Корабль над волнами моря

22 декабря 537 года, 1475 лет назад в столице Византийской империи Константинополе был освящён храм святой Софии – главный храм Православного мира

Храм святой Софии в Константинополе, по словам русского учёного Н. П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие её войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.

История Святой Софии началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь во имя святой Софии.

Имя София обычно толкуют как «премудрость», хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой Иисуса как образ Божественной Премудрости.

София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке. Софии — Премудрости Божией — посвящены многочисленные православные храмы, среди которых христианские храмы в главных городах Киевской Руси — Киеве, Новгороде, Полоцке. А последним крупным храмом святой Софии стал Софийский собор в Тобольске, построенный в 1680-х годах.

Император Констанций, сын и наследник Константина Великого, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Храм, восстановленный императором Аркадием, снова был разрушен, на этот раз до основания, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек.

После этого император Юстиниан I заложил новый храм. В это время в Константинополе уже существовало 30 церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал построить храм, который превзошёл бы величием и роскошью всё когда-либо построенное в мире.

Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они — выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был к тому же выдающимся изобретателем и учёным того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали ещё 100 архитекторов.

На строительстве собора ежедневно трудились около 10 тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось всё лучшее, что в них было. Строительство храма продолжалось пять лет — с 532-го по 537 год. Собор был освящён 26 декабря 538 года.

Когда строительство окончилось, мир был ошеломлён: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от неё, и что Ему нравится этот дом, который Он Сам избрал для Себя». Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошёл тебя, Соломон!»

Храм увенчивает огромный купол, возведённый на треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придаёт собору стройное единство.

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нём были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира. Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенное мозаиками внутреннее пространство храма.

В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи — 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, но силы были неравны. 29 мая турки ворвались в город.

«В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли», — пишет очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина и нашли его под грудой убитых — императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами. Султан приказал отрубить голову императору и водрузить её на высокой колонне посреди завоёванной столицы Византийской империи.

Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота христианского храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменён на полумесяц, к зданию пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальный вид собора. Драгоценные мозаики были варварски замазаны известью. В сделанной турками пристройке находилась султанская усыпальница — здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.

Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме святой Софии была упразднена, а вместо неё открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа Пантократора и другие шедевры византийских мастеров.

Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашёл такого полного и совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.