Есть такой анекдот: малыш-червяк спрашивает маму: «А где папа?» — «Папа пошёл с большими мужиками рыбу ловить», — отвечает мама. Этот анекдот — про Польшу.
Согласно готскому историку Иордану, славяне ещё в VI веке от Рождества Христова составляли большую часть населения Центральной и Восточной Европы. Поэтому на протяжении всего средневековья германцы делали всё, чтобы не допустить существования славянских государств. В этом же направлении действовали турки-османы на юге Европы. В Центральной Европе устояло только одно славянское государство — Польша. Это безусловная заслуга польского народа. Второй заслугой польского народа является то, что славянская (т.е. не только польская) идеология и история зародились именно в Польше. Вплоть до конца XVI века Польша, будучи католической, не была, однако, русофобской — более того, понятие «Русь» применялось тогда расширительно и… к Польше, о чём сейчас мало кто знает, в том числе и сами поляки. Например, одна из основополагающих польских исторических книг Матвея Стрыйковского называется «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» (1582).
Ранее, в конце 80-х годов XV века, польский хронист Бернарж Вапповский (1456—1535) написал в труде о происхождении Москвы: «Поляки, чехи, болгары, словены и прочие русы происходят от Мосоха или Москвы, сына Иафетова, и вышли из краёв Московских». Это же самое утверждал и другой польский историк — Мартин Бельский (1495—1575) в своей книге «О происхождении народа польского», где, сообщая о сыновьях Иафета, добавляет: «Мезех, от которого Москва и все словены…» В книге «Польская хроника» (1564) М.Бельский говорит: «Сама языковая общность наша с московитами явно свидетельствует, что мы происходим от одного народа и потому должны быть детьми от одного общего отца».
А упомянутый выше М.Стрыйковский называл «князя Мосоха» основателем города Москвы и «патриархом нашим Мосохом Иафетовичем». Далее Стрыйковский сообщает, что в Северную Русь князь Мосох прибыл вместе со своим кровным братом Асармотом (Сарматом), по имени которого и назвали местных русов по всей округе. При этом историк ссылался на «Иудейскую войну» Иосифа Флавия (кн. 1, гл. 14) и Библию (Быт. 10). Об основателях Киева Стрыйковский говорит: «Кий, Щек и Хорив, князья Русские, были родными братьями, а четвёртой их сестра Лыбедь, с народа и потомства Иафетова и Мосоха сына его».
В этом же духе писал и польский историк Станислав Сарницкий (1532—1597): «Нет никакого сомнения, что наш народ… в древности называли сарматами» (Из книги «Описание древней и современной Польши», 1585). Далее в книге «Анналы» (1587) Сарницкий подробно рассказывает на основании древних хроник, что «Царство мосхов» на северных Русских землях основал князь Мосох.
Не какие-то «сумасшедшие русофилы», а весьма чтимые в Польше историки приводят и датировку построения города Москвы князем Мосохом, и хотя у них имеются небольшие различия, большинство утверждает, что это произошло спустя 1800 лет от сотворения мира. Приводятся и такие даты: «спустя 157 лет после Потопа», или «25 лет после Вавилонского столпотворения», или «за 2190 лет до рождения Христа», когда русами «правил государь Асармот».
Надо сказать, что до конца XVI в. наши летописцы, если не считать уделившего этой теме всего несколько слов Нестора Печерского в начале «Повести временных лет» и безымянного автора «Толковой Палеи на иудеев», историей восточных славян докиевского периода не занимались, так что настоящие авторы «теории русских древностей» — поляки и чехи. «Эта теория была принята сначала всей славянской историографией и, в частности, старой польской школой (Кадлубек, Богухвал, Мержва, Chronica Polonorum, Chronica principum Poloniae, Длугош и т.д.) и чешской (Далимил, Ян Маригнола, Пшибик Пулкава, Гаек из Либочан, Б.Папроцкий)…» — писал чешский историк-славист Любор Нидерле. Кстати, этой теории придерживались и многие польские историки ХХ века, в частности, Тадеуш Лер-Сплавинский.
Так что, когда мы ругаем поляков (даже когда ругаем за дело), следует помнить, что польские историки, этнографы и археологи много сделали в полемике с «немецкой исторической школой» для доказательства автохтонности славянского, в том числе и русского населения Европы.
Поначалу, когда немецкие рыцарские ордена наседали на Польшу, католизация страны не играла ещё решающей роли в её цивилизационном выборе. Но когда поляки отбились, они забыли о своих общих с русскими корнях, и их неудержимо потянуло «в Европу» — особенно жаждущую европейской роскоши знать. Ватикан немедленно воспользовался этим и начал диктовать правила игры. Польшу решено было использовать как таран против поднимающего голову Московского государства. Увы, поляки и литовцы, ещё недавно в союзе с русскими отражавшие натиск Запада на Восток, согласились на эту малопочтенную роль. Они пошли «с большими мужиками рыбу ловить». За это Запад позволил Речи Посполитой расширить границы «от можа и до можа» (от Балтийского моря до Чёрного) за счёт исторических русских земель.
Забегая вперёд, скажем, что в конце XVIII в., когда стало ясно, что Речь Посполитая с задачей, возложенной на неё Ватиканом, не справилась, Запад в лице Пруссии и Австрии с удовольствием поучаствовал в её разделе. Более того, они-то этот раздел и предложили. Славяне, берегитесь данайцев, дары приносящих!
Участие Польши в «натиске на Восток» привело к тому, что раннепольская общеславянская идеология («мы должны быть детьми от одного общего отца») была забыта, «отцом» стал считаться Запад, а русское православное население восточных областей Речи Посполитой — людьми второго сорта.
К сожалению, именно тогда, когда Польша проиграла России «спор славян между собою», антирусская идеология в ней окончательно возобладала. Не исключено, что и разделов Польши бы не было, если бы она соблюдала условия подписанного с Россией в 1768 г. договора о равноправии православных (вы будете смеяться, но их тогда называли «диссидентами»). Однако новая русофобская и антиправославная привычка Польши стала уже её второй натурой.
В XVIII в. Речь Посполитая переживала экономический и политический упадок. Её раздирала борьба партий, которой способствовал устаревший государственный строй: выборность и ограниченность королевской власти, право liberum veto, когда любой член сейма (высшего представительного органа управления) мог заблокировать принятие решения, поддержанного большинством. В 1768 г. часть магнатов и шляхты, не принимая условий русско-польского договора о «равноправии диссидентов» (православных и лютеран), образовала при поддержке Австрии и Франции в Баре (Подолия) Конфедерацию против России и её союзника короля Станислава Августа Понятовского (1764—1795). Целью её было сохранение господствующей роли католицизма и упразднение права liberum veto, которое в условиях конфессионального равноправия стало католической шляхте невыгодно.
Под давлением российского посланника Н.В.Репнина польский сенат обратился за помощью к Екатерине II.Русские войска вступили в Польшу и в ходе кампаний 1768—1772 гг. нанесли ряд поражений армии конфедератов. По предложению Австрии и Пруссии, опасавшихся захвата Россией всех польско-литовских земель, 17 февраля 1772 года был осуществлён Первый раздел Речи Посполитой, в результате которого она лишилась ряда важных пограничных территорий. К России отошли южная Лифляндия с Динабургом, восточная Белоруссия с Полоцком, Витебском и Могилевым и восточная часть Чёрной Руси (правобережье Западной Двины и левобережье Березины); к Пруссии — Западная Пруссия (Польское Поморье) без Гданьска и Торуня и небольшая часть Куявии и Великой Польши (округ р. Нетцы); к Австрии — большая часть Червонной Руси со Львовом и Галичем и южная часть Малой Польши (Западная Украина). Раздел был одобрен польским сеймом в 1773 г.
Прусский король Фридрих откровенно признавался, что из трёх держав, овладевших польскими областями, одна Россия имела на то нравственное право, поскольку возвратила свои древние земли. А вот Пруссия и Австрия действительно воспользовались слабостью Польши для захватов славянских земель.
13 января 1793 года Россия и Пруссия подписали тайное соглашение о Втором разделе Речи Посполитой; его условия были объявлены полякам 27 марта в волынском местечке Полоном. Россия получила Западную Белоруссию с Минском, центральную часть Чёрной Руси, Восточное Полесье с Пинском, Правобережную Украину с Житомиром, Восточную Волынь и большую часть Подолии с Каменцом и Брацлавом; Пруссия — Великую Польшу с Гнезно и Познанью, Куявию, Торунь и Гданьск. Раздел был одобрен Гродненским сеймом летом 1793 г., который также принял решение о сокращении польских вооружённых сил до 15 тыс. штыков и сабель. Территория Речи Посполитой уменьшилась вдвое.
В 1795 г., после того, как А.В.Суворов разбил повстанцев-конфедератов во главе с Т.Костюшко, Россия, Австрия и Пруссия произвели Третий, окончательный, раздел Речи Посполитой. К России отошли Курляндия и Семигалия с Митавой и Либавой (совр. Южная Латвия), Литва с Вильно и Гродно, западная часть Чёрной Руси, Западное Полесье с Брестом и Западная Волынь с Луцком; к Пруссии — основная часть Подляшья и Мазовии с Варшавой; к Австрии — Южная Мазовия, Южное Подляшье и северная часть Малой Польши с Краковом и Люблиным (Западная Галиция). Станислав Август Понятовский отрёкся от престола. Польско-Литовское государство прекратило своё существование.
В исторической науке порой выделяют также Четвёртый раздел Польши. В 1807 г., разгромив Пруссию и заключив Тильзитский мир с Россией, Наполеон образовал из отнятых у Пруссии польских земель Великое герцогство Варшавское во главе с саксонским курфюрстом. В 1809 г., одержав победу над Австрией, он включил в состав Великого герцогства Западную Галицию. После падения наполеоновской империи на Венском конгрессе 1814—1815 гг. был произведён Четвёртый раздел (точнее — передел) Польши: Россия получила земли, отошедшие к Австрии и Пруссии в результате Третьего раздела (Мазовия, Подляшье, северная часть Малой Польши и Червонной Руси) за исключением Кракова, объявленного вольным городом, а также Куявию и основную часть Великой Польши; Пруссии были возвращены Польское поморье и западная часть Великой Польши с Познанью, Австрии — южная часть Малой Польши и большая часть Червонной Руси. В 1846 г. Австрия с согласия России и Пруссии аннексировала Краков.
Вот так закончился для Польши «натиск на Восток».
В нынешней, посткоммунистической Польше, обязанной своими границами на западе исключительно Сталину, упоминать о славянстве поляков считается дурным тоном. Теперь они — «просто европейская нация».
Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ