Александр Кадашевский - Творец русского мифа

 

3 сентября 1942 года, 70 лет назад родился русский художник Константин Алексеевич Васильев

 

Отцу Кости из семьи питерского рабочего было всего двадцать лет, когда грянула революция. Он был участником трёх войн, трудился на руководящей работе в промышленности. Мама Кости — из семьи великого русского живописца И.И.Шишкина. Перед Великой Отечественной войной молодая чета жила в Майкопе. За месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушёл в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не могла эвакуироваться: 3 сентября родился сын Константин, а 8 августа 1942 года город был оккупирован. Клавдию Парменовну с сыном забрали в гестапо, пытаясь раскрыть связи с партизанами. Потом их отпустили — стремительное наступление советских войск спасло. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переехала в Казань, а в 1949 году — на постоянное жительство в поселок Васильево на левом берегу Волги, примерно в тридцати километрах от Казани, напротив устья Свияги. Потом этот величественный приволжский пейзаж отразится в его картине «Свияжск». Первая любимая Костина книга — «Сказание о трёх богатырях», первая скопированная цветными карандашами картина — «Богатыри» В.М.Васнецова.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление: Московская средняя художественная школа при институте имени В.И.Сурикова принимает одарённых детей. Родители сразу же решили, что именно это и нужно Косте, который без устали рисовал. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на «отлично». Московская средняя художественная школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке старого Замоскворечья, напротив Третьяковской галереи. Не было во всей Москве места более московского и русского. Здесь творили Островский, Шмелёв, здесь построили по проекту Васнецова дом для вдов и сирот художников.

Но учиться Косте пришлось недолго — всего два года. Умер отец, и ему пришлось вернуться домой. Продолжил Васильев учёбу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Рисунком он овладел мастерски, но ему необходимо было найти свой путь и выстрадать свой художественный мир.

Весной 1961 года Константин окончил Казанское художественное училище, дипломной работой его были эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». И словно отзвук Замоскворечья настиг его в Казани. Работа была оценена на «отлично», но, к сожалению, не сохранилась. Творческое наследие художника, обретшего себя в цикле «Русь былинная», насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Константин Васильев трагически погиб 29 октября 1976 года при загадочных обстоятельствах. Официальная версия — сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Родственники и друзья Васильева не могут смириться с этим — слишком много непонятных совпадений связано с его смертью. Похоронили Константина в берёзовой роще, где он любил бывать.

В 1984 году семья Васильевых переехала в Коломну, поближе к Москве, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника. Первая же выставка потрясла не только художественную, но и литературную общественность, вызвала споры. Взлёт его славы совпал с перестройкой: Россия была на перепутье, как тот былинный витязь на картине Васнецова, она жаждала обратиться к корням, опереться на прекрасные легенды былого и увидела их на полотнах художника. Появились восторженные статьи в прессе, которая ещё не успела «пожелтеть». Восторги перемежались с поношением, но равнодушных не было. Достаточно привести слова Владимира Солоухина из повести «Продолжение времени»: «…Константин Васильев?! — запротестовали художники. — Но это же непрофессионально. У живописи есть свои законы, свои правила. А это безграмотно с точки зрения живописи. Он любитель, дилетант, и все картины его — дилетантская мазня. Там же ни одно живописное пятно не соответствует другому живописному пятну!

— Но позвольте, если эта живопись вовсе даже и не искусство, то чем же и почему же она действует на людей?..
— Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир, мы не споpим, но там нет пpофессиональной живописи.
— Да не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе в голом виде. Это были бы только лозунги, отвлечённые знаки. И поэзия не может существовать в невоплощённом виде… Если картина не трогает ни ума, ни сердца, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем мне это грамотное взаимоотношение частей. Тут главное, видимо, именно в одухотворённости Константина Васильева. Именно одухотворённость почувствовали люди…»

Да, сильна была вера в преобразующую силу одухотворённости. Не случайно в это же время начала свой заоблачный взлёт поэзия Николая Рубцова, трагически ушедшего из жизни в начале 70-х, обрела всесоюзное звучание проза Василия Шукшина, фильмы и роли его вошли в каждый дом. В 1978 году Анатолию Доронину, в то время военному журналисту, пришла мысль устроить в Москве выставку картин мало кому известного художника Константина Васильева в здании Знаменского собора на Варварке (в то время там был выставочный зал ВООПИиК). Реакция зрителей была столь восторженной, что пришлось устроить ещё одну выставку, потом ещё…

В 1988 году, уволившись в запас, Доронин полностью посвятил себя служению творческому наследию русского живописца. Он создал и возглавил общественную организацию «Клуб любителей живописи К.Васильева». С мамой художника, Клавдией Парменовной, был составлен официальный договор, передающий все права на пользование картинами её сына клубу. После долгих усилий в городе Коломне Доронину удалось договориться с исполкомом о выделении помещения под музей художника и предоставлении семье Васильевых четырёхкомнатной квартиры. Нашли и новое помещение для выставочного зала. Поиски привели к председателю исполкома Тимирязевского района Москвы — Демину М.Т., который в 1988 году передал на баланс клуба разрушенное и предназначенное под снос здание.

В восстановленном музее и парке искусств мы со съемочной группой «Русского Дома» снимали программу к 55-летию  художника. Пролетело 15 лет, рухнули надежды на скорое возрождение России, были нестроения и в работе музея Васильева. Много разрушительного и гнетущего навалилось, многое ныне возмущает русских творцов сегодня, но лучшие работы одухотворённого мастера — «Северный орёл», «Ожидание», «Сокол» («Горят пожары»), «Человек с филином», «Часовня», «У колодца», его пейзажи и державно-батальные картины — не позволяют впадать в уныние, зовут идти по суровому пути на Русский Север, свет легендарной страны Беловодье.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ