Его. Перенесение христианами таких страданий, а также то, что они ненавидимы худшими из людей, будет свидетельством, что христианство — добро и многих ищущих истину обратит к вере. Их мужество, бодрость и постоянство среди не прекращающихся испытаний будут свидетельством, что они свято верят в то, что проповедуют и что их поддерживает Божия сила.
Не к толерантности — терпению к злу и равнодушному принятию его, — а к твёрдому стоянию против зла даже до смерти призваны христиане. Ради любви к ненавидящим нас и убивающим нас и ради спасения всех, кто нуждается в спасении. Наш долг всегда, и особенно в опасные времена, хранить таким терпением, по слову Христову, души наши, чтобы ничто не могло смутить, расслабить и тем более погубить их. Терпение — не просто способность всё переносить, но способность обращать всё в величие Христово и славу. Что поражало всегда язычников во времена гонений? То, что мученики не умирали мрачно, они с радостью, как на праздник, как на служение Божественной литургии, шли на смерть (вспомним священномученика Владимира Киевского и преподобномученицу великую княгиню Елизавету). Терпение — качество, которое даёт человеку силы не просто страдать, но побеждать Христовой победой. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4).
Что бы ни происходило, верные Господу должны стоять до пролития крови. Претерпевший же до конца спасется. Терпению уготованы венцы. Но путь к вечному блаженству — вся жизнь. Можно победить во многих сражениях и проиграть войну. «Мы видели многих, достигших гавани спасения и внезапно потерпевших кораблекрушение», — свидетельствуют святые отцы. И даже дойдя до врат небес, можно увидеть, что рядом — дорога во ад. Только до конца претерпевший спасётся. Так «из-за умножения беззакония охладеет любовь» в мире, что до конца претерпеть можно будет только любовью Возлюбившего нас до конца (Ин. 13, 1).
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ