Иван Журавлёв - Наш Пушкин

Вклад Пушкина в развитие великой русской православной культуры до сих пор недооценён. Более того, нынешний общий упадок культуры в России привёл к фактическому забвению духовной силы творчества великого поэта.

 

В 2009 году исполняется 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

XXI век развенчал многие «идеалы» века ХХ-го, ниспровергнув прежних кумиров. Изменилось и отношение общества к поэту. Однако некоторые растерявшиеся критики до сих пор смотрят на творчество его как на «товар», спрос на который стремительно падает. Это означает то, что мы «успешно строим» общество потребителей, где духовные, вечные ценности уже не являются конкурентоспособными по отношению к ценностям материальным, сиюминутным.

Потребительское общество ищет в творчестве Пушкина не высокие идеалы, а удовлетворения конкретных жизненных запросов, которые, в большинстве своём, примитивны. Наши современники жаждут получить от творчества Пушкина удовольствие и совершенно не понимают глубину его размышлений. Поэтому эстетствующие критики утверждают, что поэт безнадёжно устарел. На самом деле, не Пушкин устарел — устарело наше отношение к нему. Можно сказать иначе: не Пушкин мёртв, мертвы мы, так и не доросшие до его духовного восприятия мира. Гоголь и Достоевский, духовные наследники Пушкина, называли его человеком будущего. Так и есть.

На творчество великого русского поэта-мыслителя необходимо взглянуть глазами самого Пушкина, т.е. подняться до его духовного уровня, а не «опускать» его до уровня обывателя. И тогда окажется, что все произведения поэта имеют скрытый смысл и суждения Пушкина, православного мыслителя, выстраиваются в стройную систему православных ценностей. Поэтому его творения оказали определяющее влияние на дальнейшее развитие всей русской культуры, включая и нашу религиозную философию. Может быть, грядущий новый читатель, превыше всего ценящий православные идеалы и духовную свободу, преодолеет пороки общества и с пониманием оценит сокровенные мысли Пушкина-пророка, способные обогатить православное сознание, русскую нацию и всё человечество?

Оставаясь нашим современником, Пушкин предупреждает общество о многочисленных опасностях, подстерегающих нас на пути духовного возрождения любимой Богом России. Прежде всего, он предостерегает Россию от попыток «раствориться» в западной цивилизации, показывая, что её материально благополучие — «пир во время чумы», смертоносной чумы бездуховности. Поэт предостерегает нас и от «демократической эйфории», ибо демократия — обоюдоострое оружие, которое далеко не всегда используется для защиты свободы, но слишком часто — против неё.

Поэтому «торжество демократий» — понятие безсмысленное. При демократии торжествовать может как добро, так и зло. Всё зависит от духовной зрелости общества. Пока этой зрелости нет, демократия провозглашает равенство гения и посредственности, что противоестественно, и равенство добродетели и порока, что преступно, ибо в этом случае поощряется не добродетель, а порок. Демократия бездуховного, управляемого общества даёт пороку преимущественное право власти над добродетелью. Власть порока — от сатаны.

Неудивительно, что в нашем обществе, провозгласившем приоритет демократических принципов, не освободившемся от «неофициальной власти порока», так и не наступило торжество свободы. Предвидя эти «ловушки незрелой демократии», Пушкин противопоставляет ей аристократизм духа и православное сознание.

Не вызывает сомнения факт, что все великие поэты в силу своей гениальности выражали мировоззрение своей эпохи и своего народа. Пример Пушкина подтверждает это. Через внутренний мир поэта отображается его отношение к действительности, житейский и духовный опыт. Пушкин воспитывался в убеждении, что назначение поэзии — говорить людям правду о Божием мире, подсказывать им пути преодоления зла. Таких же взглядов придерживались Карамзин и Жуковский. Пушкин считал, что профессиональный философ — это жрец абстрактной истины, а поэт должен стремиться быть учителем и пророком.

Разумеется, до такого масштаба дорастает не всякий. Но Россия богата гениями: вслед за Пушкиным явились Николай Васильевич Гоголь, Фёдор Михайлович Достоевский и другие.

Не является преувеличением мысль Д.С.Мережковского, что вся русская философская литература вышла из Пушкина. К анализу мировоззрения поэта обращались многие русские философы: В.С.Соловьёв, П.Б.Струве, В.И.Иванов, И.А.Ильин, В.В.Розанов и др. Пушкин поставил вопросы, на которые потом искала ответы русская философия. Причём ни один философ не сказал больше, чем сам Пушкин; они в своём творчестве лишь успешно «расшифровали» философский символизм пушкинской поэзии, развив многие из высказанных поэтом идей.

В наше время требуются научные исследования творчества Пушкина. Это позволит детально проследить ряд философских концепций, разработанных в той или иной степени Пушкиным, раскрыть философский подтекст многих его поэтических и драматических произведений, увидеть поэта как великого русского мыслителя, предвосхитившего основные направления нашей философской мысли, многое сделавшего для развития русского национального самосознания. Это подтверждают сами пушкинские тексты.

Сам он не отделял поэзию от философии. Она пронизывала все его стихи. П.Я.Чаадаев даже упрекал его в «философской лени», утверждая, что кроме Пушкина некому открыть русскому человеку сокровенные духовные истины. Царь Николай I необычайно высоко ценил государственную, историческую и духовную мудрость поэта, назвав его «умнейшим человеком России».

Отрицательную роль в самой возможности признания философских заслуг поэта в мире сыграло и то обстоятельство, что Пушкин как философ был непонятен европейцам, не имеющим возможности читать его в подлиннике. Известно, что в переводе смысл поэтических произведений во многом утрачивается, тем более, их философский символический подтекст. Среди западных профессиональных философов до сих пор существует довольно устойчивое мнение, отрицающее не только философское значение творчества Пушкина, но и сам факт существования самобытной русской философии.

Это доказывает только то, что и к русской философии в целом, и к философскому наследию Пушкина нельзя подходить с обычными логическими мерками, как нельзя измерить логикой философию духа, что пытался сделать Гегель. Интересно, что и русская история не вписывается ни в какие схемы западной науки, и одним из первых обратил на это внимание Пушкин.

Если справедлива мысль, что философия народа есть концентрированное выражение его истории, то мировоззрение Пушкина есть философия русского народа, русского духа. Есть все основания утверждать, что поэт оказал непосредственное или опосредованное влияние на всех нас, говорящих на русском языке, ибо духом Пушкина пронизана вся русская культура.

Иван Константинович ЖУРАВЛЁВ