Александр Бобров - Дальше – освобождение Европы

 

              200 ЛЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

 

В ноябре 1812 года после ожесточённых боёв под Малоярославцем армия Наполеона потеряла свою боеспособность. По Старой Смоленской дороге ещё до всяких морозов начала отступать много наворовавшая, но ещё более утратившая армада. В сражении у поселка Красное под Смоленском 15 ноября русские войска нанесли ещё одно серьёзное поражение беспорядочно отступающей Великой армии Наполеона.

Тем смешнее было наблюдать, как в очередном опусе Алексея Пивоварова «Отечественная. Великая» на НТВ каждая заставка уже на фоне разложившейся армии продолжала содержать вопрос: «Кто победил в Отечественной войне 1812 года?» Сам продюсер в многочисленных анонсах и интервью утверждал: «Пришло время сделать следующий шаг. «Отечественная. Великая» — это полноценный игровой фильм, при этом остающийся документальным: каждая сцена и каждая реплика в нём подтверждаются историческими источниками, свидетельствами и фактами». Полноценный? В другом месте «полноценный художественный»! Да-а, такое может брякнуть только выскочка и мальчик-мажор.

Я помню, как великий Сергей Бондарчук устроил просмотр на «Мосфильме» недомонтированного фильма «Борис Годунов», чтобы услышать от коллег-режиссёров, актёров и писателей мнение: полноценно ли, художественно ли? Мастер колебался, завершая сокровенный исторический труд. А тут журналист НТВ, возомнивший себя ваятелем исторических лент и «новых прочтений», запросто лепит: «Впервые в эфире российского телевидения будет использован новый подход к документалистике: на основе тщательно выверенных фактов и исторических свидетельств создаётся, по сути, художественная лента, главные роли в которой исполняют известные актёры — Вера Строкова, Юрий Чурсин, Олег Любимов и другие». Всё-то у него «впервые», в «новом прочтении», а сам из болота банальностей и ошибок не вылезает.

Кстати, все актёры по вине продюсера и режиссёра сыграли плохо, позже скажу — почему.

Обещали: одного из ключевых персонажей (до премьеры авторы «не раскрывали», кого именно) сыграет кинопродюсер Марк Рудинштейн. И он бездарно сыграл… Кутузова. Простите нас, светлейший князь Михаил Илларионович! Вот до чего мы докатились к 200-летию Вашего главного сражения. Может ли этот человек, который не вылезал из кадра и сипло выдавал неубедительно наиболее патриотические доводы, сыграть суворовского ученика? Смеет ли он, с лицом и пузом директора ломбарда или кинофестиваля в Сочи, повторить Ваши излюбленные слова: «Счастье и наивеличайшая честь носить русский мундир!» Господи, как жаль, что нет наследников, кто подал бы в суд на это кощунство Пивоварова с его скользкой ухмылочкой.

Вообще сколько зрителей осилило эту затянутую муть? Когда даже главный герой — французский офицеришка с косичками — заговорил на блатном жаргоне: «Наполеон вас на Березине просто кинул!». То есть удачно сбежал по лживой переправе. Да не русских он кинул, а свою несчастную армию, из которой спаслось в конце ноября всего 7 тысяч деморализованных вояк от 600-тысячной разноплемённой армии, переправившейся через Неман в июне 1812 года. Вдумайтесь в эти разящие цифры: 600 и 7. Каковы потери за пять месяцев якобы успешной кампании, какова всеевропейская трагедия народов и бездарность самого Наполеона! Но нет: подзаголовок фильма — «Кто победил в 1812 году?». Эта заставка появлялась перед каждым огромным рекламным блоком, а к концу, когда показывали французских мародёров и насильников, пьяниц и шаромыжников, эта заставочка вызывала просто смех и презрение к создателям «полноценного откровения» за большие деньги: столько актёров, массовых сцен, артиллерийских орудий, форм, интерьеров! О масштабе проекта говорит даже имя генерального спонсора — российского банка ВТБ. И всё по воле Пивоварова — мимо! Надо уметь…

Пивоваров, сочиняя заявку под грандиозную смету для ВТБ и повторяя это в анонсе накануне, несёт полную чушь, непозволительную даже вечернику журфака: «Мы исходили из того, что нам нужно сделать фильм о войне двенадцатого года интересным всем. Большинство наших знаний о ней почерпнуто из поэмы Лермонтова “Бородино”, по сути — героической легенды. Что именно мы отмечаем — победу? Но чью и над кем? У историков до сих пор нет единого мнения: был Наполеон агрессором или жертвой интриг, втянутым в нежеланную им кампанию?» Дико это было слушать в эфире, а глазами перечитывать — смешно. Ну, узнай хоть что-то о войне 1812 года, о Наполеоне не для выискивания «жареных» фразочек и примеров русского варварства, а в высоком патриотическом и геополитическом ракурсе!

Флигель-адъютант Александра I — выдающийся военный, глубокий политик и прекрасный литератор Михаил Орлов — ответил на вопросцы Пивоварова твёрдо ещё тогда: «…Он пользовался неограниченно Францией как завоёванной землёй. Он выковал из неё оружие на своих противников, цепи для порабощения мира своей владычествующей идеей. Это была несбыточная идея всеобщей монархии, и ей-то постепенно принёс он в жертву всё, что только мог как человек и как гражданин: чистоту намерений и безукоризненность средств; покой собственной совести и покой Франции и мира». Вот грандиозная тема — займись, вникни. Нет, легче свалить всё в кучу, надёргать «аргументов и фактов» на уровне одноимённой газеты и снять фильм «Безродная. Мелочная» — отвратительно!

Заявляю как профессионал, не собираясь обижать режиссёра фильма Романа Беляковича и оператора Вадима Деева, рваное полотно не удалось и чисто профессионально. Сняты неплохие батальные сцены, выразительно (вопреки горячему лепету французского офицера) показана деградация французской армии в снегах России. Но смысловая, центральная часть — никуда не годится. Всё снято у бивачного искусственного и ненужного, по идее, костра: все герои освещены и показаны отвратительно. Например, долго не мог понять: ветеран — это «шоумен» Якубович с типичными усами или какой-то актёр? Все с выпяченными животами, даже идущие в штыковую. Французский и русский офицеры — не отличимы. И вообще: смотреть и слушать два часа сбивчивые споры при свете костра (ну, ясно, там осветительная аппаратура и прочее) — невыносимо. Только пьяные туристы могут столько высидеть, бренча под гитару. А тут — надо, по идее, вникать в доводы, подколы, подобранные примеры. К тому же в отсветах костра и в сером смертельном свете появляются зловеще Багратион, Барклай, другие фигуры, похожие на привидения. Полный провал.

Концовку сценаристы сделали тоже со смыслом: русские-победители рассорились промеж собой по смешному поводу: кто выиграл войну — Кутузов, партизаны, зима (ну, куда без неё)? Поставили точку: выиграл Александр: он, мол, ещё за полтора года до войны предрёк, что выиграют наши неизмеримые пространства. Мол, правитель — всех мудрее… Но кем просторы населены? Кто стоял под Смоленском и на берегах Колочи, кто бил французов на Старой Смоленской дороге и Березине? Все они, включая государя Александра, — русский народ. Вот он и победил Наполеона. Сомневаться в этом могут только Пивоваров и его цензоры. А Кутузов в конце ноября на Березине поставил, по сути, точку в войне 1812 года. Дальше началось — освобождение Европы.

Александр Александрович БОБРОВ