10 декабря 1822 года, 190 лет назад, родился гениальный славянский православный философ, историк, публицист, естествоиспытатель, автор провидческой книги «Россия и Европа» Николай Яковлевич Данилевский.
К нашему стыду, до сих пор имя Николая Яковлевича Данилевского не увековечено ни в России, где он родился в селе Оберец Измалковского района на Орловщине (ныне Липецкая область), ни в Крыму, где в своём имении Мшатка под Форосом он создал свой главный философский труд — книгу «Россия и Европа» — и где похоронен в «Кипарисовом зале» в ноябре 1885 года. Во всей России нет даже улицы, носящей имя Н.Я.Данилевского!
«Настольной книгой всех русских надолго» называл книгу «Россия и Европа» Ф.М.Достоевский, признаваясь в письмах, что ждёт её новых глав, как голодный — куска хлеба. Идеи Николая Яковлевича Данилевского и сегодня не теряют своей экономической и политической остроты. Он предсказал все потрясения и горести славянских стран и России, но предсказал и пути выхода из кризиса. Не случайно его во всём мире называют Апостолом Славянства, а книгу «Россия и Европа» — «всеславянской библией».
Его призыв к славянским народам, чтобы выжить в этом многострадальном мире, чтобы сохранить свою особую культуру — объединяйтесь, звучит сегодня не просто актуально, но и спасительно.
Открытые Н.Я.Данилевским законы исторического развития приводят к неизбежному выводу о том, что история каждого культурно-исторического типа имеет собственные отличия и ценности. Россия является ядром самобытной цивилизации, стержнем которой были и остаются русский народ и великая русская культура, имеющая православную духовную основу. Одновременно развивая свою цивилизацию в четырёх аспектах: 1) религиозном, 2) культурном, 3) политическом, 4) общественно-экономическом, Россия сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы и тупика.
«Для всякого славянина — после Бога и Его Святой Церкви — идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не достижимо без её осуществления — без духовно-, народно- и политически-самобытного независимого Славянства; а напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности, — писал Н.Я.Данилевский. — Всеславянский союз есть единственная твёрдая основа, на которой может вырасти самобытная славянская культура. Этот союз необходим славянским странам для самосохранения».
Патриотизм, как известно, начинается с семьи, и род великого русского православного философа вписал в историю России немало ярких страниц. Думается, что свою великую книгу «Россия и Европа» философ написал под влиянием примера своего отца Якова Ивановича Данилевского — генерала войны с Наполеоном 1812 года, командира гусарского полка, человека безудержной храбрости, участника битвы народов под Лейпцигом, а впоследствии коменданта Белграда и участника Севастопольской кампании, Крымской войны 1853 — 1854 годов.
Всю свою жизнь Н.Я.Данилевский провёл в трудах во имя России, изучал её рыбные промыслы на Каспии, Азовском и Черном морях, был начальником экспедиции по исследованию рыболовства на Белом море и Ледовитом океане. По результатам исследований в дельте Кубани ему была присуждена высшая награда Императорского русского географического общества — Большая Константиновская медаль. Его многочисленные отчёты имели большую практическую ценность для рыболовства. Им были составлены правила владения водами в Крыму. В Крыму его помнят как одного из первых директоров Никитского ботанического сада.
На счету Н.Я.Данилевского множество статей по экономике и геополитике, по филологии и историософии, обширный труд «Критика дарвинизма», он принял участие в десяти научных экспедициях. Он и умер в экспедиции в Тифлисе, откуда его доставили морем в Крым, где его ждала семья, и был похоронен в 1885 г. близ Фороса, в «Кипарисовом зале» своего имения Мшатка в Крыму. Именно Крым, где написана книга «Россия и Европа», обессмертил имя Н.Я.Данилевского.
Отсюда, из Мшатки, славянский мир ждал слова Данилевского. И не только патриотическая Россия, но и угнетённые народы и в Сербии, и в Галиции, и в Болгарии жадно ловили его слова. И надо сказать, не только друзья России. Для ведущих политиков Запада книга «Россия и Европа» была ключом к постижению феномена России, загадочной славянской души. Рассказывают, что книга эта даже лежала у Бисмарка на столе.
Время безжалостно поступило с наследием великого человека. Во время гражданской войны имение Мшатка было разграблено и сожжено, погибли архив учёного, его уникальная библиотека, имя предано забвению, могила — поруганию.
В «Кипарисовом зале» — на месте захоронения Данилевского, его жены Ольги Александровны Межаковой (внучатой племянницы святителя земли Русской Игнатия Брянчанинова) и их 12 родных, в том числе приёмного сына Данилевского, художника Алексея Зрельякова, которого философ со своей женой нашёл в Вологде — мальчик расписывал заборы, — усыновил сироту, дал возможность получить образование в Академии художеств Санкт-Петербурга и чьи работы сегодня хранятся в Русском музее, — устроили скотный двор, потом футбольную площадку, а впоследствии, чтобы уж ничего не напоминало даже о месте захоронения. Альпийский луг «Кипарисового зала» заасфальтировали под костровую площадку пионерского лагеря.
В течение шестидесяти лет на могиле Данилевского стояли палатки пионерского лагеря, горели пионерские костры, а затем и вовсе устраивались дискотеки. Отправляя детей по путёвке в Крым, в пионерский лагерь имени космонавта Комарова (так теперь называлось имение Мшатка), родители и не догадывались, что отправляли детишек прямиком на кладбище.
В 1996 г. после статьи «За что философа Данилевского закатали под асфальт?», опубликованной в газете «Крымские известия», в Крыму возникло общественное движение в защиту памяти Н.Я.Данилевского. В дни Праздника славянской письменности и культуры, 25—26 мая 1996 г., на забытой земле был установлен деревянный православный крест с иконой Николая Чудотворца, снят панцирь асфальта и высажены цветы. Архимандрит Пётр, настоятель форосской церкви Воскресения Христова, освятил крест на могиле и отслужил панихиду по всем, кто нашёл здесь упокоение.
Через год, в Николин день, 22 мая 1997 г., рядом с крестом был заложен и освящён архимандритом Петром мемориальный камень будущей часовни Николая Чудотворца. Казалось, пройдёт немного времени, и на зелёном лугу расцветут любимые Данилевским скромные цветы, и поднимется стройная белая часовня.
Минуло уже 15 лет, а часовня так и не построена. В августе 1997 года, в праздник Преображения Господня, от рук убийц погиб отец Петр. Поменялось несколько раз руководство в Крыму, в Севастополе и в Ялте. Сегодня на бывшей земле Данилевского, а это 114 десятин очень дорогой земли на Южном берегу Крыма, выросла настоящая «крымская Рублёвка», поднялись респектабельные особняки с охраной, собаками за высокими заборами, хозяева которых вряд ли читали книгу «Россия и Европа». И ни у кого из обладателей особняков не дрогнуло сердце, что за 15 лет мемориальный закладной камень будущей часовни так и не превратился в прекрасный храм.
В Крыму не поленились поставить в Ялте памятники портфелю Жванецкого, трубке Ширвиндта, жилетке Арканова, в Питере есть памятник Чижику-Пыжику. В Москве 20 Парковых улиц, а в Крыму есть улицы и Футболистов, и Танкистов, и Строителей, и ни одной названной именем Н.Я Данилевского.
Сегодня, в канун юбилея, мемориальные доски, посвящённые Н.Я.Данилевскому и установленные ещё в 1988 г. Министерством культуры Крыма и потомками философа внучкой Татьяной Ивановной (в монашестве матушка Игнатия) и правнучками Валентиной Яковлевной Данильченко и Инной Рау, сняты со стен зданий и находятся «на ответственном хранении» в каком-то сарае.
К его могиле никого не пускают ни — возложить цветы, ни отслужить панихиду, ссылаясь на то, что это территория «Югсевморсервиса».
Директор ООО «Югсевморсервис» Г.А.Хлопушин сказал в ответ на просьбу игумена Свято-Троицкой Сергиевой Лавры отца Герасима отслужить панихиду на могиле Н.Я.Данилевского: «Если вам так нужен… этот ваш Данилевский… выкапывайте его, везите в Форос и там хороните, а это наша земля».
Считаем, что правительству Крыма необходимо выдать охранную грамоту на «Кипарисовый зал» и некрополь семьи Н.Я.Данилевского как на памятник истории и культуры и создать Международный славянский православный центр с музеем Данилевского.
Надеемся, что среди читателей «Русского Дома» найдутся православные люди, которые помогут в решении этого вопроса, и программа по увековечению памяти Н.Я.Данилевского, человека, которого называли «солью земли русской», воплотится с Божьей помощью в жизнь.
Людмила Степановна ШЕРШНЁВА