Протоиерей Александр Шаргунов - Царь Славы

 

8 апреля — Вход Господень в Иерусалим

 

Проповедуя словом и делом Царствие Божие, наш Господь Иисус Христос исходил много пыльных дорог, изнемогая от усталости. В Его обычае было ходить пешком из Галилеи в Иерусалим. И только однажды в Своей жизни Он совершил торжественный вход во Святой Град. И это было тогда, когда Он отправился в Иерусалим, чтобы принять в нём страдания и смерть.

Его снаряжение по этому случаю было нищенским и обыденным, ибо Он был устремлён к славе Отца Небесного и равнодушен к славе этого мира. Он въезжает в город на молодом осле. Он идёт с кротостью принять самые величайшие раны и поругания ради спасения всех. Он доступен всем, Его власть — в кротости и любви. Иго Его — благо.

Царь Сиона приходит, восседая не на грозном скакуне, к которому не смеет приблизиться робкий проситель, не на мчащейся стрелою колеснице, за которой не может угнаться идущий пешком простой человек. Но на тихом ослике, так что беднейший из Его подданных может свободно подойти к Нему. И этот осёл — не Его собственный.

Господь проповедовал на воде из лодки Петра. Пасху вкушал в принадлежавшей другому человеку горнице. И был погребён в чужом гробе. И сейчас Он восседает не на Своём осле. Однако всё Ему принадлежит. Всё видит Господь заранее во всех подробностях и являет Свою власть над человеческими душами.

Мы слышим в Евангелии, что ученики сделали так, как Он повелел им. Заповеди Христовы существуют не для того, чтобы подвергать их сомнению, но чтобы повиноваться им. И всякий, кто искренне послушен им, никогда не разочаруется и не постыдится. У учеников не было седла для осла, и они возложили на него свои одежды. Перед нами — святое равнодушие ко всему материальному, когда этого требует Господь. Они предложили лучшее, что у них было, не боясь запачкать свои одежды. Всё, что у нас есть, наши одежды, мы не должны считать слишком дорогими, чтобы расстаться с ними ради служения Христу. Чтобы покрыть ими Его меньших — нищих и страдающих братьев.

Господь грядёт обнажить Себя ради нас, ради всех. Его никто не сопровождает, только огромное море людское окружает Его, простой народ — и у кого-то готово сорваться с языка презрительное «толпа». Вот кто участвует в Христовом торжестве. Не много среди нас знатных и благородных, ибо Господь ценит людей за их души, а не за их звания, должности и имена.

И эта простая толпа делает всё, что только может, чтобы прославить Христа. Люди постилают свои одежды на дороге, чтобы Он мог проехать по ним. Это свидетельство, что они признают Его своим Царём. Кто признаёт Христа своим Царём, должен всё положить к Его ногам. И всё земное — в знак любви к Нему. Как нам выразить нашу благодарность Ему? Какую честь сможем мы Ему воздать? Какою одеждою, и какою багряницею, и какою плащаницею можем покрыть Того, Кто одевается светом яко ризою?

Когда Христос приблизился к Иерусалиму, Бог вложил внезапно в сердца множества людей, не двенадцати только Его учеников, «в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19, 37), в особенности — за воскрешение Лазаря. И толпы, которые шли впереди Него и следовали за Ним, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Они приветствуют Его Царство: «Благословен Грядый во имя Господне». «Все народы назовут Его благословенным» (Пс. 71, 17).

Всё начинается здесь. И все истинные последователи Его во всех веках присоединятся к этому торжеству и назовут Его благословенным. Таков подлинный язык веры. Хорошо нам сегодня и всегда говорить: «Благословен Бог наш», ибо в Нём — наше благословение. Хорошо нам следовать за Ним, благословляя Его, благословляющего нас.

Эти крики «Осанна!» — ожидание победы. Если они понимают её как земное царство, велико их заблуждение. Пройдёт немного времени, и они увидят, как Господь исправляет его. Быть Христовыми учениками значит всей душой, всей нашей молитвой желать наступления Его Царства. «Да приидет Царствие Твое», — повторяем мы в главной нашей молитве. И добавляем сегодня: «Осанна в вышних! Да будет имя Его превыше всякого имени и престол Его — над всеми престолами земли. Хвалите имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»

Ангелы и святые возносят славу Божию в вышине. Ангелы воспевают: «На земле мир» (Лк. 2, 14), святые отвечают: «Мир на небесах» (Лк. 19, 38). Этот праздник — наше общение с ангелами. Как они радуются миру на земле, так мы радуемся миру на небесах. Мир — это полнота жизни. И эти толпы — напоминание о том видении, которое было тайнозрителю в Откровении: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7, 9). У тех были пальмовые ветви в руках и у этих — пальмовые ветви как символ победы и торжества. «И они восклицали громким голосом, говоря: спасение от Бога нашего!» (синодальный перевод: «И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!») (Откр. 7, 10).

«И когда вошел Он в Иерусалим, — сказано в Евангелии, — весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21, 10). «Город пришёл в движение» — это означает буквально землетрясение, то, которое предваряет Его Крестную смерть и Воскресение. Все увидели Его. Одни изумлялись небывалому явлению, другие смеялись над незначительностью события. Одни исполнялись радости, другие — первосвященники и фарисеи — завистью и негодованием. Так по-разному отзываются умы и сердца людей на приближение Царства Христова. Жители Иерусалима восклицают: «Кто Сей?» — как будто они впервые видят Христа. Святый Божий не узнан во Святом Граде. И доныне там, где находятся Гефсимания и Голгофа и все величайшие наши святыни, где сияет ярчайший свет, являя глубочайшее исповедание веры (как, например, небывалый в истории сонм мучеников в нашей России) — рядом с живым присутствием Христа Бога, — может быть больше слепоты и мрака, чем где бы то ни было. В Иерусалиме будет отвергнут и предан смерти Христос. И в этом граде, а не где-то, будет встречен восторженной толпой — теми, кто ищет земной победы Израиля над миром, — антихрист, потому что он придёт во имя своё.

Но Господь ни во что ставит надмение гордых и приемлет хвалу смиренных. Приносят ли люди хвалу Христу Богу или нет, Он будет, Он должен быть хвалим. «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40), и будет звучать хвала Господу. Враги Христовы хотели бы заставить её умолкнуть, но они не смогут добиться этого. Ибо как Бог силён из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых, так из уст младенцев Он может совершить хвалу.

Что бы враги Христовы ни предпринимали, Христос привлекает к Себе всех. Оттого что Бог так возлюбил мир, Христос пришёл в мир. И вот сами враги Его свидетельствуют, как мы слышали в Евангелии, что весь мир идёт за Ним. За вопрошанием потрясённого земного Иерусалима: «Кто Сей?» — невозможно не услышать победную песнь входа Господня и Церкви Его в Небесный Иерусалим: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть Сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани, Господь сил, Той есть Царь славы».

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ