или Потерянные десятилетия и сотни миллиардов долларов
Американцы горазды порассуждать о «ментальной инвалидности» других народов. Но, как говорится, «в чужом глазу соломинку мы видим, в своём глазу бревна не разглядим». За свою долгую жизнь, изрядная доля которой была отдана изучению Соединённых Штатов, я заметил, что в сознании американцев давно свила себе гнездо одна навязчивая мысль, которую психиатры называют «идея фикс». Граждане этой великой, благополучной страны страдают комплексом страха перед неотвратимой, по их мнению, гибелью от внешней угрозы или даже от космической беды. Безчисленное количество фильмов о чудовищах, разносящих в клочья достижения их цивилизации, стихийных бедствиях, превращающих цветущую страну в пустыню, нашествиях инопланетян или фатальных столкновениях Земли с астероидами и иными небесными телами деформируют и без того нездоровую психику среднего американца. Отсюда и нередки случаи нервного срыва у простых граждан, которые безпричинно начинают расстреливать встречных и поперечных. Известен случай, когда министр обороны США Форрестол выбросился из окна небоскрёба с криком: «Спасайтесь, русские идут!»
Происхождение этого навязчивого страха можно объяснить тем, что США с момента своего появления на карте мира более полутора веков жили в комфортной обстановке «блестящей изоляции». У них в Западном полушарии не было сопоставимых по силе врагов, и они безнаказанно завоёвывали, грабили и обирали иными путями своих слабых соседей. В мировых делах участвовали путём «дистанционного управления». Но к середине ХХ века ситуация в мире коренным образом изменилась. Развитие военной авиации подорвало миф о недоступности территории США для их противников. Удар японских ВВС по военно-морской базе США в Пирл-Харборе на Гавайских островах 7 декабря 1941 г. потряс сознание американцев. С началом «холодной войны» и постепенным наращиванием военных возможностей у СССР страх американцев перед ударом извне всё время усиливался.
Ракетный кризис 1962 года, когда американцы испытали ужас от сознания присутствия русских ракет на Кубе, превратил страх в постоянную болезнь. С тех пор американцы буквально одержимы идеей о том, как надёжно отгородиться от угрозы извне, хотя все другие народы мира жили и живут в условиях постоянных военных опасностей.
Создание в СССР межконтинентальных баллистических ракет с расщепляющимися боеголовками вынудило США искать договорённости со своим противником на основе «равновесия страха», базировавшегося на примерном паритете ракетно-ядерных потенциалов. 28 мая 1972 года в Женеве Л.Брежнев и Р.Никсон подписали Договор о ПРО, согласно которому обе страны согласились ограничить свои усилия в деле противоракетной обороны созданием только одного защищённого района радиусом в 150 км. СССР — защитить Москву и окрестности, а США — базу своих МБР в районе Гранд-Форкс (штат Северная Дакота). В этих районах могли быть размещены до 100 ракет-перехватчиков.
Сколько средств ушло на создание этих «укрепрайонов» — одному Богу известно. Десятилетиями строились радиолокационные станции дальнего обнаружения, рылись шахты для противоракет, бункеры для командных пунктов, прокладывались сверхзащищённые линии связи и пр. Сейчас туристы нередко натыкаются в Подмосковье на загадочные асфальтированные дороги, перекрытые запретительными знаками, которые ведут в бывшие объекты системы ПРО, превращённые в могильники миллиардов и миллиардов бюджетных средств. Часть этих объектов теперь «освоена» «новыми русскими», которые возвели на их территории свои коттеджные посёлки, используя то, что к их услугам была готова инфраструктура: дороги, электро-, водоснабжение и пр.
Пока существовал Советский Союз с его военным потенциалом, США худо-бедно мирились с неизбежностью «угрозы взаимного уничтожения», хотя и не прекращали ни на один год научно-исследовательских работ по поиску односторонних преимуществ в деле обороны от ракетно-ядерного нападения. Рывок в этом направлении сделал президент Рональд Рейган (1980—1988), который в результате серии бесед с физиком Эдвардом Теллером дал себя убедить в том, что теоретически возможно создать лучевое оружие для тотальной защиты от межконтинентальных баллистических ракет. Так родилась идея Стратегической оборонной инициативы (СОИ), испортившая много крови советским престарелым бонзам на последнем этапе их правления. Помнится, что советская внешняя разведка успокаивала Кремль, утверждая, что, дескать, СОИ — это «орудие психологического устрашения и втягивания истощённого СССР в новый виток гонки вооружений». Но у страха глаза велики: снова потекли денежные реки в бездонные поиски «адекватного или асимметричного ответа».
Вскоре американцы начали говорить о необходимости создания противоракетной обороны театра военных действий, так сказать, малогабаритной или среднемасштабной ПРО. В США были созданы все необходимые государственные структуры, которые разрабатывали задания для научных центров, контролировали их работу и доводили дело до испытаний боевых компонентов. Денег тоже не жалели. Счёт шёл на десятки миллиардов долларов.
Величайшая геополитическая катастрофа ХХ века, выразившаяся в развале Советского Союза и роспуске Варшавского пакта, полностью развязала руки Вашингтону, уже накопившему к тому времени изрядный научно-технический перевес перед запутавшейся в сетях реформ Россией. 25 мая 1999 года сенат проголосовал за законопроект, в котором говорилось: «Политикой США является незамедлительное развёртывание эффективной системы национальной ПРО, способной защитить территорию страны от ограниченных ударов баллистических ракет (случайных, несанкционированных или намеренных), как только для этого появятся технические возможности…» Пару месяцев спустя Б.Клинтон подписал этот закон. В голову американского обывателя легко вбили мысль, что если нет больше Советского Союза, то не следует обращать внимания и на Договор по ПРО. К тому же, дескать, появились новые реальности в виде стран-изгоев, к которым отнесли Северную Корею, Ирак, Ливию, Иран.
Гром грянул 13 декабря 2001 г., когда президент США Дж.Буш-младший заявил о выходе США из Договора по ПРО от 1972 г. По правде сказать, такая возможность была предусмотрена и в тексте самого договора, и в специальной оговорке, которой США сопровождают все свои международные договоры, предусматривающей возможность денонсации договора, если он не соответствует более интересам безопасности США. (Как видите, у них сохраняется приоритет национальных интересов над международными обязательствами.)
Теперь уже никакого удержу для амбиций США не стало. Они стремительно стали строить планы создания территориальной ПРО для Евроатлантического региона, чтобы отгородиться от России частоколом ракет-перехватчиков, базирующихся в Польше. Уже получено было согласие Варшавы на развёртывание в местечке Редзиково крупной базы на 96 ракет «Пэтриот». Чехи, румыны и турки готовы были разместить у себя радиолокационные станции дальнего обнаружения и даже базы ракет-перехватчиков. Это, так сказать, первый эшелон многослойной системы ПРО для защиты США. США договорились с правительством Испании, что в её территориальных водах могут базироваться боевые корабли США с многоцелевыми зенитно-ракетными комплексами «Иджис» на борту. Это — второй контур глобальной системы ПРО США. Разумеется, такие плавучие базы могут появиться где угодно, в любой стране НАТО. О том, что творится в пределах национальной территории США, можно только догадываться. По прогнозам российского Генерального штаба, к 2020-му году у американцев может появиться оружие, готовое уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты.
А что же Россия? Ей оставалось только пытаться дипломатическими средствами подключиться к планам создания глобальной или региональной ПРО. Мы предлагали объединить усилия по разработке систем ПРО. Получили отказ. Предлагали разделить ответственность за защиту Европы от ракет предполагаемого агрессора и выражали готовность взять на себя охрану северо-западного направления, включая Польшу, Прибалтику, Финляндию и часть Швеции. Отказ. Предлагали, в конце концов, подписать с НАТО документ, в котором США и их союзники дали бы письменное обязательство не использовать базы ПРО в Европе против России. Снова отказ. И в то же время нас заваливают словесными заверениями о том, что-де эти передовые эшелоны ПРО не направлены против России. Говоря понятными словами, Россию не принимают в число равноправных партнёров по созданию региональных или глобальных систем ПРО. Её как маленького ребёнка продолжают обманывать по поводу истинного предназначения евроатлантической системы ПРО.Слава Богу, горький опыт, полученный от общения с западными партнёрами в 80-е и 90-е годы прошлого века, научил нас понимать разницу в их словах и делах. Но надо как-то реагировать на их ползучий циничный практицизм.
Президент Д.Медведев выступил 23 ноября 2011 года с телеобращением к российским гражданам по вопросу о ПРО, в котором дал жёсткую и в целом точную оценку действиям США и их союзников по НАТО в этом вопросе и сформулировал пять ответов на их позицию. Он распорядился незамедлительно ввести в боевой состав РЛС в гор. Калининграде, усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил, оснастить МБР комплексами преодоления систем ПРО, разработать меры по разрушению информационных и управляющих систем ПРО, разместить на западе и юге страны комплексы «Искандер» для поражения европейских компонентов ПРО.
Ответ Запада не заставил себя долго ждать. Хиллари Клинтон, госсекретарь, резко сказала: «США не позволят наложить вето на свои планы по ПРО». В таком же ключе высказались ведущие сенаторы и конгрессмены США. Общий настрой политических комментариев в США сводится к тому, что Россия ничего серьёзного не может предпринять в ответ на строительство ПРО в Европе и ограничится только словесными эскападами, как это уже и было в 2001 году, когда США объявили об одностороннем выходе из Договора по ПРО.
А ведь если серьёзно рассмотреть этот вопрос, то и в самом деле Россия в её нынешнем состоянии не может ничего противопоставить нахрапистым действиям США, которые демонстративно в декабре прошлого года зачислили Грузию в «аспирантуру» НАТО и вручили ей План действий по членству там. (Такой же статус получили Босния, Герцеговина, Македония и Черногория.)
Все пять пунктов, упомянутых в телеобращении Д.Медведева, носят, по существу, перечень обычных мероприятий по укреплению обороноспособности страны. Причём мероприятий относительно скромных и требующих длительного времени для реализации. Учитывая то, что телеобращение Д.Медведева состоялось практически в канун предстоявших выборов в Государственную Думу РФ, надо понимать, что оно было адресовано в первую очередь старшему поколению россиян, которое не забыло времён «холодной войны» и которому импонирует «твёрдость» в разговоре с США. Политика «око за око, зуб за зуб» сейчас не реалистична, потому что слишком разными стали весовые категории США и НАТО, с одной стороны, и Российской Федерации — с другой. На стороне США почти 45% мирового промышленного производства и почти такая же доля ВВП в мире. России с её 1—2% тягаться с таким тяжеловесом явно не под силу.
Не лучше соотношение сил и в военном компоненте. На каждый комплекс «Искандер» могут быть нацелены несколько десятков «Томагавков». Наше время бряцать оружием прошло. Наверное, это рудимент прошлого, от которого следует избавляться. Этим мы американцев не смутим. Они слишком хорошо и детально знают наши сильные и слабые стороны и будут упорно и жёстко вести дело к максимальному уменьшению арсеналов ядерного оружия и средств доставки его на большие расстояния. Они так же настойчиво будут сооружать многослойную систему противоракетной обороны вокруг своего собственного логова. Вашингтон станет добиваться ослабления каких-либо ограничений на своё военное строительство.
В этих условиях возникает вопрос: почему Россия продолжает вести без всяких шансов на успех переговоры с США о стратегических наступательных вооружениях, о противоракетной обороне, сокращении обычных вооружений в Европе и т.д.? За истекшие двадцать лет мир изменился полностью: появились новые ядерные державы, возникли принципиально новые угрозы международному миру, роль России существенно сократилась, а мы по-прежнему ведём те же самые переговоры, которые 40 и более лет тому назад начали тогдашний СССР и тогдашние США.
Прошло почти полвека, затрачены десятки, сотни миллиардов долларов на создание, а потом на уничтожение систем нападения и защиты, а мы всё топчемся с США на тех же вопросах, связанных со взаимной безопасностью. Не проще ли прекратить эти изнурительные и, как показывает жизнь, безперспективные переговоры с партнёром, который не хочет тебя слушать и действует исключительно в собственных интересах? Мы создаём иллюзию партнёрских отношений, которых в реальности нет. Вялые констатации безрезультатности таких переговоров, которые время от времени делает министр иностранных дел Лавров, не добавляют политического веса России. Мы не можем приобрести в нашем противостоянии с западными партнёрами иного преимущества, кроме морально-нравственного. Видимо, на этом и надо строить наши внешнеполитические концепции. Зачем так раскрываться?
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что США создают систему ПРО не только в Европе. Одержимые своими страхами, с одной стороны, и амбициями — с другой, они развёртывают многослойную систему ПРО и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Региональный центр США по глобальному управлению информационно-разведывательными и боевыми средствами находится на Гавайских островах. Уже развёрнуты несколько радиолокационных станций, одна из которых находится в Японии, другая в Калифорнии, третья у берегов Аляски. Дальность действия этих РЛС свыше 5,5 тыс. км. Ударно-боевые средства ПРО находятся на базе «Ванденберг» в Калифорнии и в Форт-Грили (на Аляске). Совершенно очевидно, что эта система создаётся для возможного противодействия межконтинентальным ракетам, стартующим с территории КНР. Но китайцы не проявляют никакой подчёркнутой озабоченности этими действиями США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, хотя, безусловно, учитывают их в своём военном строительстве. Может быть, и нам лучше взять на вооружение подобную тактику: не истощать свои силы в безполезных переговорах, а молча, но деловито искать противоядие планам противника.
В своё время я публично высказывал мысли о том, что можно противопоставить американским намерениям «выжить в последней победоносной войне». Ведь никакой другой цели не могут преследовать их планы создания многослойной национальной системы ПРО. Пока действовала система гарантированного взаимного уничтожения, мир мог быть относительно спокойным за свою судьбу. Но как только одна сторона начинает приобретать очевидные преимущества, дающие ей шанс на выживание в войне, тогда жди беды. Она начнёт сначала наглеть в своих политических и иных претензиях, а потом может и пойти на крайние меры в виде войны. Остановить потенциального агрессора может только угроза собственной гибели даже в условиях «победы». Вот так и возникали планы создания глобального оружия, использование которого было бы фатально и для агрессора, и для жертвы.
Рождались предложения о воздействии на ядро нашей планеты, меры по ослаблению озонового слоя Земли, о разрушении состава земной атмосферы и др. При всей своей жёсткости такое оружие в состоянии остановить не только потенциального агрессора, но и вообще прекратить безсмысленную гонку вооружений на Земле. Прямо по поговорке: «Лучше страшный конец, чем страх без конца!»
По мере того как будут истощаться Богом данные природные ресурсы Земли, опасность жестоких, кровавых схваток за последние жизненно необходимые запасы будет резко возрастать. И тогда проявятся практические последствия натовских решений защищать свои интересы в любой точке мира и нынешнее стремление США и их союзников создать глобальную, многоуровневую систему ПРО.
Николай Сергеевич ЛЕОНОВ