Протоиерей Артемий Владимиров - Новопросвещённый воин Христов

Таинство крещения является отправной  точкой в жизни  христианина. Крещением,  как дверью, человек входит в  лоно Матери Церкви. Крещение  является духовным рождением личности. Через крещение мы обретаем полноту общения с Живым Богом. Крещение делает непостижимого и всесвятого Бога родным Существом для новокрещёного.

Беседа о таинстве крещения
 

Посредством крещения наш Творец  и  Создатель становится Небесным Отцом  для Своего создания

Крещение поставляет человека на служение Господу и Спасителю Иисусу Христу. В крещении мы облекаемся духовной силой и становимся воинами нашего Спасителя. Мы получаем от Него именное боевое оружие, чтобы, шествуя дорогой веры и верности Господу, исполняя Его нравственный закон, ратоборствовать -сражаться во славу Божию с собственными страстями, пороками и злом этого мира.

Крещение можно уподобить родам. В этом дивном и непостижимом Таинстве благодать Божия отрождает учеников и верных воинов Матери Церкви. В наше время всеобщего расслабления, когда, к сожалению, почти перевелись герои и Родина находится в униженном состоянии, так важно всем нам вспомнить о том, что даровал нам Господь в Таинстве крещения, какой облёк нас силою и к какой призывает ответственности за полученный дар. «Поэтом можешь ты не быть — христианином быть обязан», — перефразируем известную поэтическую строку и поразмышляем несколько подробнее о самом Последовании Таинства крещения, на пользу душ наших читателей.

В первой молитве, относящейся к Последованию крещения, молитве восьмого дня, священник, возлагая руку на крещаемого, нарекает ему имя святого угодника Божиего, который сам, будучи воином Христовым, уже принятым небом, становится небесным покровителем крещаемого. Имя, дарованное нам в крещении, является путеводной звездой, всегда светящейся на духовном небосводе, маяком, указывающим нам путь в кромешной мгле этого мира, лежащего во зле (1 Ин. 5,19). Молитва восьмого дня задаёт крещаемому тот идеал, к которому нужно будет тянуться во все дни его жизни, задаёт тот ориентир и цель, следовать которым подобает не отклоняясь ни направо, ни налево.

И как всякий солдат помышляет о высоком воинском звании офицера или генерала, так рядовой член Церкви, новокрещёный христианин, помышляет о почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3, 14), стремится к заветной цели, духовному совершенству, забывая заднее и простираясь вперёд (Фил. ЗДЗ). И в этом движении от меньшего к большему, от худшего к лучшему, от зла к добру он полагает своё преуспеяние.
 
Священник молится над крещаемым, прося Господа Бога: «..да знаменается свет лица Господня на рабе Его... и да знаменуется Крест Единороднаго  Сына  Божиего в сердце и в помышлениях его». И, действительно, христианское имя является как бы источником света для каждого из нас, в сокровенном значении имени можно найти для себя духовную программу действий: Светлане -светить добром и любовью; Марии — быть госпожою над страстями и капризами; Николаю — победителем народов (народами условно можно назвать наши собственные слова и мысли); Александру — защищать людей, являя мужество и благородство...

Через наше имя мы связаны с угодником Божиим, подарившим его нам. Для благоговейного христианина земная жизнь его небесного покровителя, исполненная живой веры, нелицемерной любви, жертвенного служения людям, является не только пищей для размышления, но и источником вдохновения, неким стимулом к нравственному совершенствованию.

По обычаю, вслед за наречением имени священник дуновением уст изображает крест на челе и груди крещаемого и затем, возлагая руку на его главу, читает молитву «Во еже сотворити оглашеннаго». В глубокой древности после этой молитвы крещаемый входил в общину христиан, сообразовывал свою жизнь с заповедями Божиими и отрешался от всех языческих обычаев; через общение с пастырями Церкви он разрешал все свои духовные недоумения; образовывал ум и сердце через чтение и слушание Священного Писания; участвовал в определённых церковных молитвословиях и службах, мало-помалу приуготовляя себя к Таинству крещения 

Таким образом, чрез эту молитву Мать Церковь уже распростирает свой благодатный покров над «оглашаемым», то есть человеком, поучающимся в слове истины. С этого момента Церковь приглашает его во дворы свои, выражаясь словами псалмопевца Давида (Пс. 99, 4), защищает его от скверн языческого мира, желая причислить его к стаду светлых учеников Христовых, готовя ко дню просвещения.

Никто сразу не получает воинского боевого оружия. Дабы легко было в бою защищать священные рубежи Родины, необходимо пройти учение, каким бы тяжким оно ни казалось. Без предварительного испытания никто не может принести присягу на верность Отечеству, как земному, так и небесному. Вот почему, при правильной постановке дела, молитвою оглашения начинается известный период в жизни будущего христианина, период научения вере и знакомства с церковным образом жизни.

В указанной молитве Церковь, устами священника, молится: «Напиши его в книге жизни Твоей, да прославится имя Твое святое в нем... Да будут... уши Твои [Господи] еже услышати глас моления его». Это значит, что, ещё будучи некрещёным, оглашенный должен учиться молитве, обращению ума и сердца к Живому Богу, Который, «зная наши мысли наперёд», как Небесный Отец с радостью принимает от нас младенческий лепет наших прошений, покаянного исповедания и благодарения за Его попечение о нас.

Но вот настало время для прочтения трёх последующих молитв, именуемых запрещениями, или молитвами заклинательными. Кто и что и кому запрещает? Именем Святой Троицы священник, обратив крещаемого к западу, месту видимой тьмы, повелевает демонам, воздействующим на сердце каждого из нас и сокрывающимся в душе некрещёного человека, покинуть насиженное место, со стыдом удалиться, дабы человек, обретя силою Христа Искупителя нравственную свободу, имел возможность отречься от служения сатане и его падшим ангелам. Страшны и действенны эти молитвы, читать которые не дерзает никто, кроме православного священнослужителя: «Убойся, изыди и отступи от создания сего, — повелевает священник демонам, — и да не возвратишися, ниже утаишися в нем... Изыди и отступи от запечатаннаго новоизбраннаго воина Христа Бога нашего... Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа... Который приидет и не умедлит судить всей земли. А тебя и споспешную твою силу умучает в геенне огненной».

По учению Матери Церкви, до крещения лукавый изнутри сердца воздействует на наши мысли и чувствования, а благодать совне влечёт человека ко Христу, не нарушая нашей свободы. После крещения демоны, изгнанные вон из сердечных пределов, искушают человека посредством помыслов, а благодать, осенившая христианина и вогнездившаяся в глубинах его духа, изнутри укрепляет его ум и сердце, побуждая к сопротивлению и победе над страстями.

Для того, чтобы по изгнании демонов воин Христов не остался беззащитным (а лукавый, конечно же, будет стараться вновь занять сосуд души и тела христианина), Церковь испрашивает для него небесного друга, Ангела Хранителя, присутствие и помощь которого в нашей жизни бывает столь явственна. Она очевидна для тех христиан, которые соблюдают заповеди и хранят свою совесть от смертных согрешений. «Сопряги животу его Ангела светлаго, — молится пастырь о чаде церковном, — избавляя его от всякого навета сопротиволежащаго... от демона полуденнаго и от мечтаний лукавых».

Как важно новоиспечённому воину Христа Спасителя пребывать в духовном союзе с небожителями, обретая в этом единении ту нравственную помощь, без которой нам не выстоять в невидимой брани с падшими духами!

Заслуживает внимания ещё одно прошение пастыря, следующее тотчас за указанной молитвой. Освящая крестным дуновением уста, чело и сердце крещаемого, священник просит Господа запечатать, закрыть вход в сердечные пределы падшим духам, именуемым духами обольщения, лукавства, идолослужения, лжи и всякой нечистоты.

И, действительно, крестное знамение и крестное дуновение всякий раз напоминают нам о том, что тёмная, демоническая сила попрана Животворящим Древом Креста. Крест отныне становится могущественным оружием христианина, один образ которого страшен для бесплотных духов, обращаемых в бегство, едва лишь только воин Христов осенит себя крестным знамением.

Наконец, самое значительное в Последовании, предваряющем крещение, — клятвы христианина, святые обеты, в свете которых будет проходить вся его последующая жизнь. И прежде всего, нужно сделать смертельный вызов князю тьмы, вызов «не на жизнь, а на смерть», делающий христианина самым настоящим воином, который даже во сне не должен отрешаться от духовной бдительности.

- Отрекаешься ли сатаны и всех тёмных дел его, и всех падших ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его? — вопрошает пастырь, испытуя твёрдость произволения крещаемого.
—Отрекаюсь.
—Отрёкся ли сатаны?  - вновь вопрошает пастырь, желая убедиться в основательности произносимых обетов.
—Отрёкся.
—Дуни и плюни на него.

Священным       дуновением и плюновением христианин выражает всю полноту презрения к поверженному Крестом падшему духу. Мы получаем от Господа власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Смею думать, что символическое плюновение, пробивая материальные преграды, настигает диавола, закованного в преисподней, силою Божественной благодати.

Никогда он не забудет этого позора и никогда не простит нам этой минуты! Однако в крещении мы получаем всё необходимое и достаточное для распознания и победы над всеми его кознями, если будем осторожны, внимательны, молитвенны, всегда находясь в союзе с Матерью нашей Церковью, питающей, укрепляющей, благословляющей нас на брань с врагом.

Думаю, потому так ненавидят Россию мировые силы зла, что её жители с детских лет приобщены Христу и нанесли смертельную рану сатане указанным священным обрядом. Мы по природе воины, ведущие брань с мировой тьмой, поэтому отступать нам некуда, но должно вести священную войну с врагом до победного конца.
Повернув крещаемого на восток, лицом к алтарю, священник вопрошает:
-Сочетаешься ли со Христом?
—Сочетаюсь.
-Веришь ли Ему?
—Верую Ему, как Царю и Богу.
В этот миг мы произносим самые важные и святые слова на земле! Христос, простирая нам Свои объятия со Креста, приглашает нас вступить в Новый Завет, спасительный союз с Ним, нашим дражайшим Искупителем. Блудное чадо притекает в объятия Отца Небесного...

«Верую Ему, яко Царю и Богу». Эти слова говорят о том, что у христианина, по русскому присловию, «Царь в голове». Мы не просто признаем бытие Божие, но и вверяем нашему Господу и душу и тело; принадлежим Ему всем своим существом, исповедуем Его державу, Царство и силу, как на небе, так и на земле. Вот почему ещё в XIX веке, во времена идейных споров консерваторов и либералов, родилось глубокомысленное изречение: «Демократия в аду, а на небе — Царство». И действительно, по образу «Царя царей и Господа господей» земной царь, получив силу к управлению от Царя Небесного, является иконою Христа, осуществляя Богом данное ему правление.

И, наконец, звучит Символ веры — исповедание нашей веры во Единого Бога, прославляемого в трёх Божественных Лицах, Ипостасях: Отца и Сына и Святого Духа. Символ веры состоит из двенадцати членов, избранных из Священного Писания Нового Завета. Это, так сказать, наш воинский устав. Это священные небесные истины, или Богооткровенные догматы, принятие которых умом и сердцем обеспечивает христианину всегдашнее пребывание во благодати Божией, если жизнь новоиспечённого воина Христа Бога соответствует этим истинам.

После крещения христианин будет ежедневно в утренних молитвах исповедовать веру в Святую Троицу, наизусть читая священный Символ.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ
   (Продолжение в №2)