Протоиерей Александр Шаргунов - Не только Царство Божие, но и правда Его

Архив: 

 

    18 марта — Неделя крестопоклонная

 

Крест Христов — «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). «Что такое отец, который нуждается в страданиях и жертве своего сына, чтобы утишить свой гнев? — говорят они. — Это чудовище и садист. Что такое человек, который ищет страдания и смерти? Это мазохист». Они правы в своих рассуждениях, эти не знающие истинного Бога люди. Но вот мы слышим, как святитель Григорий Богослов повторяет почти буквально те же слова, предупреждая христиан, сколь опасно и даже кощунственно может быть непросвещённое Духом Святым слово о Кресте. Как будто страдания и смерть сами по себе ценны, и Христос Сам решил пострадать и умереть, а Его осуждение и смерть совершились по указанию тех, кто говорил от имени Бога. Наш Бог — Отец, Сын и Святой Дух — это любовь непостижимая, безконечная, всё превосходящая. Эта любовь явлена на Кресте, и сама сила Креста, говорит Христос, влечёт к себе. Но что же должны делать мы, христиане, чтобы передать любовь Христову миру?

Поклоняясь Кресту Христову, мы должны знать, что здесь не только непостижимая тайна, но и то, что просвещает нас предельно разумным видением всего происходящего в мире. Почему Крест — орудие казни и смерти — может быть славой Божией? Каким образом виселица, средоточие пыток, может быть славной? Веруем и исповедуем, что Крест — это слава Божия, что Крестные Страсти и смерть Христова спасают нас, что Его смерть даёт нам жизнь и что Он был послушен Своему Отцу, вольно умирая на Кресте. Крест — исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Задумаемся об этом: отделение одной заповеди от другой есть не что иное, как упразднение Креста. Умалить смерть Иисуса Христа до жертвы чисто религиозной — соблазн и искушение, ибо это позволяет стыдливо замазать новизну и вдохновение Его благовестия. Это значит утаить подлинные, вполне реальные причины Его смерти и превратить Бога в языческого бога, который удовлетворяется жертвами, кровью и смертью. Отделить смерть Христа от всей Его  жизни, от Его дел, от Его проповеди и исказить Евангелие.

Заблуждение думать, что слушание и чтение Евангелия возможно в чисто религиозных понятиях, превращая при этом в абстракцию исторические, общественные, психологические, культурные и прочие конкретные аспекты жизни. Чтобы не предать само благовестие Христово, мы должны помнить, что Боговоплощение — это вхождение Бога, ставшего человеком, в нашу жизнь во всей её полноте и реальности.

В течение веков Израиль ждал своего Мессию, своего освободителя. Страна шаталась под ударами то одних, то других соседей. Армии оккупантов сменяли друг друга. В эпоху земной жизни Христа римские легионы господствовали над Иудеей. Против них постоянно вспыхивали не приносившие успеха бунты. Вся власть была в руках религиозных вождей, контролируемых римским прокуратором. В собрании, именуемом синедрионом, были представлены различные направления в лице фарисеев и саддукеев. У каждого из них были свои идеи и свои представления относительно пришествия Мессии. Партия саддукеев сползала в откровенный атеизм. Партия фарисеев с её неоспоримым героическим прошлым выступала в роли хранительницы закона, религии и независимости Израиля. Но всё более погружалась в невыносимое и в конце концов преступное законничество.

В этой атмосфере живёт Господь и осуществляет Своё служение. Он возвещает Царство Божие, силу духовного освобождения и любви: «Царство Божие посреди вас!» Оно там, где нашим участием и милостью Божией нищий принимается в своём человеческом достоинстве, где голодному даётся пища, заключённому в темнице — освобождение, больному — исцеление, страннику — кров, кающейся блуднице — прощение. Христос зовёт увидеть лицо Божие во всех нищих, исключённых из общения, отвергнутых. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Своими словами и Своими поступками Он вступает в столкновение со всеми защитниками закона и официальной религии.

Христос не хочет противостоять им силой, ибо это противоречило бы Его собственному благовестию. Он противостоит им только любовью. Все власти Израиля как с цепи сорвались против Него. Взятие под стражу и осуждение на смерть становятся неизбежными, не потому что Бог нуждается в смерти Своего Сына, не потому что Христос хочет умереть мучеником. Но потому что, отказываясь замолчать, Он вызывает небывалое смятение в умах и сердцах людей и угрожает общественному порядку, предельно хрупкому и шаткому. Христос повинуется Отцу — в том смысле, что идёт до конца в Своём служении, зная, чем Он рискует. Принимая этот риск, Он предпочитает быть гонимым и убитым, нежели отказаться говорить то, что Он должен говорить, и делать то, что Он должен делать. Политическая власть Израиля и синедрион с помощью римского прокуратора приходят к согласию, что Христа необходимо устранить, чтобы Он не мешал. В 15:00 (по нашему современному исчислению) в пятницу всё закончится, и в Иерусалиме будет восстановлен порядок. Бог Сам по Себе, а их религия — сама по себе.

Эти гонения, взятие под стражу и осуждение на смерть Христа властями Его страны ни в коем случае не должны освобождать нас от нашей ответственности за произошедшее. Было бы слишком легко взвалить всю вину на Иуду, на первосвященника Каиафу, на синедрион и на Пилата. Прежде чем быть иудеями, фарисеями или римлянами, предающие смерти Христа были просто людьми — в человечестве, к которому мы принадлежим. Как Адам, они представляют всех нас, ибо сегодня, как и вчера, пророки любви — те, кто мешает, и они по-прежнему и всегда будут гонимы и порой убиваемы в полном согласии с нами, с нашей трусостью и нашим молчанием. Господь паки распинается и умирает на наших крестах, а мы проходим мимо, не видя Его.

Смерть Христа — по видимости поражение. Поражение Бога, любовь Которого и Слово люди отвергли. Поражение человечества, не принимающего единственно возможного пути к истинной жизни и не только не узнающего своего Бога, а отвергающего и убивающего Его. Но в третий день всё перевернётся, всё станет иным. Ибо Тот, Кого предали суду, осудили и казнили, решительно восстаёт. Слава Креста, незримая для мира, становится зримой. Христос воскрес из мёртвых. Тот, Кого, казалось, уничтожили, победили, смирили, возвращается Победителем. Силы зла и смерти были уверены, что они произнесли последнее слово. Но как они посрамлены! Поклоняться Кресту Христову значит поклоняться победе воскресения над смертью, победе любви. Царство Божие открывается только следованию за Христом по пути любви и узнавания, что Любовь сильнее всего.

Но что делаем мы, принося наше поклонение Кресту? Христос говорит, что мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды его. То есть не просто всё исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами, и думать при этом: молитва молитвой, а дела делами. Именно в этом случае величайшая религия — вера истины — превращается в суеверие. Можно поклоняться Кресту Христову и жить, как будто Христос не приходил. Не обязательно быть на стороне зла, нет, желать добра и даже высшего добра — Христовой любви, но когда дело дойдёт до цены, предпочесть остаться в этом падшем, отпавшем от Бога мире, где смешаны добро и зло, правда и ложь, жизнь и смерть. Христос пришёл в мир, чтобы навсегда отделить одно от другого.

Разумеется, у нас нет ни сердца, ни воли, ни сил последовать Христу, но любовью Христовой, Его Крестом открывается, каким должно быть наше покаяние. Любовь Христова — свет, в котором нет никакой тьмы, и наше покаяние в конце концов должно стать совершенным приобщением этому свету. Малейшая нераскаянная тьма — и всё, что было изгнано вон Крестом, немедленно возвратится назад с чёрного хода. Если вера наша что-то значит для нас, она должна быть для нас всем. Кто не хочет принять Крест на этих условиях, может отказаться от него к собственной погибели.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ