4 ноября каждого года по закону все россияне должны отмечать День народного единства. Такое решение в 2005 году принял Президент В.Путин, а утвердила его Государственная дума в виде поправок к Трудовому Кодексу, в котором фиксируются общегосударственные праздничные дни.
Сначала его «окрестили» Днём согласия и примирения, но ввиду явного отсутствия таковых в современном российском обществе пришлось искать что-нибудь более приемлемое. Склонялись к тому, чтобы просто возродить православный праздник Казанской иконы Божией Матери, который был учреждён царём Алексеем Михайловичем Романовым в честь изгнания поляков из Кремля в начале ноября 1612 года и окончания Смутного времени. Резон был очевидным: событие для России было и в самом деле судьбоносным, да и символика более чем убедительной — князь Д.Пожарский вошёл в освобождённый от оккупантов Китай-город, держа высоко над головой чудотворную икону Казанской Божией Матери, и поклялся, что в честь освобождения Москвы от поляков построит на Красной площади храм, посвящённый Ей.
После долгих терзаний и душевных мук решили назвать новый праздник Днём народного единства. Не всякий гражданин России сумеет вразумительно объяснить содержание этого наименования, тем более что казаки в ноябре 1612 г. изрубили саблями на берегу Неглинки часть вышедших из Кремля предателей из числа русских пособников оккупантов, да и самих поляков. Остальных русских из числа коллаборационистов разослали по дальним острогам под жёсткий надзор властей.
С той поры прошло 400 лет, и первоначально предполагалось, что мы широко отметим сразу два юбилея: конец Смутного времени и 200 лет победоносного окончания войны с Наполеоном. Сошлись слишком знаковые годовщины, лучшего сочетания дат не придумаешь для проведения широкой, по-настоящему общенациональной кампании по патриотическому воспитанию населения. Но сколько я ни всматриваюсь в российскую действительность, ничего греющего душу не вижу. Те, кому удалось преуспеть в распиливании выделенных на юбилейные мероприятия бюджетных средств, казённо «отметились» галочками о выполнении своих обязательств. Собранные со всей страны 20 казаков как покинули Россию по маршруту армии Кутузова, так и пропали.
Крошечные заставки в теле- и радиопрограммах о событиях 1812 года просвистели мимо, не зацепив никого. Даже храм Христа Спасителя, построенный в честь победы над Наполеоном, в сто раз чаще упоминался в СМИ как место кощунственного святотатства каких-то золотушных девиц, жаждавших славы Герострата.
Об истории и крахе западного проекта по колонизации и окатоличиванию России в начале XVII века, о Смутном времени практически никто не вспоминал. Вроде бы и министр культуры новый, и клеймила его либеральная пресса в момент назначения как «патриота», а вот не слышно не только о его деяниях, но даже и о планах и намерениях. Юбилейный год катится к своему концу, а мы блуждаем, как и прежде, «без руля и без ветрил», а упущенного времени не вернёшь. Кажется очевидным, что в условиях ослабления роли России в мире как государства, упадка её экономического потенциала и сокращения её военной мощи на первое место должны выйти духовные ценности, культурно-историческое наследие, в которых мы можем черпать силы для возрождения Отечества.
Сейчас Русский мир существует в трёх ипостасях: собственно русский народ, населяющий Россию с малыми и большими вкраплениями других этносов. Теперь этот народ с нетрезвой руки Б.Ельцина называют россиянами. У этого народа «вагон и маленькая тележка» проблем, которые в своей совокупности выливаются в феномен вымирания. В основе этой гиблой тенденции лежит морально-нравственное опустошение, потеря нормальных жизненных ориентиров, безразличие, граничащее с отчаянием.
По всему белому свету разбросан другой Русский мир, состоящий из осколков нашего некогда великого Отечества, разрушенного в ХХ веке революциями и войнами. Миллионы русских людей оказались размётанными по Земле вихрями социальных взрывов и кровавыми гражданскими конфликтами. Нынче непривлекательной России не под силу собрать под своё крыло покинувших родную землю не по своей воле сынов и дочерей. Созываемые время от времени в Москве конгрессы соотечественников не в состоянии решить вопрос о сохранности и укреплении всемирного Русского мира.
Но есть ещё одна ипостась Русского мира, о которой больше других и глубже других писал А.И.Солженицын, особенно в своей работе «Как нам обустроить Россию». Он вёл речь о большой геополитической идее, главный смысл которой заключается в том, что Россия должна отказаться от большой доли свои прежних имперских амбиций, которые только вели к истощению жизненных сил собственно Русского мира; России не следует связывать себя тесными обязательствами с неславянскими государствами (пусть даже соседями), а сосредоточить все силы и внимание на укреплении отношений с Украиной и Белоруссией — нашими единокровными братьями по исторической судьбе, единой православной вере, различным диалектам единого языка.
А.Солженицын опубликовал свою работу в 1990 году, в самый разгар сепаратистской вольницы, бушевавшей на просторах рушившегося Советского Союза. Никто не захотел ни читать, ни слушать писателя. «Нет пророка в своём Отечестве». Политические лидеры той поры прямо-таки сгорали от нетерпения разбежаться как можно скорее по своим национальным берлогам и норам, где каждый из них уже видел себя полнометражным хозяином. Им было абсолютно наплевать на ту самую суверенную волю народа, которая была выражена на знаменитом всесоюзном референдуме 18 марта 1991 года, когда подавляющее большинство населения бывшего СССР высказалось за сохранение единого государства в реформированном виде. Очень быстро выяснилось, что с помощью мощного информационного зомбирования и административного нажима, лжи, запугивания и несбыточных обещаний можно обмануть народы и заставить их отказаться от своих вчерашних убеждений. Так и произошло, что сепаратистам удалось на очередных национальных референдумах взять верх и получить согласие избирателей на самостийный уход в «свободное» плавание. Потянулись десятилетия «независимого» бытия, которые в большинстве случаев можно считать исторически потерянным временем. Ни одна из бывших советских республик не создала государства, способного быть примером демократии, образцом социальной справедливости и маяком экономического и научно-технического прогресса. Почти все плетутся в хвосте списка развитых стран мира. А если где и оказываются впереди планеты всей, то только по показателям преступности, коррупции, низкого уровня жизни населения и т. д. Межгосударственные и межнациональные конфликты сотрясали многие постсоветские страны в Средней Азии, в Закавказье, на территории бывшей Молдавии.
Однако при всей ухабистости пути, пройденного за это время тремя славянскими государствами Россией, Украиной и Белоруссией, исторические шансы для их сближения далеко не утеряны. Об этом говорит и процесс медленного вызревания идеи Союзного Государства России и Белоруссии. Многие компоненты его уже работают на практике: мы имеем единое оборонное пространство, создан с участием Казахстана Таможенный союз, глубоко интегрированы экономики России и Белоруссии, граждане наших стран пользуются особым статусом на территориях друг друга. Начались практические консультации по вопросу присоединения Украины к Таможенному союзу. Набирает силу движение общественности в защиту идеи о придании русскому языку особого статуса в Украине. Огромное впечатление произвели успешные пастырские поездки Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по Украине.
Как ни крути, но нельзя не заметить, что три лидера трёх славянских республик, которые подписали недоброй памяти Беловежские соглашения о ликвидации СССР 8 декабря 1991 года, по существу, подверглись политическому или историческому остракизму (изгнанию). Первым, кто потерял власть, был С.Шушкевич, затем исчез Л.Кравчук, ныне затерявшийся в числе третьестепенных политиков, в 1999 году добровольно-принудительно покинул Кремль Б.Ельцин. Ни одного из них ныне никто не вспоминает с благодарностью. Приговор их «подвигам» в Беловежском урочище уже вынесен.
Да, мы пока живём в разводе. Но это не конец исторического пути братьев-славян. В истории других народов бывали и более трудные времена: например, Польша полностью утратила свою государственность в результате трёх разделов её территории между Пруссией, Австрией и Россией в конце XVIII века. Более века с лишним не было на политической карте мира государства под названием Польша, но духовно, подспудно эта страна жила. Её границами были контуры католических епархий, а духовенство было чем-то вроде скелета государственной структуры. Со временем изменился мир, и после того как рухнули в результате Первой мировой войны и порождённых ею революций три империи — Российская, Германская и Австро-Венгерская, — на их стыке выросла новая Польша, как гриб в благоприятную для него дождливую погоду.
Я уже не вспоминаю о появлении на планете государства Израиль после почти 20-векового отсутствия его не только на географической карте, но и на местности. Но непременным условием этого возрождения было наличие негасимого желания и постоянного стремления этноса к воссозданию своего государства. Использовать исторический опыт никогда не бывает зазорным.
Наш великий философ Иван Александрович Ильин был глубоко убеждён, что «духовная жизнь народа важнее охвата его территории или даже хозяйственного богатства». Духовное единство крепче, чем любое иное.
Весь этот разговор мы ведём в связи с праздником 4 ноября, отмечаемым как День народного единства. Пока ещё такого единства нет во всех трёх ипостасях существования Русского мира. Нам и праздновать-то особенно нечего, разве что ласкать своё сердце некоторыми историческими воспоминаниями. А вот воспринимать идею «народного единства» как программу действий было бы архиважно. Наверное, в порядке приоритетности нам прежде всего следовало бы добиваться внутренней консолидации народа России, постепенно, но целенаправленно смягчая социальные и межнациональные проблемы, о наличии которых власть и общество хорошо знают, но стыдливо уклоняются от поисков радикальных решений.
Надо бережно хранить и укреплять все ростки, связывающие нас с Украиной и Белоруссией, перестать шарахаться в отношениях с ними из стороны в сторону под влиянием сиюминутных факторов или, что ещё хуже, корпоративных интересов. Поставить перед собой историческую цель — сохранение между тремя славянскими народами единого духовного, культурного мира, подкрепляемого экономическими, научно-техническими и иными связями. Постоянно помнить, что даже генетически великороссы, малороссы и белорусы являются единым народом, который назывался русским. Кто сомневается в этом, пусть заглянет в декабрьский номер журнала «The American Journal of Human Genetics» за 2011 год, в котором подробно рассказывается о генетических исследованиях по этому вопросу, проведённых британскими, русскими и эстонскими учёными.
Единство славянских государств — России, Украины и Белоруссии — вкупе имеющих 200 млн населения, огромный промышленный и сельскохозяйственный потенциал, стало бы могучим стимулом для консолидации и всего вселенского Русского мира, который преодолел бы многие из разделяющих его сейчас завалов и почувствовал под ногами прочный фундамент. Но эта историческая задача — достижение народного единства — не по плечу только одним политикам, хотя спрос с них будет идти в первую очередь. В единой упряжке со светскими властями будут идти и наши духовные наставники в лице Русской Православной Церкви, все здоровые силы из числа творческой и научно-технической интеллигенции. Такой вектор движения, без всякого сомнения, будет поддержан самыми широкими массами народа во всех трёх странах. Важно начать движение, а «дорогу осилит идущий».
Николай Сергеевич ЛЕОНОВ
Комментарии
Ахтыръ
Ср, 10/31/2012 - 02:14
Permalink
Царь указал, а бояре приговорили...
Царь(Путин) указал, а бояре(ГД) приговорили. Именно в этом угодническом ключе построена статья. О каком славянском братстве, этой гнилой идее тов. И.В.Сталина, Вы пишете? Сталин включал в это братство все славянские народы, в частности и православных румын. А недавно МИД выразил протест мэрии Москвы в связи с наименованием новой станции метро "Бухарестская". Не жалуют нас румыны, а заодно и молдаване. Закон о русском языке, со скандалом принятым украинской радой, обидел даже ту часть щирых украинцев, которые дома говорят на русском или суржике. Ни один ученый гидрометеоролог не выступил с подтверждением слов губернатора Кубани А.Ткачёва, что на Крымск пролилось 300 литров дождя на 1 квадратный сантиметр!, также как и ни один ученый историк не подтвердил тысячелетнюю дату вхождения мордвы в дружную семью российских народов. В обоих случаях это пустые выдумки. Иной раз читаешь прессу и диву даешься, когда Путина объявляют не только выдающимся политиком, но и чуть ли ни великим чудотворцем. Даже хотел предложить нобелевскому лауреату Ж.Алфёрову обратиться к Путину с просьбой только на территории России уменьшить размер кристаллической решётки кремния в 10 раз, а её проводимость в 100 раз увеличить. Тогда на долгие годы мы смогли бы переплюнуть по "нано" США, ЕС, Японию и Китай. Сколько же можно ссылаться на сомнительные авторитеты, в частности на А.Солженицына и И.Ильина. Мне это напоминает не только времена развитого социализма, когда цитаты из трудов В.И.Ленина использовались в спорах как дубинка, но и недавние , когда для оправдания безобразий и преступлений в ходу были ссылки на пословицы и поговорки народов СССР и мира.
Александр