Протоиерей Вячеслав Брегеда - Самое важное в земной жизни

 

О важности покаяния в нашей жизни рассказывает настоятель храма св. вмч. Димитрия Солунского с. Яковлево Сергиево-Посадского района Московской области протоиерей Вячеслав Брегеда.

 

В разговорах на духовные темы невоцерковленных людей нередко можно слышать такое мнение: «Я никого не обижаю, не делаю никому зла. Не ворую, живу скромно. Мне не в чем каяться. Пусть кается тот, кто ездит на «мерседесах», строит шикарные виллы, разворовывает народное достояние…» В то же время Священное Писание всех призывает к покаянию, и святые отцы утверждают, что без покаяния не спастись…

Вячеслав Брегеда: Когда Иисус Христос вышел на проповедь после крещения от Иоанна в Иордане и искушения от диавола, он начал говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Покаяние, образно говоря, — дверь в жизнь будущего века, путь в горний Иерусалим. Иоанн Креститель также проповедовал всем покаяться, уповая на грядущего Мессию: «Исправьте путь Господу…» (Ин. 1, 23), «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие… Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 5—6, 8).

Главная беда нашего времени в том, что многие люди не видят или не хотят замечать своих грехов. Во время Великого поста часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Там есть такие слова: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Об этой молитве писали и ею восхищались не только святые отцы, но и наши великие поэты Пушкин и Лермонтов.

К сожалению, мировосприятие многих людей можно сравнить с кривым зеркалом. Кому-то, возможно, кажется, что у него в жизни всё хорошо, рассчитано и отлажено, но на самом деле это далеко не так. Мне неоднократно приходилось общаться с людьми, которые без страха и сомнения утверждали, что каяться им не в чем. Но от близких друзей и даже родственников этих людей позднее я узнавал, что некоторые из них постоянно кляузничают, ссорятся, как говорится, на ровном месте, в общем, живут совсем не мирно.

Видеть свои собственные прегрешения, собственное зло — вот к чему нас призывает Евангелие. «Вынь прежде бревно из твоего глаза, — говорит Христос, — и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5).

Зло живёт в каждом человеке, начиная с прегрешения Адама. И так называемый первородный грех, греховное влечение, как из заражённого источника, передаётся из поколения в поколение. Не случайно псалмопевец Давид говорит: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Ребёнка ведь никто специально не учит сквернословить, грубить, обманывать родителей. Он всему этому научается как бы исподволь, незаметно. Мы порой замечаем в детях некоторое лукавство, неискренность с их раннего детства, даже с младенчества. Догматическое богословие толкует первородный грех как удоборасположенность нашего естества к греховным действиям.

Греховное влечение, которое имеется в каждом человеке, если с ним не бороться, разрастается, как опухоль, и порождает всё новые и новые душепагубные наклонности и привычки.

Семейная жизнь достаточно сложна, и поэтому более всего мы грешим в семьях. Авва Дорофей давал на этот счёт такие советы. Если ты, например, споришь с братом твоим и правда на твоей стороне, то ради добрых отношений пожертвуй твоей правдой и сохрани мир. По святым отцам, желание мира и любовь к ближнему — одни из важнейших добродетелей. Наши грехи можно разделить таким образом: нелюбовь к Богу; нежелание молиться, трудиться, терпеливо относиться к недостаткам ближних.

Как-то я спросил одну женщину: «Дружишь ли ты с Господом? Общаешься ли с Ним?» Её удивлённый, обескураженный вид не требовал каких-либо словесных пояснений. Люди зачастую бывают так далеки от Бога, что подобные вопросы их просто шокируют.

Что же мешает нам быть с Богом? Греховность, как грязь, закрывает от нас Источник Вечного Света. Не даёт развиться малому ростку нашей веры в большое стройное дерево. Смыть такую «грязь», стать духовно чище — вот к чему нас призывает Церковь.

В XIX веке известный своей миссионерской деятельностью митрополит Нестор проповедовал среди камчадалов. Они никогда не мылись, и он решил научить их на первых порах хотя бы умываться. Владыка использовал такой подход. Он обращался к какой-нибудь многодетной матери и спрашивал, какой у неё самый шаловливый ребёнок. Она кивала на одного из детей. Тогда митрополит предлагал в наказание умыть его. После этого ребёнок становился чистым и красивым. Тогда он предлагал умыть и других детей. Так он прививал им стремление быть чистоплотными.

Ещё один грех — наша косность. Нежелание перестроить себя, чтобы быть совершеннее, духовно обновиться, мешает нам прийти к Богу и очиститься «от всякия скверны».

Иуда раскаялся, что предал Христа. Но, как говорит Священное Писание, сам себе суд произвёл: лишил себя собственной жизни.

Наше покаяние — это примириться с Богом, протянуть руку ко Христу. Человек может сказать: «Да, я грешен, совершил неправильные поступки». Но не всегда при этом он обращается к Богу.

Рядом со Христом были распяты два разбойника, оба страдали за свои неправедные дела. Один из них хулил Господа, проклинал всё на свете. А другой останавливал его: «Мы осуждены справедливо…» И, обратившись к Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И, как известно, Христос произнёс: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 41—43).

Поэтому человек не только должен осознать свою греховность, но и пойти на примирение с Богом. Иуда каялся, но не примирился с Господом.

Нередко бывает так. Кто-то негодует на собственную жизнь, ненавидит себя, отчаивается, замыкается в самом себе, но не обращается к Богу за помощью, не стремится жить по воле Божией.

Покаяние должно быть искренним, непритворным. Бог видит расположение нашего сердца, насколько мы чистосердечно приступаем к этому великому таинству. Святитель Феофан Затворник рассказывал такую притчу. Один демон решил вернуться в Царство Небесное и обратился к Богу. Господь повелел принести самое чистое на земле. Демон долго искал и наконец принёс слезу кающегося грешника…

Покаяние имеет великую ценность, если за ним следует исправление, изменение образа жизни. Кто-то, например, злоупотреблял спиртным, но после исповеди оставил это греховное увлечение, иной порвал блудную связь и стал добропорядочным семьянином, иной решил прекратить споры и скандалы в семье…Если же мы на исповеди сообщили свои грехи, а в жизни ничего не меняем, то такое покаяние безплодно.

В Евангелии от Луки имеется следующий эпизод. Когда Иисус Христос проходил через Иерихон, начальник мытарей Закхей, который был маленького роста, чтобы видеть Христа, залез на смоковницу. Как известно, мытари в древнем Израиле были самыми презираемыми людьми, поскольку собирали налоги для оккупационной римской армии и обирали свой же народ.

Иисус Христос, увидев Закхея, сказал, чтобы он слез со смоковницы, «ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме…» (Лк. 19, 5).

Когда Господь пришёл к нему, многие «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 7—8). Этот евангельский пример учит нас, что при любых самых неблагоприятных обстоятельствах человек может изменить свою жизнь в добром русле и приблизиться ко Христу.

Корр.: Сейчас время поста. Мы ограничиваем себя в пище, в каких-то увлечениях, занятиях… Что Вы можете сказать в отношении поста и покаяния?

Вячеслав Брегеда: Мы всегда должны работать над собой, над своими ошибками. Насколько мне помнится, раньше в начальных классах на уроках русского языка непременно проводилась работа над ошибками. Таким образом детей воспитывали твёрдо усваивать написание слов, предложений, повышали их грамотность. Так должно происходить и в обычной нашей жизни.

Первая неделя Великого поста имеет особый покаянный настрой, читается Великий канон святителя Андрея Критского. Этот канон построен так, что вспоминается вся библейская история, прегрешения, которые совершали люди пред Богом, начиная с Адама…

Каждый человек словно в миниатюре так или иначе повторяет всю библейскую историю. Совершает многие прегрешения, о которых сказано в Священном Писании. Возвращусь снова к молитве преподобного Ефрема Сирина. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему…» Какая мудрость и целительная сила заключены в этих словах! Молитва врачует дух человека, преображает человеческое естество. Все наши грехи — от праздности. «Праздность — мать всех пороков, — говорили святые отцы, — а любовь — выше всех добродетелей».

Молитву и пост называют ещё духовными упражнениями. Церковь, как чадолюбивая мать, помогает нам заняться собой, выйти из состояния расслабления и душевного застоя.

Для наглядности приведу такой сугубо материальный пример. Тот, кто ездит на автомобиле, хорошо знает, что нужно периодически проходить технический осмотр. Следить, чтобы автомобиль был в рабочем состоянии. Иначе может случиться авария. Человек — это тоже механизм, соединение плоти и духа, и его душа, как, впрочем, и тело, требует соответствующего ухода.

У нас до революции существовала такая традиция. Каждый православный христианин должен был хотя бы один раз в год побывать на исповеди. У священника имелась соответствующая исповедальная ведомость, в которой после исповеди расписывались люди различных званий и сословий. Дворяне, купцы, мещане, военные, крестьяне, все, кто был зарегистрирован в конкретной местности, должны были проходить ежегодную исповедь.

Когда мы, допустим, заболеваем, то обращаемся в медицинское учреждение за помощью. Врач нам выписывает лекарства. И если делаем это своевременно, то болезнь быстро проходит. Но вот вы долго не обращались к врачу и запустили свою болезнь… Лечение наверняка будет долгим и трудным. Врач, когда видит больного всего в язвах, ранах, гноениях, не знает, к чему приложить пластырь и какое дать лекарство.

Или вспомните выражение: «Педагогически запущенный ребёнок». Так и в священнической практике видишь порой настолько душевно запущенных взрослых людей, что и не знаешь, как к ним подступиться и какие дать советы. Оптинские старцы советовали исповедоваться каждый пост, то есть не менее четырёх раз в году. Некоторые духовники рекомендуют это делать каждый месяц или даже через неделю…

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что нужно жить Церковью. Тогда разрешатся все наши недоумения и сомнения. И это самое важное в нашей земной жизни.

Настоящая пасхальная радость без поста и покаяния немыслима, и дай нам Бог достойно встретить Светлое Воскресение Христово.

Православный приход храма Димитрия Солунского д.Яковлево Сергиево-Посадского района (инд. 141326) Московской области просит оказать посильную помощь в восстановлении церкви.

Наш расчётный счёт 40703810740380003494 Сергиево-Посадское ОСБ № 2578 «СБЕРБАНК РОССИИ»  г. Москва,
кор. счёт 30101810400000000225  БИК 044525225,  ИНН 5042058731,  КПП 504201001.