Слово редактора - Александр Крутов - Вложи руку твою в руку Божию

На дворе 2009 год от Рождества Христова. Но сколько ещё людей не знают и не понимают двух наших великих праздников, всего-то и разделённых святочными днями: Рождества Христова и Богоявления. Без этих праздников не было бы для нас и Праздника Праздников «Пасхи нетления и мiру спасения».

Как часто мы своим плотским умом стремимся постичь тайну своей жизни, страны, мiра. Но никакими конференциями, круглыми столами, симпозиумами не можем объяснить, почему могучее государство разваливается в три дня? Почему власть достаётся наглым, безсовестным, безпринципным? Почему богатство не приносит радости? И ещё тысячи «почему»...

Каждый, кто идёт путём православной веры, а этот путь святитель Феофан Затворник называл «тайным и сокровенным», знает, что мы, закосневшие в своеволии и самолюбии, в своих страстях, не имеем ни мудрости змеиной, ни кротости голубиной. Так что где уж нам «стяжать дух мирен» и познать Божию волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегал нас от самомнения в стремлении вместить в наш слабый ум невместимое. В своих «Аскетических опытах» он рассказывает о великом пустынножителе египетском св. Антонии Великом, который однажды задумался о тайне Божиих судеб. И хотя разум святого Антония Великого был, в отличие от нашего, осенён Божественною благодатию, он тщетно искал ответы на свои вопросы: почему один рождается бедным, а другой — богатым, почему один умирает старцем, а другой — юным и даже младенцем, отчего один всегда весел и счастлив, а другого не оставляют скорби и несчастья? Когда святой старец утомился от размышлений безплодных, услышал с Неба глас: «Антоний! Это — судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай».

А что значит внимать себе? Это значит прислушаться к голосу совести, освободить душу от коросты греха и мерзости и открыть её свету Вифлеемской звезды. Обратимся к душе своей: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй». И если воспрянет душа, то она будет награждена благодатными минутами, которые дадут нашему мозаичному сознанию, пусть на малое время, преодолеть ограниченность человеческого ума и почувствовать целостность Божиего мiра, связь времён, связь каждого мгновения земного бытия с вечной жизнью. Такое ощущаешь в старинных намоленных церквах и монастырях. Именно там чувствуешь реальность Святой Руси.

Такие минуты не придут к тебе перед телеэкраном, где ты проживаешь жизнь киношных героев и безвозвратно теряешь свою, взрослея и старея у телевизора. Нам так хочется жить «легко и приятно», что мы готовы даже отказаться от нашей «веры непостыдной» ради толерантности и политкорректности. Отсюда — полная духовная дезориентация, помрачение внутреннего зрения, неспособность различать всевозможные подмены и соблазны. Мы принимаем «лукавую ложь» за правду. Тем самым, даже сами не подозревая, мы участвуем в «тайне беззакония» на стороне антихристианских сил.

Мы так не укоренены в родной духовной почве, что готовы идти за очередной «единой» партией «нового типа» к «светлому будущему», объединившись в «новую историческую общность», столь же искусственную, как и предыдущая. Нам снова предлагают построить «земной рай» без веры и Церкви Христовой, без рождённого для нашего спасения Господа Иисуса Христа. Нашим детям, как и прежде, отказывают в изучении в школах даже не Закона Божиего, а «Основ православной культуры», стремясь выкорчевать в нашем народе православный русский корень.

Один старец сказал, что история раскрывает нам нравственные уроки, которые Бог преподаёт всей Вселенной. В XX веке в России выросли миллионы людей без родительской молитвы, без Исповеди, Покаяния и Причастия. Они зачинали детей в дни постов, учили их тому, что человек произошёл от обезьяны и «бытие определяет сознание», говорили, что религия — «выдумка попов», «Гагарин летал и Бога не видел», а отсчёт времени начинается с 1917 года. Всё это предопределило и привело к распаду, казалось бы, могучего государства, разгулу сегодняшней либеральной бесовщины.

Извлекли ли русские люди урок из содеянного? Нет. Чрево всё так же продолжает командовать душой, и даже если не отвергает Бога, то старается использовать его в своих интересах. Современный русский мыслитель Игорь Ростиславович Шафаревич верно и горько заметил: «Самое страшное в нынешнем состоянии России, что русских по духу у нас сейчас меньшинство». И это в то время, когда «поверхность века нашего, — как писал русский писатель Борис Зайцев, — есть ненависть ко Христу, мешающему быть преступником и торгашом».

Что делать русскому человеку, для которого Святая Русь — духовная реальность? Просвещать душу светом Христовым. С Богом - и один в поле воин. Как говорит народная пословица: «Подумаешь — горе, а раздумаешь — Божия воля».

Возрождение России, о котором так много говорят и пишут целые программы, возможно лишь после того, как мы вернёмся к своим истинным святыням, к Православию. Пока ещё не поздно. Живым напутствием звучат для нас слова старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Путь, Истина и Жизнь — Христос Бог явился в мiр. И мир Свой принёс Богомладенец на землю, и Божий мир даровал людям Христос Спаситель подвигом краткой земной жизни Своей. Но подвигом веры нашей входит в жизнь нашу этот Божий мир — Божественная любовь и Божественное милосердие.

И не потому ли, что истощилась вера наша, мерещатся теперь в смиренном мiре, ожидающем бедствий, два противоположных образа: образ поруганной Божией любви и торжествующий смех дьявольской злобы. И не эта ли вражья злоба исторгает теперь из среды Церкви оскудевших любовью, и брат перестаёт понимать брата, и сын забывает отца, а образ поруганной Божией любви возвещает смерть.

Други наши, устрашимся видения, приникнем к Богомладенцу Христу в покаянной мольбе, изливая пред Ним тихие молитвы.

И Он, Господь наш и Бог, вразумит и обновит, сохранит нас всех, в бедствии припавших к Нему.

Сегодня — Рождество Христово, день начала подвига Спасителя мира.

Сегодня — день испытания нашей любви и верности Ему.

И пусть услышит мир нашей жизнью возвещённую истину: "С нами Бог, разумейте, языцы... яко с нами Бог!"

С радостью величайшего праздника Рождества Христова вас всех поздравляем!»

Христос рождается!

Славите!

Александр Николаевич Крутов

"Русский Дом", №1, январь, 2009г.