Александр Крутов - Слово редактора - Вместе: в прошлом и будущем

Архив: 

 

...В то время как весь остальной мир искал пути объединения в союзы, мы начали разрушать своё государство в начале XX века, истребляя друг друга в гражданской войне, и покончили с ним в конце столетия.

 

Известный американский политолог З.Бжезинский считает, что Россию уже не возродить. Главу, посвящённую нашей стране в своей книге, назвал «Чёрная дыра» — так обычно называют погибающую звезду, которая прекращает своё существование. Вот так и Россия, по его мнению, сгорает от своих внутренних и внешних конфликтов.

Никогда не смогу согласиться с таким видением будущего моей Родины. Уверен, что самая мрачная полоса её духовной и государственной жизни проходит. Как за тёмной ночью неизбежно приходит рассвет, как «тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением…».

Но многие наши проблемы не найдут своего решения, если рассматривать их как сугубо внутренние. Например, экономические, экологические, межэтнические, межнациональные отношения или миграция из бывших республик СССР. Вековая жизнь вместе народов исторической России оставила в душах людей неизгладимый след, несмотря на искусственно разделившие нас границы. Поэтому решение всех проблем возможно только на основе осознания нашей культурной и исторической общности. Осознания того, что именно русский народ был создателем российской цивилизации. Цивилизации, которая вобрала в себя и помогла развиться и сохраниться более сотни народов и народностей.

К сожалению, такое понимание пока пришло только к властям Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации. Именно они начали процесс создания общих, наднациональных структур Евразийского экономического союза. Местечковая элита других новообразованных государств на постсоветском пространстве ожесточённо этому сопротивляется, истово оберегая свои возможности безнаказанно властвовать в захваченных владениях, а значит — богатеть.

В то время как весь остальной мир искал пути объединения в союзы, мы начали разрушать своё государство в начале XX века, истребляя друг друга в гражданской войне, и покончили с ним в конце столетия.

Сегодня Россия отброшена в эпоху феодальной раздроблённости. Каждый пытается выжить в одиночку. Кто-то ищет спасения на Западе, кто-то на Востоке, забывая народную мудрость, что «за морем телушка полушка, да рубль перевоз». Только воссоединение способно возродить сильное государство, с которым бы считались недруги, поднять дух народа, а с ним — и экономику.

Сегодня об этом внятно и ясно говорит только Русская Православная Церковь, которая неустанно бьёт в колокола, напоминая нам, живущим в странах русской цивилизации, что Православие не угроза самостоятельности, а безценный ресурс для единения в глобальном мире.

Ведь именно Православная Церковь в период феодальной раздроблённости выступала за единство, против междоусобиц; она вдохновляла народ на борьбу с иноземными захватчиками. А что делала тогдашняя элита — князья? Они ссорились, соперничали за великое княжение, за титул великого князя, наводили татар на Русскую землю, как ранее половцев. И только Церковь была едина. Не случайна главная идея иконы Троица прп. Андрея Рублёва — идея единства, столь важная во тьме разделения нашего… «Дабы воззрением на Святую Троицу уничтожался страх розни мира сего».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечает, что «Дмитрий Донской начинает не с объединения территории, а с объединения национально-нравственного. Этим-то и замечателен московский князь, ставший во главе русского войска. И Москва от этого выиграла в глазах всей Руси. Она выиграла не потому, что, как пытаются это доказать, стояла на очень выгодных торговых путях, а потому, что в этой сложнейшей ситуации возглавила политику объединения Русской земли. То есть Москва выиграла духовно. Москва не была экономически сильней Твери или Новгорода, она оказалась духовно сильней. В Москву переехал митрополит всея Руси, и Москва стала символом духовного объединения».

Восстанавливая пространственное, геополитическое, экономическое, культурное единство, мы обязаны воссоединиться прежде всего со своей историей. И вспомнить особый день в исторической России, который на тысячелетия определил наш путь духовно-нравственного и культурного развития, — 28 июля 988 года.

Из языческой державы на краю света вдруг появилась держава с мировой культурой, мировой религией, и это было ознаменовано расцветом древнерусской культуры. Христианство стало не идеологией, а мировоззрением со своими этическими нормами поведения в быту, в жизни. Оно изменило образ жизни, обычаи русских людей. Ведь христианство требовало не только соблюдения обрядов, но и действий, ибо «вера без дел мертва». Так создавалось Русское государство, русский народ, русская цивилизация.

Ныне эта памятная дата в день памяти Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира вновь значится в государственных календарях как День Крещения Руси. «Сегодня наследники той Святой Руси живут в разных государствах, но сила наша — всегда в Святой Руси, которая живёт в наших сердцах, умах. Это никакая не ностальгия по прошлому, это тот духовный генетический код, который мы впитываем с молоком матери, та система духовных ценностей, которая объединяет наследников Святой Руси», — говорит Святейший Патриарх Кирилл. По его словам, «пока эта Святая Русь жива в наших сердцах, и народы, и государства наши будут развиваться по пути, который предопределил святой князь Владимир».

Необходимость восстановления разорванных связей очевидна. Многое уже разрушено, многое сделано, чтобы разрушить великую русскую цивилизацию. Но пока мы живы, пока храним Православную веру, ещё есть надежда. Путь к воссоединению народов исторической России, утрату единства которых мы болезненно переживаем более 20 лет, труден и тяжёл, но с Божией помощью и нашими делами преодолим.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №7, 2012г.