Современный учебник по истории должен быть идеологически прозрачен, идейно однороден, иначе в голове учащегося возникнет «идеологическая шизофрения», а не стройная система знаний.
Взрослеют наши сыновья, будуцая опора родителей и надежда России. С младых ногтей они росли на книжках про русских богатырей и великих полководцев, и все, как один, мечтали о военной карьере. Но, увы, в старших классах романтический образ защитника Родины исчезает из их сознания, и возникает в нём резко отрицательное отношение к Российской армии. Дескать, не хотим даром терять год своей жизни...
Поначалу казалось, что такое настроение усвоено в кругу сверстников. Но когда я узнал из газет, что, по результатам социологического опроса, почти 80% вятских юношей «всеми правдами и неправдами постараются не идти в армию», то понял, что это, скорее всего, какая-то психологическая установка, умело внедрённая в молодёжную среду. Ведь для мужчин во все времена было почётным делом защищать Родину
Причин нынешнего печального явления — множество. Но сейчас мы поговорим об одной, как мне кажется, самой главной — о школьных учебниках истории. Вы спросите: какая связь между учебником истории и непониманием своего воинского долга? Самая прямая связь, ведь Россия по своему геополитическому положению всегда была осаждённой крепостью. Иван Ильин пишет, что «с 800 по 1237 гг. каждые четыре года происходило военное нападение на Русь; в 1240—1462 годах было двести нашествий... от 1368 до 1893 гг, т.е. в течение 525 лет, было 329 юйн». Таким образом, история России — это преимущественно военная история, которая учит нас быть начеку.
Вспоминается мне германский канцлер Бисмарк, заявивший однажды, что войну с Францией 1870—1871 гг. фактически выиграли немецкие учителя истории. Тогда победила Германия потому, пояснял он, что сельские учителя героизировали своих предков, а во французских школах история преподавалась как набор анекдотов из интимной жизни французской элиты.
Оттого-то история Отечества необходима для воспитания мужчин. Неважно, придётся ли молодому человеку служить в армии, главное — он на всю жизнь унаследует дух своих предков и, дай Бог, не сломается в тяжёлых обстоятельствах.
Какую же историю нынче изучают в школах? Оказывается, теперь у нас большой выбор учебников по истории. Как сообщил профессор исторического факультета МГУ Георгий Алексеев, «треть новых учебников по истории России написана по социальному заказу Фонда Сороса. Их идеологическая направленность очевидна: принизить роль России в мировой истории». Но питаю надежду, что наряду с «дарами данайцев» на полках наших учите¬ей есть и другие учебники, написанные правдиво и патриотично.
Как родителя меня очень беспокоит некорректность характеристик исторических деятелей России, зачастую пристрастных и необъективных, антиисторичных. В учебном пособии «История России (XX век)», подготовленное и изданное в Кирове в 2004 году, характер последнего российского Императора Николая II как будто списан из вульгарного исторического романчика: «Николай был безвольным и упрямым человеком, глубоко религиозным и склонным к мистицизму, но не особо доверял официальной церкви и тянулся к вере простого народа... Любил только сюю семью... Вместе с тем он страдал от чувства физической ущербности из-за невысокого роста...» Ну, просто набор взаимоисключающих качеств: ведь упрямство и безволие — это антонимы, а человек, не доверяющий матери-Церкви, — всего лишь поверхностный маловер, но никак не глубоко верующий человек!
В наше время такими же методами «чёрного пиара» устраняют с политической арены неугодных политиков. После прочтения такого текста отрицательной установки у доверчивых школьников не возникнет и капли жалости к безвинно расстрелянному изуверами главе государства Российского и его Семье.
Если в программе урока — тема войны, то, я считаю, необходимо объяснить детям духовный смысл этого страшного события, которое ниспослано свыше для испытания тех ценностей, которым служило общество.
Так, слепое преклонение перед Францией (галломания) привело в Россию армию цивилизованных французов, которые, среди прочих бесчинств, устроили конюшню в Успенском соборе Московского Кремля. Победа над Наполеоном знаменовала духовный переворот в жизни Императора Александра I, вернув его в лоно Православной Церкви. «Духовным триумфом царя Александра, — пишет А.В.Рачинский, — была пасхальная ночь 29 марта 1814 года, когда он стоял на площади Согласия в Париже перед походным алтарём. Православный алтарь установили на том месте, где в 1792 году был казнён король Людовик XVI и где в день коронации Наполеона пламенела пятиконечная звезда».
Столетие спустя государственной идеологией России стали идеи немецкой философии Гегеля, Маркса и Энюьса, а национальные святыни подверглись осквернению и уничтожению. Вскоре наши предки сполна хлебнули радостей немецкого порядка. Немцы, как объяснял духовный смысл Великой Отечественной войны черниговский старец прп. Лаврентий (Проскура), разрушили то, что было построено у нас в воскресные дни, ведь до войны воскресенье в России было рабочим днём. Фашистское нашествие разрушило и планы советского правительства, намечавшего к 1943 году закрыть последний храм и уничтожить последнего священника. Вместо этого в России было восстановлено Патриаршество.
По распоряжению советской власти священники возвращались с фронтов и из тюрем для служения в храмах. Многие фронтовики у черты смерти давали обет, что ест выживут, то посвятят свою жизнь Богу. Сама Победа в мае 1945 года пришла в дни Светлой Пасхальной седмицы. А в день Святой Троицы, 24 июня, состоялся парад Победы на Красной площади. И выехал из ворот Спасской башни Победоносец Георгий — Маршал Жуков на белом коне.
Словом, по моему мнению, в преподавании истории России должен содержаться нравственный смысл. Но обрести этот смысл можно лишь в той системе координат, в которой на про¬яжении многих веков формировалась культурная традиция России — в Православии.
Потому главной из задач преподавания истории России должно быть формирование у школьников чёткого представления о национальных святынях. Тогда и защита Отечества станет для них понастоящему священным долгом.
Олег Семёнович ЧЕТВЕРИКОВ
г. Киров (Вятка)