Максим Воробьёв - Интеллигенция и народ

Архив: 

 

Нигде невежество нашей так называемой интеллигенции не достигает таких чудовищных размеров, как в областизнания богословского… /Священномученик Иларион (Троицкий)

 

Около ста лет прошло с тех пор, как были написаны эти горькие слова, но ничего не изменилось. Разве что стало ещё хуже. Мне всегда казалось необъяснимым приписывание нашей интеллигенции тяги к диссидентству. Но события последних лет подтверждают этот печальный факт. Диссидентство имеет в своей основе протест, противопоставление своей личности существующему порядку. Можно противопоставлять себя власти, государству, общепринятым заблуждениям, но нельзя противопоставлять себя всему народу и своей Родине. Здесь пролегает чёткая граница между отстаиванием свободы личности и предательством.

Наша общая беда в том, что интеллигенция не ощущает себя частью русского народа. Разумеется, здесь не идёт речь о самоотверженных тружениках библиотек, музеев, художественных и музыкальных школ, которые не мыслят себя отделёнными от народа. И такие личности, как актёр Николай Бурляев, режиссёр Никита Михалков, писатель Валентин Распутин, тоже вместе с народом. Я говорю о тех, кто возомнил себя более просвещённым, более умным и дальновидным, чем окружающие его люди. Столичный, тусовочный бомонд — яркое олицетворение этого явления, которое особенно характерно для телевидения. Но и в провинциях, и в столице даже среди обычных учителей, врачей, библиотекарей, инженеров живёт это сознание своей исключительности, своей отделённости от окружающего «быдла». На ТВ множество передач, в которых «народные кумиры» и просто солидные люди рассуждают о различных вещах, имея о них весьма туманные представления. Поверхностность, основанная на самоуверенности, даже в российской глубинке находит своих последователей. Особенно показательно здесь отношение к Православию. Эта вера создала нашу великую страну, только благодаря Православию мы ещё существуем. Большинство наших соотечественников считают себя православными.

Но наша интеллигенция в большинстве своём протестует против введения предмета «Основы православной культуры» в школе, против вмешательства Церкви в дела государства, против проповеди о запрещении абортов. Большая часть этой нашей «образованщины» провозглашает себя атеистами, буддистами, католиками, приверженцами каких-либо сект. Их всех объединяет один мотив: они — против Церкви. Самое печальное в том, что ими руководят не религиозные чувства, не эмоции и не разум, а лишь протест и ненависть. Если бы сегодняшние интеллигентные католики оказались в католической стране, они столь же страстно протестовали бы против католицизма. В протесте русских интеллигентов есть некоторая особенность — он направлен в первую очередь на Россию. Они противники своей страны, своего народа, следовательно — предатели. Сказано, может, жёстко, но логически верно. В начале ХХ века священномученик Иларион (Троицкий) в статье «Грех против Церкви» писал: «Наконец, в ХIХ веке между народом и высшим обществом появился класс, в тесном смысле интеллигентный. В отрицании Церкви и в преклонении перед Западом этот класс, пожалуй, пошёл дальше всех. Белинский научил русских интеллигентов атеистическому социализму. Интеллигенция русская стала и нерелигиозна, и ненациональна».

Что изменилось с тех пор? Современные интеллигенты не могут допустить даже мысли о том, что они не правы. Они достойные потомки Базарова, Верховенского, на собеседников смотрят свысока, обвиняя их в невежестве и косности, не желая их понять, даже выслушать. На чём базируется столь ложное ощущение собственного превосходства, понять невозможно. Эгоизм, тщеславие и самомнение у наших интеллигентов безграничны. В отношении Церкви они повторяют одни и те же обвинения, одну и ту же клевету, не давая себе труда даже осмыслить кажущиеся им незыблемыми постулаты. Вот несколько лозунгов демократически настроенной интеллигенции, которые она чтит превыше Заповедей Господних: права человека, свобода слова, демократия, прогресс. Если рассматривать эти понятия с точки зрения т.н. гуманизма, которым они порождены, то невооружённым глазом видны их относительность и несостоятельность перед лицом истории. Например, свобода слова, трактуемая как право на разглашение государственных тайн, есть не что иное, как измена Родине. Если же рассматривать вышеупомянутые понятия с точки зрения веры, очевидными становятся их несовершенство и лживость.

Впрочем, эта проблема достойна отдельной статьи. Здесь я коснулся данной темы для иллюстрации простой мысли: современный интеллигент почти не умеет мыслить самостоятельно. Даже наличие высшего образования и учёной степени не гарантирует самостоятельность мыслей. Для самостоятельности мышления, кроме поглощения и обработки информации, нужна ещё и воля. А это в наше время — дефицит. Нравственность не может существовать без воли. Именно воля помогает преодолевать испытания и искушения, грех и его последствия. Отсутствие воли делает человека безнравственным. Яркая иллюстрация этого утверждения — наркоманы и алкоголики. Впрочем, почти все мы сейчас являемся пленниками комфорта.

Многократно повторённые СМИ штампы становятся для человека как бы собственными убеждениями. Ему кажется, что он сам додумался до выводов, которые полностью совпали с выводами его любимой газеты. Это самообман, который человек не замечает. У него же высшее образование! Может, даже два, учёная степень, авторитет, уважение. Так, незаметно, самомнение получает подпитку извне и укореняется в душе настолько, что становится неотъемлемой чертой личности. Конечно, гордость и у людей с начальным образованием не редкость. Но над хвастливым заявлением подвыпившего тракториста, что, мол, он лучше всяких учёных соображает, окружающие только посмеются. А вот если такое заявит учёный, да еще маститый, увенчанный всякими регалиями и премиями, тут все призадумаются. Тем более что разговоры для интеллигента — родная стихия. Он и доказательства приведёт, и факты. И ответственности — никакой. А главное для него — осознание своей особенности, избранности, принадлежности к высшей касте. Падки наши интеллигенты на это, что и говорить, падки. Помани интеллигента тайным знанием, приобщённостью к избранным — и навеки твой будет.

Если только кто другой ему большего не посулит. Много, ох как много ищущих истину, но нигде её не находящих. Ибо ищут они не истину, а оправдание себе, утверждение своей исключительности: «Везде был, всё прошёл, нигде правды нет. Один я знаю, что есть истина». А невежество по отношению к Православию, о котором писал священномученик Иларион, за десятилетия безбожия стало ещё более дремучим. Часто в разговоре убеждаешься, что собеседник не знает элементарных основ веры Православной, даже учебник Закона Божия, написанный для детей, прочитать не удосужился, а берётся рассуждать о Благодати и Таинствах. Ограниченность, а зачастую и просто глупость стали отличительной чертой современной российской интеллигенции.

Парадоксально, но у нашей образованщины протест против власти может мгновенно смениться на угодливость и пресмыкание перед ней. Сколько раз в ХХ веке интеллигенция преданно служила той власти, которую втайне презирала? Перечень известных фамилий займёт несколько страниц. И это вполне объяснимо. Если главная и высшая ценность для человека он сам, то всё остальное в мире существует лишь для того, чтобы помогать ему жить. Причём жить как можно более комфортно и приятно. Мораль, таким образом, для него не более чем условность, позволяющая преследовать личные цели. А если она мешает личным целям, против неё надо протестовать. Главное — собственное спокойствие и выгода. Это психология разумного животного.

Преподобный Силуан Афонский, великий святой ХХ века, писал: «Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать всё, но ему не даётся познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам». Современному образованцу исключительно трудно отказаться от своей гордости. Свободомыслие понимается им как следование похотениям своего ума. Свобода — как вседозволенность. Таким образом, в его сознании картина мира искажена, но ему всё нипочём. Распространённое нынче представление о том, что все правы, каждый по-своему, позволяет оправдывать любые ошибки и преступления. Однако незнание законов духовной жизни не отменяет их действие. Точно так же как незнание физики не отменяет действие закона всемирного тяготения. Духовные законы, действующие в душе человека, определяющие его психологию, мировоззрение и всю жизнь, — такая же объективная реальность, как воздух, вода и свет. Единственное отличие в том, что психические переживания субъективно воспринимаются как нечто личное и недоступное объективной оценке. Многие движения души невозможно объяснить логически и даже выразить словами, но это не значит, что они не существуют.

Христианство — религия любви, а не разума. Не логические построения, а чувства сердца составляют его суть. Недоступное сухому рассудку открывается любящему сердцу. Но для того, чтобы открылось для любви сердце, рассудок должен осознать свою безпомощность и ограниченность. Признать над собой высшую волю Творца вселенной. Это — начало смирения, которое открывает путь для действия Божией Благодати. Потребность смирения заложена в душе человека. Но истинное смирение невозможно без веры. У неверующего человека смирение превращается в холуйство, что многократно происходило на протяжении всей истории и ярко проявилось в России ХХ–ХХI веков. Так же как пресмыкалась интеллигенция перед коммунистической властью, сейчас она пресмыкается перед олигархами и демократией. Особенно это заметно у некоторых деятелей культуры. За определённую сумму они готовы изобразить всё что угодно. Любую непристойность и кощунство назовут «искусством». Впрочем, преклонение перед золотым тельцом — общая беда современного человечества.

Но у нас есть надежда — «свет Христов просвещает всех!». Святитель Иннокентий Херсонский так говорил об этой великой истине: «Может быть, некоторые, — как бы так ещё говорит Церковь, — наполнившись сиянием от светильника наук и мудрости земной, воображают, что им уже не нужно никакого просвещения, что они знают всё, что нужно, и могут спокойно оставаться со своим запасом познаний. Да выйдут таковые из своего опасного предубеждения! Доколе они не изучили Евангелия и Креста Христова, не уразумели, как должно, что вещают о человеке пророки и апостолы, дотоле они не знают самого необходимого. Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию откровения небесного можно найти стезю, ведущую в живот вечный».

Только Православная вера способна преобразить падшего человека, особенно отравленного «тайным» и явным знанием. «Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада», — писал великий русский философ Иван Александрович Ильин. Но у современной интеллигенции — другой духовный уклад, чем у большинства простых русских людей. Причём это различие сознательно культивируемо ею. Православная вера составляет самую суть души русского народа, поэтому оголтелая ненависть многих образованцев направлена против Церкви, против России и против русского народа.

Без Православия любые попытки преобразования России, любое вмешательство в её жизнь принесут только вред. Любой либерал, старающийся пропагандировать и насаждать современные демократические принципы в России без Православия, — враг русского народа. Зачем России такая интеллигенция? Она не только не нужна, но крайне вредна и опасна, как опасна раковая опухоль на теле здорового организма. России не нужен интеллигент, который ненавидит свою Родину и свой народ.

Самой интеллигенции вера нужна как воздух. Без неё все попытки понять и объяснить жизнь — безплодны. Мне приходилось много раз наблюдать, как преображается человек, входящий в жизнь Церкви. Вчерашний раздражительный, вечно всем недовольный скептик становится спокойным и радостным. Его душа преображается, светится добротой и счастьем. Он начинает постигать премудрость Творца, он пьёт святую воду вечной радости и любви. Но для того, чтобы прийти к Богу, войти в Его Церковь, необходимо переступить через собственную гордость, раскаяться. Бог не отвергнет кающегося, но ждёт от него исправления жизни и решимости сделать первый шаг.

Сможет ли сделать этот шаг современный русский интеллигент — зависит от его личного выбора.

Максим Зотикович ВОРОБЬЁВ