Афанасий Филин - Страх Божий - это хорошо

Если провести блиц-опрос на улицах наших городов на тему «Что такое страх Божий», подавляющее большинство респондентов не смогут дать вразумительного ответа. В лучшем случае скажут, что это опасения о том, что Бог может наказать за совершённые человеком преступления и иные неблаговидные деяния.

То есть Всевышний в сознании большинства людей мыслится таким же карающим мечом, как, скажем, органы правопорядка — полиция, суд, исправительно-трудовые учреждения.

Кровавый ХХ век на генетическом уровне заложил в подсознание нескольких поколений страх перед государственной репрессивной машиной. Теперь, когда Православие всё больше входит в повседневную жизнь, многие рассматривают Бога как некую альтернативную инстанцию, карающую за плохое поведение и поощряющую за примерное. Скажем, украл человек кошелёк — и вместо отсидки в ИТЛ попал в аварию или сломал ногу.

Такой подход не имеет ничего общего с пониманием того, что же на самом деле страх Божий.

Бог — прежде всего любовь. «В любви нет страха, — пишет св. апостол Иоанн, — но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви (Ин. 4, 18). И закоренелого грешника Господь любит не меньше, чем праведника, ибо всех людей создал по Своему образу и подобию. Попуская беды на голову нечестивца, Он не злорадствует, а пытается остановить его от ещё больших прегрешений и тем самым спасти безсмертную душу от вечной погибели.

Страх Божий ошибочно трактуется как обычный страх, под которым понимается «тревожное внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием». А ведь это совсем не так. Страх Божий — это прежде всего христианская добродетель, выражающаяся в смирении, боязни оскорбить Господа своим неподобающим поведением. Если в обществе большинство людей придерживаются этой добродетели, роль органов правопорядка сводится к минимуму и, наоборот, резко возрастает, когда люди перестают страшиться Бога. За примерами далеко ходить не надо: воинствующий атеизм в нашей стране шёл рука об руку с разрастающимся репрессивным аппаратом, поэтому вполне логично, что опасения нарушить святую волю Творца своими неблаговидными поступками сменились животным страхом перед карательными органами.

В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще можно услышать мнение, что светское образование на уровне мировых стандартов сделает наше общество более законопослушным, соответственно, снизится число преступлений. Тогда государству не нужно будет тратить гигантские средства на содержание правоохранительных органов, а высвободившиеся деньги пойдут на нужные социальные программы.

Одним словом, «жизнь станет лучше, жизнь станет веселей». Уж не знаю, чего в таких рассуждениях больше — глупости или наивности.

Ни хорошее образование, ни знание законов не смогут решить этой задачи. Если вы думаете, что в наших исправительных учреждениях сидят только отягощённые тяжёлой алкогольной наследственностью дебилы, которые едва могут писать и ничего не умеющие, кроме как обрезком трубы орудовать в тёмном углу, — глубоко ошибаетесь. Есть там свои «кулибины» и «финансовые гении», да и кандидатов с докторами разных наук тоже хватает, а уж знанию ими законов могут позавидовать иные юристы.

Значит, дело всё-таки не в образовании и не в знании статей уголовного права, а во внутреннем отношении самого человека к совершаемым им поступкам, к голосу той самой совести, которая обличает, жжёт вопреки всем доводам логики и разума. И дельце выгодное (не беда, что с душком), и подоплёку никто не узнает. А что-то не даёт пойти на сделку с этой самой совестью, и всё тут. Вот это «что-то» и есть глас Божий в человеке, и звучать он может гораздо громче у полуграмотного деревенского мужика, чем у депутата Государственной думы. Образование и правосознание тут ни при чём.

В Российской империи, где подавляющее большинство населения было верующим, а значит, имело и страх Божий, преступлений на душу населения совершалось в сотни раз меньше, чем в России XXI века, хотя до революции образованные люди составляли ничтожный процент, а целые слои населения (крестьянство, рабочие фабрик) были неграмотные или в лучшем случае имели три класса церковно-приходской школы.

Сейчас усилилось наступление деструктивных сил на Русскую Православную Церковь и на её Предстоятеля. В общественное сознание с помощью средств массовой информации внедряется мысль о том, что косные церковные догматы — помеха на пути прогресса, они мешают развитию новых идей, свобод, прогрессивных технологий, наконец (ну, например, таких, как клонирование, искусственное оплодотворение и т.д.). Одним словом, сколько всего интересного, а тут эта противная Церковь со своими замшелыми догмами.

Увы, не многие понимают всю опасность развязанной кампании и кому она на руку. В основном с нездоровым интересом отслеживают телесюжеты и интернет-ролики на эти темы.

Вечные ценности, о которых не устаёт напоминать Русская Православная Церковь, — вот то, что может кардинально изменить к лучшему ситуацию в нашей стране. Только они будят ото сна человеческую душу, заставляя её подниматься к нравственным высотам и не позволяя идти на сделки со своей совестью, какие бы это ни сулило выгоды.

Поэтому чем больше наш народ будет проникаться страхом Божьим, тем лучше будет нравственный климат в стране, меньше преступлений и обычного человеческого страха.

Афанасий Михайлович ФИЛИН