Благоустройство любого населённого пункта, будь то село или город, — это забота не только о поддержании и развитии его инфраструктуры, но и о сохранении, воссоздании или преображении его внешнего облика, отражающего прежде всего культурные традиции местного населения.
Именно внешний облик делает проблему благоустройства селения исторически значимой. Не случайно временной слой, открывающийся при раскопках и несущий информацию о жизни людей, называется в археологии не иначе, как культурным слоем.
Уже не одно десятилетие на Руси благодаря пренебрежительному, если не враждебному отношению властьпридержащих к национальной культуре и инертности граждан уродуются, угасают исконно русские города. Безнадёжно обезличена Москва. Потерянными, чужими выглядят выжившие памятники русской культуры в Ярославле, Великом Новгороде, Рязани, Коломне, Владимире, не вписываясь в сложившийся вокруг ландшафт с сумбурно стилевой застройкой. В уныние приводит архитектурная запущенность Звенигорода, Торжка, Углича. Даже Псков, за который самоотверженно, как воин, бился Савва Ямщиков, не пощадили ни чиновники, ни новоявленные «зодчие», ни обыватели: набережную в Запсковье напротив Крома отдали на откуп современной престижной безвкусице.
Истинным чудом при всей нынешней антинациональной политике в градостроительстве выглядит среди русских городов Дмитров! Показательно скупое, но точное сравнение двух русских городов, которое поместил в интернете на сайте Dmitrov.su некий аноним из Твери, побывавший в Дмитрове: «Если сравнивать Дмитров и Тверь, то сразу бросается в глаза одно отличие: у них городской архитектор есть, в Твери же главного архитектора нет… Старые дома пожгли, а возводят на их месте — кто во что горазд! — такие архитектурные «монстры» и «монстрики», что напрашивается вывод о небескорыстной слепоте тверских архитекторов. Город уродуется, и что печальнее всего — это определяет застройку его на долгие годы вперёд… Центр Дмитрова стилизован в соответствии со сложившимся историческим обликом города… Заметно, что архитектор видит перед глазами не отдельные дома, а улицы и в целом городской ландшафт. Есть чему поучиться в Дмитрове, хотя это и уездный город, а наш всё-таки губернский».
Ещё что не может не отметить с радостью неравнодушный к судьбе русских городов человек, конечно же, то, что современное строительство и реконструкция исторических объектов ведутся в Дмитрове одновременно. Так, за последние десять лет построены великолепные Ледовый дворец, «Фитнес-клуб», гостиница «Кристалл», Краеведческий музей с выставочными залами, поднят из руин Борисо-Глебский монастырь и проведены работы, в результате которых все постройки на территории внутри городского Вала вновь объединились в самобытный архитектурный ансамбль.
Из-за того, что стилистика большинства современных зданий, возводимых в Дмитрове, не перечит исконной городской среде, здесь всё ещё ощутим «русский дух». Неубыванию этой уникальной атмосферы способствуют скульптурные памятники (и какие искусные!), установленные на площадях города, — Димитрию Солунскому, Юрию Долгорукому, Кириллу и Мефодию, Борису и Глебу. Тем людям, чьи идеалы искони дороги каждому русичу.
А как украшают Дмитров его многочисленные фонтаны! Каждый по-своему уникален и каждый же лишён даже налёта вычурности или пошлости.
Многим восхищает Дмитров. Но вслед за восхищением он вызывает и тревогу за свою судьбу. Ведь, как известно, чем краше, чище, святее место, тем больше бесов атакуют его.
И вот, будто и незаметно, возле Сбербанка и Торгово-Промышленной палаты обживается Гермес, укравший в своё время у Аполлона стадо коров, у Зевса — скипетр, у Посейдона — трезубец, а у Ареса — меч и прослывший среди язычников богом мошенников и воров, закономерно ставший олицетворением прибыли, хитрости и лукавства. (А кого на Руси испокон веков называют Лукавым?)
И вот на Профессиональной улице в ряду благопристойных зданий возникает здание торгово-развлекательного центра «Гелиос» (Солнце) — образец китча (дешёвки, безвкусицы, рассчитанной на внешний эффект) в современной архитектуре.
А в лучах этого «солнца» новые и обновлённые городские сооружения безпорядочно заполняются «торговыми точками». Таких торговых центров в Дмитрове сегодня не счесть: «Дмитровский», «Альбатрос», «Исток», «Сити», «Русь» и т.д. Недавно возле Вала открылся ещё один. Нет, в русских городах торговля велась чинно, упорядоченно: в каждой лавке (магазине) — свой товар, на соседних прилавках сбруей и соболями не торговали, даже на ярмарках места группировались по видам товара.
…Еду как-то в очередной раз в Дмитров. Разговорился в электричке с одним из дмитровчан, которые возвращались с работы в Москве в родной город.
— Не понимаю, — сказал он с чувством горечи, — чем так привлекает вас Дмитров. Это же «торгашеский шалман»!
На самом деле печально не только то, что, прельщая чиновников и торговцев голой прибылью, всё смелее год от года голый божок Гермес хозяйничает в городе на свой манер, но и то, что ему удаётся препятствовать культурному процветанию города. В Дмитрове до сих пор нет специально оборудованных, скажем, театра, концертного зала. И будут ли?
А как не тревожиться из-за того, что помимо новоиспечённого памятника Гермесу Дмитров всё ещё «украшает» памятник другому чудовищу — кровавому диктатору Ленину, проявившему себя душегубом по отношению прежде всего к русским людям? Кстати сказать, по иронии судьбы, памятники Ленину и Юрию Долгорукому с одинаково простёртыми десницами противостоят друг другу на центральной площади. Как это символично для современного Дмитрова!
Каким будет Дмитров — покажет время. Но каким ему быть — зависит прежде всего от его жителей. Чьё покровительство они изберут — Димитрия Солунского с Юрием Долгоруким или голенького заморского божка Гермеса? А может, того же Ленина?
Да хранит Господь славный русский город Дмитров от напасти как бесовского коварства, так и людского заблуждения!
Павел Валерьевич СКВОРЦОВ