Протоиерей Александр Шаргунов - Человек рождается, чтобы соединиться с Богом

Архив: 

 

7 июля — рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Церковь торжественно празднует день рождения святого Иоанна Предтечи. И мы слышим в Евангелии пророчество о том, что он многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их.

Иоанн Креститель родился, чтобы проповедовать у берегов Иордана. Толпы идут к нему и внимают ему. Мы видим его склонённым над текущей водой, уносящей всю пыль и грязь погружающегося в воду множества народа. Но есть нечто ещё более таинственное в нём. Мы видим его стоящим на грани Нового Завета, сжигаемого желанием полноты Божественной правды, отверзающего уста навстречу источнику воды живой. Но ему не испить от источника Пятидесятницы!

Он даже не увидит в этой воде отражение собственного лица, потому что вот, Лик Божественной красоты как солнце восходит рядом с ним. Он забудет о своей жажде и о том, что вода — на расстоянии его простёртой руки. И он останется потерянным в несомненном видении Того, Кого он ждёт, о Ком возвещает миру и Кто уже приблизился, чтобы с избытком даровать всем эту воду жизни. Его радость достигает предела, но никто больше не обращает на него внимания, и сам он тем более не помнит о себе.

Самое поразительное в огненной проповеди святого Иоанна Предтечи — его молчаливое свидетельство о Господе. Этот величайший из всех пророков именуется Господом меньшим во Царствии Небесном. Потому что в жизни будущего века дар, который получит от Господа меньший из всех, будет несравненно большим самых великих Божиих даров на земле. И потому что высочайшее служение Предтечи Господу не сопровождалось никакими утешениями, кроме того, которое было во время посещения праведной Елизаветы Пресвятой Девой, а также в день его рождения и в день Крещения Господня.

У него не было своего Фавора, как у апостола Петра, или своего третьего неба, как у апостола Павла, он от чрева матери не вкушал никакого вина и тем более Духа Святого, Которым опьянены все чада Царства Небесного. Он любил Господа Иисуса Христа не меньше другого Иоанна — апостола. Но апостол Иоанн Богослов, ища утешения, склонял свою голову на грудь Своего Божественного Учителя, а святой Иоанн Креститель мог только во чреве матери приветствовать Господа и только однажды за всё время своего служения в неизреченной радости поднять глаза на Него. Да, будучи пророком ожидания, и обличения, и покаяния, Предтеча слышал глас Небесного Жениха. Однако этот глас не был обращён к нему лично, но ко всем.

Суровость и лишения жизни Предтечи, эта неумолимая пустыня, которая была единственным местом его обитания, потрясают нас по мере того, как мы начинаем постигать её раскалённость и огромность. Святые отцы говорят, что надо быть Богом, чтобы осмыслить такую судьбу и чтобы предложить такую судьбу человеку. Чтобы сметь требовать от него такое противостояние тьме, такие страдания — до того как благодатная память о Крестных Страданиях Христовых может срастворить их свету, осветить ими ночь.

Ему предстоит, особенно после заключения в темницу Иродом Антипой, узнать, что такое богооставленность, приобщиться самому страшному страданию грядущего Мессии. Чем ближе человек к Богу, тем больших он сподобляется страданий пред медлящим прийти Царством Божиим. Предтеча посылает спросить у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ождать нам другого? (Лк. 7, 19). Ему надо было обрести в этом испытании всецелое доверие Богу и увидеть, что жизнь его была не напрасна, что его свидетельство принесёт плод, что Бог проведёт его через страдание, через пленение, через мученическую смерть.

Вот почему Церковь, зная, что отношение Христа к Своему Предтече не сравнимо с Его отношением к кому-либо из всех святых, празднует день Рождества только Божией Матери и его, большего из рождённых женами. Здесь тайна особой глубины. Никто, кроме Пресвятой Девы, не был так близко связан с Воплощением Божиим.

Мы предстоим перед безмерной любовью Божией к этому человеку. Его личность может показаться самой скорбной во всей Священной истории. Однако Господь свидетельствует: среди рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Какое страшное и непостижимое величие, роднящее его с Самим Богом, уготовано ему. Мы не можем представить, каким сиянием Божией славы окружает ныне Господь Своего служителя, смиренного пророка Иоанна, и какой радостью наполняет сердце того, кто не знал никакой земной радости. Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно, сказано в Евангелии о Предтече. Предтеча проповедовал истину — истину Бога, Пресвятой Троицы и истину заповедей Божиих. И путь к обретению истины — покаяние пред Богом.

Истина — величайшее чудо, потому что без неё ничего не значат все чудеса. И дар жизни, рождение человека — величайшее чудо, потому что благодаря этому дару можно познать истину, соединиться с Богом. Мы празднуем рождение человека, который родился, чтобы жить и трепетно слушать только голос Агнца, только глас Жениха, только слово Превечного Слова, ставшего плотью.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ