В 2012 году на карте Православной России появился ещё один новый объект — Белоярское благочиние. В древности ханты называли эту местность Хув Сангхум — Длинный Яр. Здесь было много корма для оленей, и сюда приводили на пастбище колхозные и частные стада.
Следуя по зимнику Берёзово — Полноват — Амня — Нумто и обратно, обозы оленьих упряжек останавливались в Длинном Яру на ночлег, чтобы дать возможность оленям покормиться белым мхом. Потом место стало называться Белый Яр, и пожилые люди, родившиеся там или проживавшие, так до сих пор и называют Белоярский — Белым Яром.
В 1959 году на Ямале открыли большой газ. Понадобилось срочно строить компрессорные станции газопроводов. В июне 1969 года на берегу Казыма высадился десант из семи человек. Три первые строительные организации организовали Казымский участок. В 1970 году началось строительство первой очереди компрессорной станции. А заодно стали строиться жилые дома, школа, детский сад, дом культуры. От Надыма до Пунги мимо Белого Яра пролёг первый газопровод. В 1973 году Белоярский обрёл статус поселка, а с 1988-го он уже город, районный центр. До 1998 года это была безраздельная вотчина Газпрома. Спроси любого, кто жил там в восьмидесятые и девяностые, и получишь чистосердечное признание: «Невзрачный, обшарпанный городишко». Но как удивительно преобразился Белоярский в последнее десятилетие! Теперь его не узнать. Город-игрушка. Виновниками такого преображения стали нефтяники РИТЭКа — Российской инновационной топливно-энергетической компании, которую возглавляет выдающийся российский учёный Валерий Исаакович Грайфер. Глубоко верующий православный человек.
У Белоярского необычная красота. Большинство домов города облицованы разноцветной алюминиевой плиткой, под которой лежит слой утеплителя. Эта строительная инновация впервые была применена Олегом Ивановичем Дробиным при возведении офиса «РИТЭКБелоярскнефти», и после этого руководство города подхватило замечательную идею. Здесь нельзя не упомянуть Сергея Петровича Маненкова, замечательного руководителя Белоярского района, он по-настоящему всю душу вкладывает в процветание и всей подвластной ему территории, и самого города Белоярский, который с высоты птичьего полёта выглядит в полном смысле слова как игрушечный.
А в самом центре — редкостной красоты храм преподобного Серафима Саровского, построенный в основном на средства РИТЭКа.
В 1993 году жители города Антонина Любчак, Ольга Серова, Татьяна Корчагина и Иван Свирид стали начинателями создания православной религиозной общины, которая очень быстро сформировалась, появился приход, размещавшийся в одной из квартир, но уже администрация выделила средства и начала строительство деревянного храма. В 1996 году его освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Но спустя шесть лет храм сгорел, и тогда к финансированию строительства нового, уже каменного строения, возводимого холдингом «Северстройинвест», подключился РИТЭК. Наиболее активное участие в строительстве и дальнейшем существовании храма принимали и принимают Валерий Исаакович Грайфер, Сергей Петрович Маненков, директор «РИТЭКтрейдинг» Вадим Юрьевич Логиновских, директор «РИТЭКБелоярскнефть» Алексей Петрович Палий и генеральный директор «Югорскремстройгаз» Хайрбек Соскоевич Абаев, который крестился здесь же и принял православное имя Владимир.
При проектировании и строительстве строго соблюдались принципы «золотого сечения» соразмерности и учитывалось понятие о гармоничном сочетании новых форм и материалов с уже устоявшимися в истории традициями зодчества, для чего было изучено множество аналогов и образцов храмового строительства. В составе специалистов-разработчиков проекта являлись: главный архитектор А.В.Осененко, главный конструктор И.Н.Азаренко, архитекторы А.С.Вашкевич и Е.О.Пузыревская. Храм был построен быстро, и уже в праздник Преображения Господня 2003 года владыка Димитрий совершил новое освящение.
Первые годы существования общины духовное окормление осуществлял иерей Сергий Кузнецов. С 1999-го по 2008 год настоятелем являлся священник Леонид Степанов. Его затем перевели в другую епархию. В Русской Православной Церкви, как в нефтяной отрасли, хорошие специалисты очень долго не задерживаются на одном месте, и как только жизнь храма и прихода можно считать вполне благополучными, их перебрасывают туда, где положение хуже и нужен опытный руководитель.
Ныне должность настоятеля прихода храма в честь преподобного Серафима Саровского исполняет тридцатипятилетний иерей Георгий Полевщиков. Он родом из здешних югорских мест, только не из Белоярского, а из города Советский. Там окончил школу и поступил в Лесотехническую академию на факультет автомобильного хозяйства, но вскоре жизнь его резко переменилась. Зашел в храм, стал беседовать со священником и вдруг понял, что судьба его совсем иная, не такая, как начала было складываться. Он оставил учёбу в Лесотехнической академии и отправился поступать в Тобольскую духовную семинарию. В то время её уже возглавлял архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), а жизнь в семинарии воскресла благодаря стараниям незабвенного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Учась в семинарии, Юрий Полевщиков, памятуя о своём первом призвании, совмещал занятия с послушанием в должности заведующего семинарским гаражом, работал на самосвале, возил необходимые грузы для строительства зданий возрождаемого духовного учебного заведения, ездил в Тюмень за мраморной крошкой. Окончив семинарию в чине диакона, он получил распределение в Нижневартовск и вскоре стал священником, отцом Георгием. А в 2008 году его перевели в Белоярский, где он сделался настоятелем храма преподобного Серафима Саровского.
— У меня все значительные события происходят в високосные годы, — с улыбкой говорит отец Георгий. — 1996 год — поступление в семинарию, 2000-й — начало служения в Нижневартовске, 2004-й — рукоположение в сан священника, 2008-й — переезд в Белоярский, где я стал настоятелем, и вот теперь, в 2012-м, тоже високосном, я сделался благочинным! Появилось новое Белоярское благочиние, включающее в себя также и Берёзовский район.
Благочиние пока не столь велико, но сейчас, как известно, Святейший Патриарх Кирилл добивается того, чтобы в России на каждые десять тысяч человек непременно был хотя бы один храм. Для этого в ближайшем будущем предстоит увеличить число русского православного духовенства в два раза.
Храм в Белоярском поражает не только внешней красотой и величием, но и великолепной росписью внутреннего убранства. Что, кстати, большая редкость для северных церквей. Расписывала интерьер творческая мастерская «Собор» под руководством замечательного художника Валерия Александровича Кабыкина. Сейчас поставлен вопрос о восстановлении росписей старинного Свято-Никитского храма в Берёзове, рядом с которым похоронен генералиссимус Александр Данилович Меншиков.
Что приятно удивляет, когда заходишь в храм преподобного Серафима Саровского в городе Белоярском, — большое количество мужчин. Обычная картина в церквях Европейской части России: платочки, платочки, платочки и лишь для разнообразия — непокрытые мужские головы. «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят», — пелось в известной когда-то песне. А в наших церквях на десять «девчонок» в лучшем случае один «парень». В Белоярском же храме мужчин лишь немногим меньше, чем женщин. А это значит, что священник умеет привлечь к церковной жизни не только слабый, но и сильный пол. Такое, кстати, можно увидеть во многих сибирских городах. В чём тут «секрет православной кухни» сибирских батюшек? Об этом стоит подумать нашим европейцам и начать перенимать хороший опыт.
А ещё в Сибири поражает то, как много народу окунается в крещенскую прорубь. Трудно в такое поверить, но в некоторых городах по двенадцать часов стоят в очередях, чтобы совершить омовение в ледяной купели!
— У нас тоже по нескольку часов отстаивают, — говорит отец Георгий. — А в Сургуте и Нижневартовске, где население в пять-шесть раз больше, чем в Белоярском, действительно по полсуток люди стоят на лютом морозе. Вот вера какая сибирская!
Постоянных прихожан храма преподобного Серафима Саровского около трёхсот, что тоже не так мало для пятидесятитысячного города. В воскресную школу ходят шестьдесят мальчиков и девочек. Разнообразные сектанты добрались и сюда, но пока никакого успеха они не имеют. Это тоже успех работы с паствой, проводимой отцом Георгием.
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ