Александр Перов - Кино, Холокост и Бородино

Архив: 

В Кремлёвском дворце на Светлой седмице прошёл первый вечер из цикла «Наше кино» — «Бородино 1812». Патриотическая акция в канун 200-летия начала Отечественной войны оставила грустное чувство. На пышном вечере режиссёры-ветераны и постаревшие замечательные актёры вспоминали старые кинофильмы. Было похоже на панихиду по славе отечественного кино.

Стало ясно, что фильмы к 200-летней годовщине Бородинского сражения не сняты, даже не запланированы! На пленуме кинематографистов, прошедшем утром того же дня, все выступавшие говорили только о деньгах, о программах финансирования.

Но позвольте, мы читали и видели по ТВ, как премьер Путин (ныне президент) приезжал во ВГИК и обещал Никите Михалкову большие деньги на развитие кино. Почему же не было запланировано ни одного фильма, документального или художественного, о Бородинской битве? Куда ушли средства?

Эльдар Рязанов пространно поведал в очередной раз, в какой ужасной стране СССР довелось ему творить, как мешали ему, как Фурцева запретила фильм «Гусарская баллада», который с триумфом прошёл почему-то всё-таки по всей стране (48 млн посмотрели!): «Меня топтали патриотические дураки, патриотические идиоты!» — сказал он. Почему к 150-летию Бородинского сражения был снят дорогой фильм «Гусарская баллада» с батальными сценами, а к 200-летию ничего в кинематографе нет? А главное, почему при либералах и космополитах Рязанов может снимать лишь «Старые клячи»?

Выступали настоящие звезды — Инна Макарова, Ирина Скобцева, которая кратко и достойно рассказала, как французы встретили киноэпопею «Война и мир», который снимал режиссёр Сергей Бондарчук почти семь лет и который имел большой бюджет — 18 млн рублей. По тогдашнему курсу — 11 млн долларов. Взгляните на доходы олигархов, некоторых членов правительства и особенно их жён — жалкая сумма получается на создание грандиозного обладателя премии «Оскар»! Ну, не хочет никто, как прежде советская власть, патриотические фильмы снимать. Неужели не ясно? Не нужно это никому, даже большинству нашего населения. Его пугачёвщина с галковщиной вполне устраивает!

Пасхальный вечер, как уже бывало, совпал с рядовым днём рождения (не юбилеем!) Аллы Пугачёвой. И почти весь телеэфир был кощунственно отдан ей. Особенно отличилась «Россия-1».

Возмущение телевизионной политикой прозвучало и в выступлениях участников пленума кинематографистов в разваливающемся Доме кино. Было принято Обращение к президенту Путину: «Отступать некуда. Позади — великие история и культура, практически не востребованные новым поколением россиян. Впереди — без всякого преувеличения катастрофа страны, не способной ни интеллектуально, ни культурно, ни демографически отвечать вызовам современного мира. Мира, который не простит нам безволия, скудоумия, слабости и растерянности.

С горечью следует констатировать, что народ, породивший Пушкина, Толстого, Достоевского, скатился к первобытно-низменному целеполаганию: рви, хватай, тяни на себя, падающего подтолкни, на упавшего наступи.

Безграмотность, усугублённая введением ЕГЭ в средних школах, нравственное одичание, полная потеря духовных ориентиров, культ эгоизма и наживы любой ценой, равнодушие к родной земле, забвение традиций и отсутствие того, что называется "укладом жизни", деградация отношений между мужчиной и женщиной, а следовательно, обесценивание семьи — всё это ставит Россию на грань небытия.

Ситуация усугубляется тем, что перечисленные болезни разъедают и культурную элиту нынешнего российского общества. Телеканалы, интернет и печатные СМИ становятся инструментами массового развращения. Средства массовой информации всё чаще проводят спланированные кампании по дискредитации национальных авторитетов и уничижению тех самых "базовых ценностей". Государство полностью освободило себя от функции общественного воспитания. Само слово "воспитание" приобрело оттенок дурновкусия — как нечто безнадёжно устаревшее и не актуальное для новой российской жизни.

Современное отечественное искусство, как правило, деструктивно — оно не только не вызывает у человека чувства любви к своей Родине, ближним и дальним, но в принципе убивает желание жить, работать и растить детей в России.

Люди перестали смотреть отечественное кино, потому что оно унижает их достоинство. Люди стараются защитить своих детей от вредоносного влияния электронных и печатных СМИ. Общество всё больше атомизируется, распадается на отдельных индивидуумов, не связанных между собой едиными интересами, целями, задачами. Так продолжаться не может. Отечество в опасности!

Мы, представители кинематографического сообщества России, обращаемся к вновь избранному президенту Российской Федерации с настоятельным призывом разработать государственную стратегию в области культуры, воспитания и образования.

Необходимо возродить воспитание как краеугольный камень образовательного процесса и прекратить наконец считать образование сферой услуг. Необходимо усилить культурную, гуманитарную составляющую школьной программы, ввести новые предметы и факультативы — в частности, "100 лучших книг и 100 лучших фильмов России и мира", всемерно способствовать преподаванию основ традиционных религий России».

С 1 сентября 2012 года вводится странный многочасовой курс, посвящённый изучению Холокоста, при сдаче Единого государственного экзамена по истории дети должны знать ответы на десять вопросов по этой наиважнейшей, выходит, для России теме. Зачем дополнительный курс на тему, которая раскрыта в действующих учебниках? Но, вводя этот курс, не случайно написали: он будет преподаваться «одновременно с "Основами религиозных культур"»…

Да, понятие «Холокост» на Западе уже давно приобрело именно культовое, религиозное значение. Как отрицание искупительной жертвы Христа в средневековой Европе влекло за собой уголовное наказание (вплоть до смертной казни), так в постхристианской Европе отрицание Холокоста карается уголовным наказанием и реальным тюремным сроком. Более того, в полном соответствии духу «новой религии» современные еврейские богословы уже не обинуясь утверждают, что «жертва Холокоста отменяет жертву Христа».

Насильственное приобщение российских школьников к антихристианству происходит при действенной поддержке фонда «Холокост» во главе с бывшим депутатом Думы гайдаровского «Демвыбора России» и нынешним членом Общественной палаты Аллой Гербер, которая известна ещё и борьбой с «русским фашизмом». Именно этим фондом и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработана специальная программа «Уроки по теме Холокоста. Путь к толерантности». Программа рассчитана на 72 часа. Когда же тут русскую классику изучать?! И что характерно, либеральная общественность, ещё совсем недавно бурно протестовавшая против внедрения в школы «Основ православной культуры» (вспомним хотя бы гневные слова Познера!), теперь удовлетворённо помалкивает.

А кинематографисты говорят: «Первоочередной задачей является экспертиза школьных учебников по истории — граждане единой страны не должны получать диаметрально противоположные знания об одних и тех же исторических событиях. Мы убеждены, что те средства массовой информации, которые цинично зарабатывают деньги на пропаганде порока, не могут быть поощряемы государством — какой бы политической линии они ни придерживались. Мы настаиваем: дальнейшая деятельность отечественных СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса. Такие кодексы существуют в старейших и авторитетнейших СМИ Европы».

Ну и у нас они есть — целых два. Секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко объясняет кинодеятелям: «Такой документ существует. Причём давно — с 1994 года. Кодекс профессиональной этики российского журналиста принят Всероссийским конгрессом журналистов. Принципиальное отличие норм саморегулирования от закона заключается в том, что закон спускается сверху, а норма саморегулирования рождается в самой корпорации. Кодекс, принятый в 1994 году, — плод работы журналистского сообщества. А хартия, о которой зашла речь, берёт исток в Общественной палате. Её проект в журналистской среде не обсуждался, никто не знает, что там предлагается. Кроме того, создание такой хартии посредством Общественной палаты противоречит Софийской декларации ЮНЕСКО. В ней чётко сказано, что нормы саморегулирования должны разрабатываться исключительно самими журналистами».

«Мы не призываем к введению цензуры, — говорили журналисты, — однако считаем жизненно важной поддержку талантливых социально значимых и патриотически направленных проектов во всех сферах культуры и искусства.

Уважаемый господин президент! У нас общая тревога о завтрашнем дне России, и действовать нам следует сообща. Рабочая группа по созданию государственной стратегии в области культуры, воспитания и образования должна приступить к работе как можно скорее. Только тогда наша общая тревога сможет переродиться в общую, одну на всех надежду».

Александр Борисович ПЕРОВ