Владимир Панков - На холмах Грузии

Архив: 

«На холмах Грузии лежит ночная мгла», — писал А.С.Пушкин. Лишь посетив этот необыкновенный край, можно понять его красоту, самобытность. Поистине, это не просто гористая территория с множеством населяющих её народов, а живой организм. В советское время весь Кавказ словно спал в преддверии грозы.

Как бы мы ни критиковали тоталитарный советский режим, но дружба народов тогда была объективной реальностью. Межнациональные конфликты и столкновения были исключительной редкостью. В нынешнее время он проснулся, словно вулкан. Нет конца кровавым конфликтам, террористическим актам, и непонятно — каким образом можно изменить ситуацию в лучшую сторону?

История Кавказа − богатейший духовный кладезь. Уже в середине первого века в Грузии распространялось христианство. Сонмы святых прославили своими духовными подвигами этот благословенный край.

В последние десятилетия у многих верующих людей значительно возрос интерес к этому краю. Из года в год увеличивается паломничество в Абхазию, Грузию, хотя это и сопряжено со значительными трудностями ввиду отсутствия дипломатических отношений между Россией и Грузией.

В прошлом году в Грузии побывал священник из Сергиева Посада протоиерей Вячеслав Брегеда вместе со своими сыновьями-семинаристами. Вот что рассказал батюшка:

«Я неоднократно бывал на Кавказе, посещал и Абхазию, и северокавказские республики. В Кабардино-Балкарии в местечке Архыз поднимался на скалу, где отобразился образ Христа. Однако заветным моим желанием было посетить Удел Божией Матери, Грузию. Один знакомый осетин предложил оформить временную регистрацию в Северной Осетии и получить визу на границе Южной Осетии и Грузии. Последовав этому совету, мы без особых проблем пересекли границу Грузии. По Военно-Грузинской дороге направились в сторону Тбилиси.
По пути следования проезжали горный район, где на высоте 4100 метров над уровнем моря находится так называемая Бетлемская (Вифлеемская) пещера. Как нам рассказали, вход в неё высечен в отвесной скале на высоте 350—400 метров от основания. Первое упоминание о пещере содержит грузинская летопись, согласно которой сто молодых воинов укрыли от надвигающихся войск Тимура в этой пещере сокровища царицы Тамары и, опасаясь разглашения тайны, закололи друг друга. В житии известного старца священника Иосифа, жившего в этих местах в XVIII веке и причисленного к лику святых, повествуется, что именно он совершил первое восхождение на Казбек и нашёл тайник, в котором хранилась величайшая святыня — шатёр Авраама, стоящий без столбов и верёвок. Отделив часть шатра, святой Иосиф привёз эту святыню в дар царю Ираклию II.Скорее всего, конечно, это легенда, но во время его царствования в 1783 году был подписан Георгиевский трактат, предусматривающий переход Грузии под протекторат России.

Образ шатра Авраама воплощён в маленькой церкви, которая стоит на специальных железных тросах высоко в горах. Алюминиевую конструкцию, изготовленную по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Святейшего Илии II на авиационном заводе, подняли на вертолёте и укрепили на сыпучих склонах. Храм вмещает не более 20 человек, освящён во имя Святой Троицы.

В 1947 году альпинист Леван Суджашвили в записях своего дневника отметил, что на скале к северо-востоку от вершины Казбека увидел пещеру с железными воротами и спускающейся цепью. В январе 1948 года группа альпинистов под руководством Александры Джапаридзе, исследовав пещеру, обнаружила у входа в неё свисающую металлическую цепь длиной 5,5 метра. Пещера имела куполообразный свод, закруглённые стены и вымощенный четырехугольными плитами пол. В ней был церковный престол, средневековая церковная утварь, хоругвь, датируемые X–XI веками, монеты XV–XVIII веков и прочие предметы. По мнению группы исследователей, последние посетители покинули пещерный храм около 100 лет назад. В краеведческом музее им. Александра Казбеги хранятся ворота пещеры Белеми.

Неподалёку от пещеры были обнаружены высеченные в скале кельи монахов, могильная плита, каменный крест и столб. Эти находки показывали, что пещера является древнейшим и самым высокогорным в мире христианским храмом, монашеский комплекс датирован исследователями VI–VII веками. Место очень почитаемо паломниками.

Один из первых древних монастырей, который встретился на нашем пути, находился в ущелье Арагви, в местечке Ломиси на высоте 2200 метров. Основан он был в X веке. История названия этого места связана со следующим преданием. Когда-то в древности здесь совершилось чудо: бык по кличке Лома вывел 7 тысяч пленных грузин из Персии, поднялся на гору, на которой сейчас находится монастырь, и тут же испустил дух. К рогам животного была привязана икона святого Георгия, которая упала на землю и стояла в вертикальном положении. На этом месте и был основан монастырь Ломиса.

В первую среду после Дня Святой Троицы здесь отмечают и праздник Ломисоба. Режут множество баранов. Устраивают грандиозное пиршество. Собирается до 30 тыс. человек. Празднество сопровождается нередко полуязыческими обрядами. У подножия горы ко дню праздника заготавливается множество дров, и каждый пришедший берёт по поленцу, несёт наверх в монастырь. Таким образом обитель обеспечивается дровами. Монастырь находится в альпийской зоне. В летнее время там достаточно тепло, а вот зимой бывают сильные ветра и морозы до −30 0C. Уже несколько лет здесь проживает небольшое монашеское братство. По причине труднодоступности и удалённости этого места посетители и прихожане крайне редки. В зимний период подходы к горе завалены глубоким снегом. Часто монахи зимуют со скудными запасами продуктов с осени до весны, не имея возможности спуститься вниз. Вместе с братией мне удалось послужить здесь одну литургию. Служба совершается на грузинском языке и имеет такую особенность: все тексты читаются. Не поют даже «Святый Боже…» и Херувимскую.

По пути в Мцхету − древнюю столицу Грузии − мы остановились на ночлег в довольно обустроенном женском монастыре вблизи этого городка. Так нам посоветовали служители одной небольшой церкви, когда мы уезжали из Ломиси. В Мцхете мы посетили собор Светицховели (XI в.), главную национальную святыню Грузии, где под спудом, по преданию, хранится Хитон Господень.

В Тбилиси большое впечатление произвёл на нас нововыстроенный Свято-Троицкий собор, похожий на наш храм Христа Спасителя. Нам рассказали, что перед строительством его, когда копали котлован и достигли глубины 25 м, почва всё равно была достаточно рыхлой. Тогда Патриарх благословил копать глубже. Прокопав ещё 4 метра, строители натолкнулись на твёрдую скальную породу, на которой и возвели фундамент храма. На фоне благолепия нововыстроенной церкви резким диссонансом выступают старые ветхие дома с ржавыми крышами, которые не ремонтировались, кажется, с советских времён.

Осматривая Тбилиси, мы не увидели ни одной надписи на русском языке, только на грузинском и английском. Всё это, конечно, − следствие многолетней русофобской политики грузинских властей. И лишь в одном месте мы случайно обнаружили «след» былой великой дружбы народов. На одном из домов сохранилось название: «ул. Грибоедова». Мы убедились, что, к сожалению, подобная политика распространилась и на Церковь. Удалены церковнославянские надписи в храмах. В Грузии многие храмы расписывали русские художники, было также немало икон из России. Сейчас в храмах всё только грузинское.

Нам довелось побеседовать в Тбилиси с одним таксистом. Он рассказал, что работы в Грузии нет. Многие производства остановлены и закрыты. Примерно половина взрослого населения покинула Грузию, направилась на заработки в другие страны. Кто как может выживает. Резко упала рождаемость. Святейший Патриарх принял постановление: если в семье родится четвёртый ребёнок, то он сам будет крёстным отцом. Однако это — большая редкость.

Ранее, когда мы посещали монастырь в Ломиси, нам довелось довольно долго общаться с молодым священником лет тридцати. Он родом из Сухуми. Там учился в русской школе. Его мать преподавала русский язык, и он прекрасно говорил по-русски. Он нам поведал, что из России никто практически не приезжает, и языковая практика теряется. Вот уже несколько лет он говорит только на грузинском.

В двадцати километрах от Тбилиси в красивой горной местности находится Бетания или Вифания − действующий мужской монастырь XII–XIII вв. Обитель расположена в лесистом ущелье реки Верэ. Называется в память о той веси близ Иерусалима, где жили Марфа и Мария и где Господь совершил чудо над их умершим братом. Бетания была открыта для верующих лишь в XIX веке. В истории этой обители её архимандрит Лазарь пишет: «Только в середине XIX века стало известно об этой "забытой" святыне − после того, как художник Г.Гагарин, найдя храм, расчистил каменный завал и обнаружил портрет царицы Тамары». Здесь, в главном храме, сохранились прекрасные фрески 1207 г., изображающие царя Георгия III и его дочь царицу Тамару. Многие века об этой святыне ничего не было известно. Возможно, во время одного из персидских нашествий монастырь был разграблен, а местное население вырезано или угнано в Персию. И таким образом храм оказался брошенным и забытым. До самого конца XIX века Бетания представляла собой только заросшие кустарником вековые развалины. Первым восстановителем монастыря был иеромонах Спиридон Кетиладзе, родом из Западной Грузии, из Кутаиси.

В наши дни Бетания − один из самых обустроенных грузинских монастырей. Там нам довелось служить Божественную литургию. В Грузии мы пробыли четыре дня.

Следует сказать, что на протяжении последних трёх столетий Россию и Грузию связывали многочисленные узы дружбы и духовного родства на почве единой веры. Русские войска в своё время спасли грузинский народ от истребления персами и турками. Грузины внесли свой посильный вклад в историю и культуру России. Вспомним хотя бы героя Отечественной войны 1812 г. Багратиона, жену А.С.Грибоедова Нину Чавчавадзе, писателя Илью Чавчавадзе…

Сейчас Грузия отошла от России, надеясь на американскую поддержку и помощь Запада. Культивируется самая примитивная русофобия: во всём виноваты русские. Самым грубым образом искажается история и роль нашей страны на Кавказе. Продаются карты, на которых выделены особым цветом Абхазия и Южная Осетия как оккупированные территории.

В то же время нельзя не отметить, что постепенно здесь возрождается церковная жизнь: восстанавливаются храмы, уже немало действующих монастырей. В воскресных школах дети обучаются Закону Божию. Грузины по-хорошему гордятся своим Православием. Есть, конечно, в Грузии и католики, и протестанты, и сектанты. В Тбилиси — синагога и мечеть. Однако Православие здесь, несомненно, имеет глубокие корни, и будем надеяться, что с Божией помощью в отношениях между нашими странами наступят лучшие времена, восстановятся добрососедские отношения, и Удел Богородицы для наших соотечественников не будет недоступной закрытой территорией».

Материал подготовил Владимир Борисович ПАНКОВ