В его служебном кабинете на чистых тесовых стенах сотни икон. Почти все они старинные, намоленные.
— Как они попали сюда?– спрашиваю.
— Собираю, покупаю… Бывает, по объявлению сюда приносят. А бывает — рушат старую избу, а икону вынести забудут. Отреставрируешь её, и глядите, какая красота! Недаром говорят, икона — это окно в мир вечности, и открывается оно во время молитвы, — говорит Юрий Петрович и добавляет: — Часть икон я в музей передал.
— В областной краеведческий?
— Нет. В наш музей. Недавно мы создали Музей истории Оренбургского казачества. В нём нынче более пяти тысяч экспонатов. Вход безплатный…
Где бы Юрий Петрович ни бывал, чем бы ни занимался, всегда тянулся к предметам «старины глубокой». С годами скопились у него сотни уникальных вещиц. Исподволь вызревала мечта показать их людям. Так мало-помалу и образовался музей, а директором его стал сам казачий атаман Юрий Петрович Бельков.
Вообще-то директорствовать ему ранее никогда не приходилось. Слесарничал, плотничал, служил в армии, окончил инженерный факультет вуза, работал в отделе строительства Южно-Уральской железной дороги, в ДОСААФ. Затем стал на оборонном заводе инженером. В стране меж тем набирала обороты перестройка. Крупные предприятия, прежде всего военные, закрывались. Заказы на оборонный завод не поступали: «А зачем нам оборонка, от кого обороняться?» Либералы и демократы вразумляли общество: «С кем нам воевать? С Америкой? Так она теперь лучший наш партнёр, а её президент Буш — закадычный друг Ельцина».
В этой чехарде, смуте, развале государства инженеру трудно было найти своё место, государство в них не нуждалось. «А не начать ли своё дело?» — решил Бельков и вскоре создал маленький кооператив по ремонту автомобилей. Начинали с нуля — ни запчастей, ни денег не было. Пришлось ему свою «Волгу» продать и на вырученные деньги в Москве приобрести подержанные либо битые автомобили. Пригонял их в Оренбург и, засучив рукава, ремонтировал, перебирал до винтика, красил, возвращал к жизни, затем реализовывал.
Скопив денег, Бельков приобрёл на городском пустыре землю. Потомственный казак, он объединил несколько сотен казаков, которые избрали его своим атаманом. Так создалось Оренбургское городское казачье общество «Славянское». Опираясь на собственные финансовые средства, Бельков начал строительство торгового центра. Нынче это лучший в Оренбурге рынок. Все знают: хочешь приобрести свежие продукты — езжай на «Славянский базар». Рынок охраняют казаки и десятки камер видеонаблюдения. А за прилавками здесь сами оренбуржцы, прежде всего те, кто собственными руками создаёт продукцию. Здесь нет перекупщиков, а потому и цены самые низкие в городе.
Занимаясь обустройством рынка, Бельков не забывал о кооперативе. Предложил создать при нём клуб «Ретро». Там вскоре появилась большая коллекция старинных автомобилей: «Форды», «Эмки», «Победы», «Москвичи»… Ныне клуб «Ретро» — достояние населения города, вход — безплатный. Эта коллекция ретромобилей очень сгодилась кинорежиссёру Станиславу Говорухину во время съёмок фильма по роману Дудинцева «Не хлебом единым».
Киношникам понадобились автомобили старых марок. Говорухин обратился к московским «ретровладельцам», которые потребовали пять тысяч долларов в день за один автомобиль. Тогда режиссёр через интернет выяснил, что в Оренбурге, куда выехала киногруппа на съёмки, действует клуб «Ретро», созданный Бельковым. Когда режиссёр предложил ему оплатить услуги, он сказал:
— Ничего не надо. Мы рады, что на оренбургской земле нашей снимается такой ожидаемый в стране фильм. Нам приятно было помочь вам, Станислав Сергеевич.
В северной части Оренбуржья есть старинное село Ташла. Основал его в середине восемнадцатого века дворянин Иван Тимашев, построив там замечательную усадьбу. Более двух веков Тимашевы — дети, внуки, правнуки — ревностно служили России в качестве дипломатов, сенаторов, боевых офицеров… Лихолетье ХХ века не пощадило фамильную усадьбу, мало что осталось от неё.
Как-то проездом Бельков оказался в Ташле. Живописная природа очаровала его, но вид развалин дворца Тимашевых удручал. Подробнее узнав об истории села, о родословной Тимашевых, Юрий Петрович возмутился:
— Да можно ли уважать себя после такого безхозного отношения к истории родного края, к предкам нашим?!
Безотлагательно составил проект реставрации усадьбы, согласовав его с районной властью. Среди местных жителей нашлись каменщики, плотники, садовники, маляры — ныне немало сельских умельцев вынужденно сидят без дела. Обрадовались полезной и оплачиваемой работе. Бывшая Тимашевская усадьба сегодня — излюбленное место проведения пушкинских и других литературных праздников, на которые съезжаются писатели из многих регионов России.
— Ох, простоват, донельзя простоват ты, Петрович. За всех готов платить. Вконец разорит тебя твоя безмерная благотворительность, если не станешь думать о прибытках своих, — урезонивал Белькова знакомый бизнесмен.
— А разве я не думаю о прибытках? Вот отстроим усадьбу и откроем здесь филиал нашего казачьего музея, магазин. Построим дом отдыха для сотрудников нашего торгового комплекса и местных жителей…
Возглавляя полуторатысячный отряд оренбургских казаков, Бельков хорошо понимает задачи казачьего движения в современных условиях. Некоторым ведь казалось, что для возрождения казачества достаточно вынуть из сундука дедовы штаны с лампасами да повесить шашку через плечо…
— Для казака важно почувствовать свою востребованность. В Российской империи казаки были и сеятелями её, и хранителями. Эти традиции мы и продолжаем сегодня, — говорит Юрий Петрович.
Недавно в Оренбурге открыт памятник казачеству. Городу он обошёлся в 17 миллионов рублей, более четырёх миллионов из них внесло казачье общество «Славянское».
Такой видный, жизнелюбивый мужчина не мог долго прозябать вне женского внимания. В него влюбилась студентка полиграфического лицея, семнадцатилетняя красавица Татьяна. Подружки отговаривали её: «Он в отцы тебе годится. Седеть начал уже…» Таня была непреклонна: «Юрий Петрович добрый, смелый, умный, интересный. Он весь настоящий, без фальши — что скажет, то и сделает. За это его и уважают…»
Венчал их авторитетнейший во всей уральской округе отец Николай (Стремский) в величавом Свято-Троицком соборе. Благословляя новобрачных, пожелал им «жизни с Богом, любви и неробкого чадородия».
И они не робели. Не мешкая, начали детей творить. Крепеньких, красивых. Первой дочка Тоня родилась, следом — сын Петя. А совсем недавно — дочка Настенька.
— Дети — высшая Божия благодать, — говорит Юрий Петрович Бельков.
Иван Сергеевич УХАНОВ