Сократу приписывают изречение: «Тот не сапожник, кто не умеет тачать сапоги; тот не пастух, кто уменьшает своё стадо; тот не правитель, при ком сокращается его народ». Это замечание мыслителя совсем близко к нашей теме, времени и конкретно к России.
Сегодня в России партий полно, популистских программ ещё больше, а исторического видения России нет. Есть пёстрый политический ковёр, на котором монархисты ратуют за монархию, православные — за православную монархию, националисты — за «Россию для русских», демократы, с позором провалившись по всем своим «теоретическим» статьям, просто критикуют власть, как, впрочем, и либералы, выглядывающие из-под юбки существующей. В спор вмешиваются «евразийцы», которых засвистывают апологеты имперского (в территориальных пределах СССР) развития России.
Если говорить о монархии, то она предполагает единство политической формы и духовного содержания общества, не только целостного, но готового к такому выбору и согласного на него. Этого нет. В условиях экономической разрухи, к которым следует добавить давнюю «разруху в голове», а также многонациональных и многоконфессиональных составляющих — сейчас это даже теоретически нереально: прежде чем надеть корону на голову, нужно надеть сапоги на ноги… Либералы и демократы, по существу, проводят «политику» либеральных дворян середины XIX в., желавших России поражения не только в Крымской, но и во всякой другой войне, что, вспомним, вызывало безудержный гнев поэта и дипломата Ф.Тютчева.
Вывод следующий: недопустимо подгонять бытие страны под ту или иную «хорошую» идею. Что касается «хороших средств», то никакая система правления и никакое правительство не в состоянии исправить положение дел, если к этому не будет стремиться сам народ. Если жизнь страны (десятилетиями!) не меняется в лучшую сторону, значит, для этого не созрело главное действующее лицо истории — народ. Если последний будет заливать «горе» — «горькой», кидаясь от слёз к водке, то, разуверившись в себе окончательно, никогда не способен будет на повседневную трудную, но спасительную работу. Лишь поверив в себя, общество способно будет выделить из своих недр Личность или группу пассионариев, способных возглавить и организовать великое дело возрождения.
Реально ли это сейчас? Буквально сейчас — нет. Общество попросту не готово к тотальному авралу. Слишком долго его развращали лгуны от власти и воры от неё же. Наши люди, отвыкнув от труда, легко ловятся на приманку быстрого, лёгкого заработка. Самостоятельная, упорная и напряжённая работа никого не пленяет. Этому потворствует «либерализация» отношения к труду: хочешь — работай, хочешь — нет. Никакой уверенности в завтрашнем дне нет. Отсюда пьянство, «разбавленное» наркотиками. Нет сильных примеров и со стороны духовных властей. История даёт немало примеров, когда благостность не по вере ведёт к политической пассивности, лишает людей инстинкта социального самосохранения и нивелирует волю, таким образом взращивая духовное ничтожество. А ведь когда-то русский стрелец, идя к эшафоту, мог сказать царю: «Отойди, Государь, здесь моё место!» Это и была смерть за Родину. Мужество гордого стрельца питала принадлежность к чему-то значительному, великому.
Безверие в себя и свои (личные) возможности, а главное — в Бога свидетельствует не только об измельчании духа, но и о неосознанном стремлении к личностному и социальному исчезновению. Тут не только о гордости, но даже об уважении к себе говорить не приходится. За что уважать уныние и пораженчество во всём — в вере, надежде, деле, социальном и политическом бытии?! Михайло Ломоносов знал, что говорил, когда заявлял: я не только перед вельможами земными, но и пред Воинством Небесным дураком и холопом предстать не желаю!
Великий «архангельский мужик» десять раз прав, поскольку глупость и холопство страшны не сами по себе, а числом людей, которые их разделяют. Ясное сознавание своих (или чужих) достоинств не является гордыней, а вот смирение вне веры в себя уничтожает и веру, и личность, приводя общество к историческому тупику. Во всех своих связях малодушность есть сводная сестра слабости и трусости, которые рождают предательство! Считаю кощунством привносить в духовное и социальное бытие психологию раба. А в современной России, погрязшей в безкрайней коррупции, это ещё и преступление. Осознанное или неосознанное — это другой вопрос.
Есть ли из всего этого выход? Есть. Решение проблем возможно лишь при монолитной сплочённости народа, лидера страны и его команды, знающих пути оздоровления жизни России. Политический «человек» может быть необыкновенно умным, но если у него нет идей по выводу страны из кризиса, то толку с его ума — грош. Отсюда важность каждой детали, определяющей политический механизм и формы социальной поддержки в выборе первых лиц государства.
В пользу экстренных мер говорит всё, а более всего — потерянное время. Именно оно показало, что истинных профессионалов у нынешней власти нет! Россия должна быть для тех, кто не только разделяет духовные, нравственные и культурные ценности русского народа, но преумножает их, и кто готов биться насмерть за их осуществление!
Виктор Алексеевич СИРОТИН