Александр Кадашевский - Великое служение

Архив: 

Во второй половине IX столетия Великоморавское государство было одним из крупнейших славянских государственных образований. С 846 года правил Великой Моравией князь Ростислав, пользовавшийся растущей славой и мужественно охранявший свободу своего народа.

Тяготясь своей зависимостью от германцев и осознавая, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать помощи у тех, кто и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее мог помочь и в то же время не был бы опасен.

В тот период в Моравии уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии, и от кого-то из них принял святое крещение князь Ростислав. При этом князь прекрасно понимал, что проповедь христианства не может быть успешной, если миссионеры будут подменять её возвышенные цели политическими интересами и, кроме того, учить народ на чужом, непонятном языке.

Ростислав в 862 году отправляет посольство к византийскому императору Михаилу III. В своём письме князь писал: «Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя».

Император Михаил не замедлил с ответом: в великоморавскую миссию были отправлены лучшие из лучших — солунские братья Кирилл и Мефодий. Это были необычайно образованные для своего времени люди, аскеты, молитвенники, мужи с богатым опытом миссионерской работы.

Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и передали князю Ростиславу грамоту от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю: «Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилия. Устроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своём родном языке».

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X–XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) датируются XII веком. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался Болгарской Церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки.

В 1863 году Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая. В 1986 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день

24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности», а в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности».

Огромный вклад в его проведение и становление внёс уроженец поморской деревни Сёмжа, известный писатель и начальник радиостанции легендарного атомохода «Ленин» Виталий Маслов. Он ушёл из жизни, но за его заслуги Виталию Маслову присвоены звания почётного гражданина города Мурманска, почётного полярника, ветерана атомного ледокольного флота и почётного радиста СССР. По инициативе Виталия Семёновича появился памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске на площади Первоучителей, Дом памяти, посвящённый солдатам XX в., — в Сёмже, родной деревне Маслова. Кроме того, Виталий Маслов был организатором Славянского хода — акции в поддержку Сербии.

В прошлом году в Мурманске отмечали четверть века со времени проведения первого праздника Дня славянской письменности и культуры. В 1991 году было принято постановление Верховного Совета об официальном праздновании этого дня, а в 1992 году, 20 лет назад, на Славянской площади к первому празднику в Москве был установлен памятник равноапостольным братьям работы Вячеслава Клыкова.

К сожалению, праздник в годы реформ попал целиком в ведение министерства культуры и стал превращаться в заурядное бюджетное шоу с номерами а-ля рус. Но мы помним, что у истоков его стояли писатели. Семён Шуртаков — писатель-фронтовик, лауреат Государственной премии, активный участник первого праздника славянской письменности и культуры, друг Маслова, издал книги очерков «Вначале было слово» (1995) — летопись праздников славянской письменности и «Славянский ход» (2003), посвящённый Международному православному славянскому ходу Мурман-Черногория, в котором принимали участие автор и другие известные русские писатели.

Валентин Распутин вспоминал о подвижничестве Шуртакова накануне его 90-летия. Шуртакову позвонил в конце лета 1987 года Виталий Маслов из Мурманска, секретарь тамошней писательской организации, начинавший в 1986 году праздники Кирилла и Мефодия в нашей стране, те самые праздники, которые разогрели в русском человеке славянскую душу, и говорит:
— Семён Иванович, мы осенью Славянский ход проводим по пяти православным славянским странам… И было бы совсем хорошо, если бы ещё и ты пошёл с нами…
— Ход? А как идёте?
— Автобусом.
Но если бы сказано было, что пешком, он бы и пешком согласился.

Да и что такое автобусом? Это ровно месяц не сходить с автобуса, порою спать в нём и есть, испытывать всяческие неудобства, а ещё и терпеть холодное безразличие «братушек» в Киеве, наблюдать, как политики 120 лет назад освобождённой от туретчины Болгарии пытаются провести народ на американской мякине и предать забвению подвиг. Но и испытывать радость от встречи с сербами, не уронившими честь славянского имени в наше подлейшее из времён старой и новой эры.

Не много лет после публикации этих строк прошло, а уже и власти Сербии продались за чечевичную похлёбку ЕС, который одобрил варварские бомбардировки НАТО.

Но история праздника продолжается. Единственный церковно-государственный праздник России должен шириться, обретать новое высокое звучание, объединять расколотый славянский мир. Поэтому мы и открываем новую рубрику — 1150 лет славянской письменности, помня завет Тютчева:

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ