Александр Москалёв - Общая русская слава

В замке Фонтенбло под Парижем, где в апреле 1814 года Наполеон отрёкся от престола, этой осенью французы с восторгом принимали возрождённую казачью джигитовку, знакомились с казачьими песнями и плясками. Это масштабное шоу подготовила совместная команда Кавалерийского почётного эскорта Президентского полка и Кремлёвской школы верховой езды.

В июле 1812 года правительство России обратилось с призывом ко всем губерниям собирать народное ополчение для борьбы с врагом. Новым царским Манифестом 16 губерний получили право на ограниченный призыв ополченцев. Всего с Дона на войну с Наполеоном ушло 26 казачьих полков (в том числе два, собранные по приказу от 26 июня атамана М.И.Платова, то есть до объявления о призыве в ополчение). Атаман Платов пообещал выдать свою дочь замуж за того казака, кто пленит Наполеона, и 13 октября кто-то из казаков чуть-чуть не стал зятем Платова.

Бонапарт со свитой выехал на рекогносцировку, как вдруг показался отряд донцов и бросился на них. Император поскакал прочь, свита и конвой попытались прикрыть его бегство. Но спасло Наполеона другое — казаки не поняли, кто перед ними, а в стороне увидели артиллерийский парк и повернули туда, захватив
11 пушек. С этого момента напуганный Бонапарт всегда носил при себе ампулу с ядом.

Поэт Щербина в «Пчеле» приводит такой случай, рассказанный очевидцем. В одной деревне Бельского уезда несколько человек французов-мародёров вошли в крестьянскую избу, где осталась одна старуха, и потребовали у неё «хлеба и млека». Старуха отдала им последний кусок, насчёт же молока сказала, что у неё нет коровы, но есть только одна коза. «Куда коза?» — закричали в испуге французы. «Там, на дворе», — указала старуха. «Казак на дворе?» — повторили мародёры и в ужасе кинулись вон из избы.

Остановившись на берегах Немана, казачий корпус Платова смог подвести некоторые итоги за шесть месяцев борьбы с оккупантами. Было истреблено более 18 тысяч французов, взяты в плен 10 генералов, 1047 штаб- и обер-офицеров, свыше 40 тысяч нижних чинов. Казаки отбили 15 знамён и захватили 364 пушки. Но и казаки в кампанию 1812 года потеряли 15 тысяч убитыми. Тут требуется уточнение. Нередко в литературе о войне 1812 года все казаки автоматически подразумеваются донскими. Это не так. В преследовании Наполеона приняли участие уральцы, оренбуржцы, чугуевцы, бугцы, башкиры, ставропольцы, хотя чаще всего они сражались под командованием донских генералов. Например, Платов очень высоко оценил боевые качества башкир и даже сформировал из них свой «личный» отряд.

В трёхдневном сражении под Красным были разбиты войска под командованием самого Наполеона и полностью разгромлен корпус Нея — один только корпус Платова взял 115 пушек и пленил несколько генералов… Именно под Красным казаки отбили у французов большую часть награбленного в московских церквах серебра. По законам того времени вся добыча казаков принадлежала только им и делилась. Но с этим серебром донцы решили поступить иным способом. 29 декабря 1812 года атаман Платов и его казаки пожертвовали 40 пудов трофейного серебра, отбитого у французов, в Казанский собор Петербурга.

Император Александр Благоверный добавил из казны недостающие 60 пудов, и вплоть до 20-х годов прошлого века серебряный иконостас являлся прекрасным произведением искусства, главной святыней собора и величайшим памятником Отечественной войны 1812 года. В период с 1922-го по 1924 год иконостас был разобран и отправлен на переплавку в монетный двор, из этого серебра разрушенное Гражданской войной государство чеканило монеты достоинством в 50 копеек — знаменитый Молотобоец.

Протоиерей Павел Красноцветов накануне 200-летия закладки Казанского собора рассказал: «Когда собор, где был Музей религии и атеизма, окончательно отдали Русской Православной Церкви, задумали мы сделать иконостас таким, каким он был ранее… Но поскольку нужно было почти две тонны серебра, пришлось делать так: изготовили деревянный каркас, потом панели из особого состава мастики на металлической основе и всё это покрыли сусальным золотом и серебром. Приходите, посмотрите — правый серебряный придел, который оставили как экспозицию те, кто разрушал исторический иконостас, потемнел. А новый иконостас, покрытый сусальным серебром и золотом, ярко блистает».

Подвиги донцов в Отечественной войне 1812 года увековечил в стихотворении «Донцам» замечательный поэт Иван Никитин:
Привет донцам! Увековечен
Ваш сильный, доблестный  народ,
И знает мир, как вами  встречен
Войны Отечественной год.

Неосторожно назвал поэт с воронежских берегов Дона казаков народом… При подготовке развала Советского Союза общерусская слава была вдруг забыта, и с середины 80-х прошлого века начала внедряться мысль о том, что казаки — особая НАЦИЯ (а не СОСЛОВИЕ, как это есть на самом деле).

Конечно, и раньше предатели опирались на подобный тезис. Офицер Казачьего корпуса Ганусовский опубликовал в калифорнийской газете «Русская Жизнь» (август 1961 г.) содержание речи генерала Краснова при его выступлении на курсах пропаганды в Потсдаме летом 1944 г. «Вот что сказал нам тогда генерал Краснов: Казаки! помните, вы не Русские, вы Казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом Казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, Казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь». Ведь уже советские войска, в составе которых, конечно, были казаки-герои и патриоты, перешла границу Европы, а Краснов, которого у нас активно начали печатать в ту же перестройку, нёс вот такую пропагандистскую околесицу.

Потом под это гнусное дело извращения начали подводить «псевдонаучную» базу. Так, Фоменко-Носов с их «новой хронологией» выдумали османско-атаманскую Русь. Появились казаки-арии на пути в Индию. Всё это чушь: некоторые исследователи выводили слово «казак» из тюркских глаголов каз — «рыть», кез — «скитаться», кач — «бежать», «спасаться»; другие — из монгольского термина «касак-тэргэн», обозначающего род повозки.

Но ясно, что казаками на Руси звали людей без определённых занятий, а также вольнонаёмных батраков. Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, всё же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного сообщества. Так что слово это, как и сословие, — общерусское.

Работа по вычленению казаков из ослабленной массы русских и сегодня активно продолжается. Тем важнее нам помнить об истинной казачьей славе, об общих святынях и неделимых победах над врагами России!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ