Александр Крутов - Слово редактора - «СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО»

95 лет назад, в 1917 году, в России один за другим произошли государственные перевороты. В феврале либералы, демократы и примкнувшая к ним аристократия свергли законную историческую власть — монархию, а в октябре большевики власть у них отобрали.

Впоследствии первый переворот назвали Февральской революцией, но отмечали его в марте, а второй — Великой Октябрьской Социалистической Революцией, но праздновали в ноябре. Все эти перевороты-революции объяснялись «борьбой за счастье народное». Вот, мол, придём к власти и воплотим в жизнь вековую русскую мечту о «свободе, равенстве и братстве». Хотя русские люди веками исповедовали другой лозунг — «За Бога, Царя и Отечество». Но их об этом тогда и не спрашивали. Хотя спрашивай, не спрашивай, большой роли для власти это не играет.

Вот в 1991 году провели референдум и спросили у советских людей: «Хотите жить в СССР?» «Да!» — ответил народ. А Советский Союз всё равно разрушили.

В конечном итоге этот яркий и звонкий масонский девиз Великой французской революции (1789 г.) привёл к торжеству капитализма во всём мире. При этом пролилось море крови, слёз и страданий, не прекращающихся и до сих пор. Миллиарды людей разделены множеством барьеров — политических, этнических, религиозных, идеологических, юридических, социальных, экономических и др.

Сегодня этот лозунг и в Российской Федерации не часто упоминается. Как-то неудобно власть имущим говорить о равенстве при жестоком расслоении на бедных и богатых, о братстве при учащающихся национальных конфликтах, о свободе, превратившейся во вседозволенность. Какая уж тут свобода, какое равенство? А уж о братстве лучше вообще помолчать! Поэтому мы чаще слышим о «правах человека», «толерантности», «политкорректности» и т.д., и т.п. Конечно, и свободу упоминают: «свободу совести», «свободу рынка», «свободу любви»… когда нужно оправдать любую человеческую низость, любую политическую подлость.

Как тут не вспомнить слова великого русского мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского, записанные им в 1877 году: «Ну а как же "Свобода! Равенство! Братство!" — провозглашённые Французской революцией? Неужто и здесь нет никаких уроков для нас? Отчего же, уроки, конечно, есть, и очень серьёзные. Лозунги — прекрасные, но революция-то буржуазная, и потому плоды её соответствующие.

Свобода! Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно. Равенство? У вас ни копейки, у соседа миллион, а в остальном вы… равны, конечно… Братство? Братство действительно великая движущая сила человечества, только сколько его ни провозглашай, откуда же оно возьмётся, если его нет в действительности?»

Написано 135 лет назад, а кажется, что сегодня. К нашему стыду, воскресают старые мифы о неполноценных, предназначенных обслуживать касту новых господ. Мы вынуждены действовать по правилам игры, диктуемыми другими и в пользу других. Эти правила не только определяются, но и переформулируются в пользу власть предержащих, поэтому по таким правилам невозможно выиграть. Примером для подражания становится «экономический человек», нацеленный на прибыль. Ведь только настоящий торговец свободен, по своему духу, от каких-либо привязанностей, кроме тех, которые ему выгодны. Дело воспитания в государстве перешло в руки Рынка.

Но мы-то знаем, что Христос никогда не будет с теми, кто рассчитывает устроить «земное царство» для своих материальных вожделений.

Какие лозунги, принципы и политические формулы в наибольшей степени выражают сегодня нашу личную мечту о будущем России? На этот вопрос попытались ответить российские социологи, которые весной и летом 2012 г. провели исследование, основанное на данных всероссийского социологического опроса. Чаще всего на него отвечали так: «Социальная справедливость, равные права для всех и сильное государство, заботящееся о всех своих гражданах» (почти 45 % полученных в ходе опроса ответов).

На первом месте стоят наши личные надежды и заветные желания. Это прежде всего — жить в достатке, чтобы не приходилось считать копейки (такой ответ дали 40% опрошенных). Но уже на втором месте наряду с личным (иметь хорошее здоровье) появляется и общественное: приблизительно треть опрошенных мечтают жить в разумно устроенном, справедливом обществе. При этом справедливость понимается не как «отнять и поделить», а как равенство возможностей, которое важнее равенства доходов и условий жизни (около 60%). И лишь один из каждых 8—9 опрошенных согласился с тем, что в нашей стране справедливо распределена собственность.

Символами народных чаяний и народной мечты свыше 14% респондентов назвали православных подвижников и святых — Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской и др. Впрочем, примерно четверть населения страны вообще не видит для себя кумиров в прошлом и считает, что в качестве символа и выразителя народной мечты не может рассматриваться ни один из деятелей прошлого и настоящего.

Своеобразие российской мечты и наиболее характерных устремлений россиян, отмечают социологи, во многом связано и с тем, что мы — гораздо большие индивидуалисты, чем европейцы. «Социальный мир современного россиянина — это замкнутый на себя "малый мир" его семьи и друзей, в несколько меньшей степени — коллег по работе. Именно к ним он ощущает наибольшую привязанность (на это указали в ходе исследования почти 2/3 опрошенных)». А вот «классовая солидарность» (с людьми того же достатка), которая важна для сплочения людей на защиту своих коллективных интересов, ощущение близости с единомышленниками, с людьми, разделяющими тот же тип культуры, весьма незначительна.

Свыше 2/3 респондентов считают, что свобода — это то, без чего жизнь теряет свой смысл, и только треть соглашается с тем, что свобода второстепенна, и ставят выше неё материальное благополучие.

Есть ли сегодня у россиян какая-либо общая мечта? Судя по опросам, нет. Да и какая может быть общая мечта у миллиардера Абрамовича с его неправедно нажитыми богатствами и сельской учительницы Ивановой? Однако у русских людей многое осталось от прошлого: это сильно выраженное чувство справедливости, приверженность социальному равенству, понимание свободы как «воли», идея государства как «общего дела» и, наконец, приоритет социальных прав над политическими.

Любая мечта никогда не претворяется падшими и обленившимися. Бог помогает делающим. Бог в помощь.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №11, 2012г.