Михаил Синицын - Национальные меньшинства - наша "хрустальная ваза"

Были приведены данные официальной статистики, согласно которым в 2007 году выявлено почти 130 тысяч преступлений, совершенных сформированными по этническому признаку преступными структурами. Наиболее влиятельными в криминальном мире являются азербайджанские, армянские, грузинские, дагестанские, чеченские и афганские ОПГ.

 

Помимо вклада в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру русские жители республик способствуют осознанию представителями других народов своей отличительности и целостности. (Из доклада ДПЭ МВД РФ)

Как известно, 27 октября МВД России организовало Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную участию органов МВД и Федеральной миграционной службы (ФМС) в защите прав и свобод представителей национальных меньшинств. В ней приняли участие, в основном, представители территориальных органов МВД в ранге первых заместителей начальников региональных УВД (видимо, как раз отвечающих за "борьбу с экстремизмом"), ФМС, Общественной палаты РФ.

Сначала общее резюме. В выступлениях всех участников (кроме, разве что, "общественников" из общественной палатки, среди которых был А.С.Брод) звучало комплексное и адекватное понимание складывающейся в России ситуации с миграцией и межнациональными отношениями. А вот выводы, видимо, делались ими исходя из политически мотивированной "генеральной линии партии", которая, как мы знаем, весьма превратно отражает происходящее.

А теперь детали.

Начальник департамента по противодействию экстремизму МВД РФ Ю.А.Коков в своём выступлении отметил рост межнациональной напряжённости по отношению к меньшинствам и трудовым мигрантам. Распространению ксенофобии, по его словам, способствует бурное развитие миграционных процессов. Он также подчеркну, что в связи с кризисом, особенно в строительной отрасли, в ближайшее время следует ожидать осложнения оперативной обстановки в связи с сокращением гастарбайтеров, ростом совершаемых ими преступлений и ответной реакции на это со стороны населения. Кроме того, по его словам, в формировании негативного отношения к этническим меньшинствам важную роль играет их участие в этнических ОПГ.

К слову, Коков, равно как и выступавшие на конференции зам.министра МВД Е.М. Школов, зам.директора ФМС С.П.Калюжный и даже зам.министра юстиции А.Д.Алханов, с озабоченностью говорили о положении русских (правда, кто-то из них в силу косности назвал их "русскоязычными", что говорит о многом) в национальных республиках, где они стали меньшинством. В связи с этим особо была отмечена ситуация в Ингушетии.

Как можно видеть, эти оценки полностью отражают реальное положение дел. А вот дальше в словах Кокова, как и в выступлениях других участников, начинается ересь. Буду цитировать выступление и розданный в дополнение к нему аналитический материал ДПЭ МВД и комментировать.

Как органы МВД И ФМС участвуют в защите прав и свобод национальных меньшинств? Эта деятельность ведётся по нескольким направлениям.
 
Во-первых, предоставление возможности реализации своих прав и свобод (как фундаментальных, так и  в социальной и культурной сферах) всем гражданам России и негражаднам независимо от их национальной принадлежности и религиозных убеждений.
(Ну, и на этом спасибо)/

Во-вторых, недопущение коррупционных проявлений, всякого рода поборов, а зачастую и просто хамского отношения к представителям национальных меньшинств со стороны представителей органов государственной власти.
(Русским у нас, значит, не хамят. Или так: русским хамить можно, а этим - нельзя, они у нас "хрустальная ваза").

В третьих, обеспечение прав и свобод представителей национальных меньшинств, не являющихся титульными для региона проживания. В частности, в ряде регионов РФ, и, прежде всего, в республиках Северного Кавказа, именно представители русской национальности сами являются национальным меньшинством. Русское население в региона играет ключевую роль как в социально-экономическом, так и в общественно-политическом планах. Помимо вклада в экономику и хозяйственное управление, образование и культуру русские жители республик способствуют осознанию представителями других народов своей отличительности и целостности.
(Вот как ЭТО комментировать, я даже не знаю. Думаю, что последняя фраза заключает в себе весь смысл национальной политики в РФ).

И далее.

Сегодняшнее положение русского населения гораздо сложнее, чем это представляется на первый взгляд и чем об этом говорят республиканские власти. Необходимо отметить, что существенные изменения этнического состава, связанные с оттоком русских и свидетельствующие об имевших место, но скрытых формах межнациональной напряжённости между населением титульных и нетитульных национальностей, начались в республиках Северного Кавказа ещё в середине 1970-х годов. Однако в силу причин политического характера ни союзные, ни российские, ни тем более северокавказские республиканские власти этого процесса старались не замечать.

В четвёртых, профилактическая работа по недопущению межконфессиональных конфликтов, а также участие в урегулировании межнациональных конфликтов...
(Это, наверное, про ситуацию в Карагае? Там тоже очень хорошо была такая работа проведена)

 Проведённый анализ показывает, что региональными, а и зачастую федеральными властями для погашения конфликтов, оказания реальной материальной помощи, предоставления жилья жертвам и беженцам практически ничего не делается, из-за чего конфликты приобретают долговременный, "тлеющий" характер, сказываются на судьбах подрастающих поколений...

...Что касается межэтнических и межконфессиональных конфликтов, то, как показывает международный опыт, зачастую в их основе в США, Великобритании, Франции и других странах лежит желание этнических диаспор не адаптироваться в новую социально-экономическую среду, в привнести в неё свой национальный менталитет, жить замкнутыми национальными анклавами по своим обычаям и даже открыто их демонстрировать и пропагандировать. Анализ первопричин межнациональных конфликтов в Кондопоге, Сальске, Ханты-Мансийске, Владивостоке, Ставропольском крае свидетельствуют, что подобные явления не обходят стороной и российское общество.

 Были приведены данные официальной статистики, согласно которым в 2007 году выявлено почти 130 тысяч преступлений, совершенных сформированными по этническому признаку преступными структурами. Наиболее влиятельными в криминальном мире являются азербайджанские, армянские, грузинские, дагестанские, чеченские и афганские ОПГ. Основными сферами их преступной деятельности являются нарко- и автобизнес, вымогательства, похищения людей, мошенничества в банковской сфере.
 
Было подчёркнуто, что нередко для бандитских «разборок» и рейдерских захватов вызываются боевики с территории Южного федерального округа, бывшие либо действующие члены незаконных вооруженных формирований.

«Указанные обстоятельства существенным образом отражается на состоянии оперативной обстановки в стране и безопасности граждан. В России проживают около 142 млн. человек, в том числе 10-12 млн. иностранцев. В то же время ими совершается около 60 тыс. преступлений (в 2007г.), а в отношении них - почти в четыре раза меньше (около 16тыс. в 2007г.).

По данным ГИАЦ МВД России каждое 5 преступление в г.Москве совершается иностранными гражданами и лицами без гражданства, 98% которых составляют граждане стран СНГ. При этом большая часть преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких».

 И далее вполне логичный вывод г-на Кокова:

 «Прямым следствием перемещений мигрантов, вызванных экономическими потребностями, а также политических, социальных и иных мотивов, является усиление этнического и конфессионального разнообразия социумов. Большинство групп мигрантов сталкиваются с проявлением недоброжелательности со стороны коренного населения России».

 Справедливости ради, МВДшники «проехались» и по различного рода общественным организациям, которые своей деятельностью лишь подливают масла в огонь.
 
Цитата:

«Зачастую экстремистские настроения искусственно раздуваются в средствах массовой информации и т.н. «независимыми» социологическими опросами. Так, общественная организация «Сова» постоянно публикует данные о сотнях жертв из числа лиц, убитых по мотивам национальной розни, что в десятки раз превосходит данные официальной статистики. Подобные публикации, а также реально совершаемые молодежными группировками насильственные преступления в отношении мигрантов из ближнего зарубежья, стран Азии и Африки существенно подрывают имидж России как толерантного многонационального государства.Так, в 2008 году по сведениям различных правозащитных организаций в России по мотивам религиозной, расовой и национальной вражды убито более 70 человек. В то же время по данным статистики в результате совершения всех преступлений экстремистской направленности за тот же период погибло 11 человек».

 Более подробному анализу причин неприятия мигрантов было посвящено выступление заместителя директора Федеральной миграционной службы С.П.Калюжного (к нему тоже был приложен аналитический доклад, на который я буду опираться).

Калюжный привёл данные социологических опросов, согласно которым причинами отрицательного отношения к мигрантам у жителей России являются страхи «утраты ресурсов». Голоса респондентов распределились следующим образом:
- «мигранты занимают рабочие места, на которых могли бы работать местные жители» (35% ответов);
- «мигранты способствуют росту преступности» (31% ответов);
- «мигранты не платят налоги, а заработанные деньги переводят на родину» (23%);
- «мигранты способствуют росту коррупции, подкупают административные органы и милицию» (22%);
- «мигранты «сбивают» оплату труда местного населения и наживаются на местном населении» (20%).

Кроме того, отрицательному отношению к мигрантам со стороны граждан России способствует свойственная мигрантским сообществам клановость и закрытость, их нормы поведения, исходящие из иных культурных и национальных традиций и не сообразующиеся с нормами и традициями принимающего их российского общества.

Аналитический доклад ФМС объясняет эти взгляды граждан России весьма странно. Оказывается, не может идти и речи об их соответствии реальному положению дел. Наоборот, «перечисленные фобии чаще всего высказывают наименее конкурентоспособные россияне, находящиеся, как правило, на низших ступенях социальной лестницы, не обладающие квалификацией, не слишком образованные». Конец цитаты.  

Возникает вопрос: это «объяснение» соответствует данным опросов или это самопальные выводы ФМС? Думаю, второе, потому что отношение чиновничества к собственному народу, как к быдлу – явление в современной России обыденное. Хотя я прекрасно понимаю, что сами собой такие умопомрачительные «выводы» родиться в кабинетах ФМС не могли, помогли доброхоты-общественники, подвизающиеся на «противодействии экстремизму». Отсюда и вполне официальная позиция ФМС по методам «интеграции мигрантов в российское общество».

 Цитирую.

«Для обеспечения цивилизованной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество необходимы соответствующие государственные программы, составной частью которых должна стать программа воспитания (через СМИ и школьные программы) толерантного отношения наших граждан к прибывшим на работу мигрантам. Вектор такой воспитательной программы в первую очередь должен быть направлен на молодое поколение россиян».
 
То есть в качестве метода снижения конфликтной почвы между коренными гражданами и мигрантами выбирается не борьба с этнопреступностью, коррупцией и действия, направленные на объяснение мигрантам правил общежития на нашей земле, но именно толерантное отношение «россиян» к этнопреступности, коррупции и своеобразным нормам поведения мигрантов.
 
О ГРОМАДНОМ масштабе угрозы экстремизма на почве национальной вражды поведал А.С. Брод. Он привёл динамику преступлений, совершённых по мотивам национальной, конфессиональной и расовой неприязни. В 2004 году в Российской Федерации зафиксировано 139 таких преступлений, в 2005 – 152, в 2006 – 263, в 2007 – 356, а с начала 2008 года – 380 преступлений. (При этом в розданном участникам конференции аналитическом материале МВД РФ указывается на 250 «экстремистских» преступлений в 2008 году).

Всего лишь 250 преступлений? И ради этого создаётся целый департамент в МВД? Ради этого тратятся деньги на научно-практические конференции?
 
Рядом со мной в зале конференции сидел зам.руководителя одного из региональных УВД. Он резонно задался тем же вопросом, но добавил, что главным было не создать департамент по борьбе с экстремизмом, а ликвидировать УБОП. По его словам, «Единая Россия», впервые предложившая эту реформу, очень сильно выиграла: у него в области теперь весь преступный мир будет за неё голосовать.

Занавес.

Михаил Вадимирович Синицын