Есть в Подмосковье особенное святое место — Русская Палестина, Новый Иерусалим, т.е. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Именно сюда мы, группа паломников из Благовещенского храма Кинешмы, отправились этим летом.
Ночь мы зря не теряли, духовно и познавательно готовились к посещению святыни. Помолились, посмотрели фильмы о Новом Иерусалиме, его истории. А на золотистой утренней заре открылись нам дивные пейзажи Подмосковья, просыпающегося в первых солнечных лучах. На въезде в Истру — много зелени, красивые леса, перелески, по счастью, ещё не тронутые современной коттеджной застройкой. Напомню, до 1930 года этот город назывался Воскресенск.
Приехали к монастырю около шести утра. Перед нами — Гефсиманский сад. Идём на Силоамский источник за святой водой. Он расположен у подножия монастырского холма. Наполняем сосуды священной влагой, умываемся. Нас сразу охватывает приятная живительная свежесть. Когда-то над Силоамским источником была деревянная часовня, именуемая «Силоамская купель». Название сразу напоминает о евангельском событии, когда Христос совершил чудо — исцелил слепорожденного и сказал: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 7). Купальня Силоам находилась близ Иерусалима.
Подошли к главному входу в монастырь.
Хочется напомнить историю его создания. Основан на реке Истре в 1656 году Патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. Патриарх купил земли села Воскресенское, где и началось строительство обители. Воплощался могучий, по-русски с творческим размахом замысел его — создание под Москвой образа Святой Земли, Русской Палестины. Всё было им предусмотрено: холм — подобие горы Сион, устроен и Гефсиманский сад — место, где молился Христос перед арестом и Распятием, и пот у Него при этом выступал, как капли крови. Есть и подобие гор Фавор и Елеон, Вифлеем и Вифания, поток Кедрон. А река Истра — Иордан. И грандиозный Воскресенский собор с кувуклией (часовней) Гроба Господня, созданный по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. На территории монастыря расположены церковь Рождества Христова, подземная церковь во имя свв. равноапп. Константина и Елены, где погребены супруга и сын великого русского полководца А.В.Суворова, был скит Патриарха Никона.
Время строительства собора — непростые времена для нашей Церкви и государства, времена духовной брани, споров о вере. Личность Никона одновременно и величественна, и трагична. Одной из его попыток защитить Святую Русь, её православный дух и было создание Русской Палестины. Кстати, он первый назвал монастырь Новым Иерусалимом, так поразил его вид здешних мест, перспектив. Не из-за монастыря были разногласия с государем. Слишком много интриганов было рядом с ними. Об этом подробно пишет великий церковный историк митрополит Московский Макарий.
Добровольно оставивший из-за наветов завистников патриаршество Никон некоторое время жил в Воскресенском монастыре, а затем был сослан в Ферапонтов монастырь. Преставился под Ярославлем в 1681 году. Новый Иерусалим стал его последней земной обителью. Здесь его гробница.
После ссылки Никона работы в монастыре остановились, строительство Воскресенского собора возобновилось при царе Феодоре Алексеевиче, ученике Никона. Воскресенский храм был освящён в 1685 году.
В 1919 году безбожной властью монастырь был закрыт и превращён в музей. В 30-е годы большевиками вскрыта гробница Патриарха Никона, осквернён его прах. В 1941 году фашистские изуверы взорвали Воскресенский собор. В конце 50-х годов, после восстановления основных сооружений монастыря, он вновь открывается для паломников. В начале 90-х годов Ново-Иерусалимский монастырь передан Русской Православной Церкви.
В 9 часов началась служба в церкви Рождества Христова. Справа от входа — ниша с иконой праздника. Все паломники подходят, кланяются Спасителю. В нижней части храма располагаются экспозиции историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим».
Литургия совершалась в верхней церкви. Случилось так, что я встала как раз рядом с иконой св. Татианы. Удивительные глаза у неё на этом образе: кроткие, проникновенно-печальные, всё понимающие.
После службы отправляемся на русский Иордан — на берег тихой Истры. Идём через Гефсиманский сад, который ещё восстанавливается. В монастыре — грандиозные реставрационные работы. Переходим через поток Кедрон, подходим к скиту, где жил опальный Патриарх Никон. Здесь он сам трудился, как простой каменщик. Делал кирпичи для Воскресенского храма.
И вот она — Истра-Иордан, извилистая, в зелёном ожерелье берегов. Паломники спускаются по деревянным лесенкам к самой воде, погружаются в неё, как и положено, троекратно, осеняя себя крестным знамением. Вода — как тёплые, ласковые объятия. Настроение после святого омовения повышается.
Время до экскурсии по Воскресенскому храму ещё остаётся, гуляем по саду, ещё раз обходим всю территорию монастыря, дивимся мощи его крепостных стен.
Безусловно, главная доминанта Ново-Иерусалимского монастыря — это собор Воскресения Христова с огромной ротондой с шатром над часовней Гроба Господня. Всё здесь вызывает восторг: огромные, сверкающие на солнце купола, уже отреставрированная верхняя часть собора с множеством архитектурных украшений. Нижняя часть опоясана пока строительными лесами.
В храме много приделов. Входим в придел Успения Пресвятой Богородицы. Затем экскурсовод ведёт нас в святая святых — часовню Гроба Господня, где находятся Гроб Господень и Камень, отваленный от Гроба. Целуем крест над входом в часовню. Каждый припадает ко Гробу Спасителя, целует его, шепчет слова молитвы. Над Гробом Христа — икона Пресвятой Богородицы и Нерукотворный образ Спасителя. На нём стоит большая золотая чаша. Вспоминаются мучительные борения Христа в Гефсимании: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Возвращаемся в Успенский придел. Рядом с ним — Темница, где содержали Христа до Распятия, каменные Узы Того, Кто пришёл в мир, чтобы спасти его, но мир Его не понял и не принял.
Перед нами большая икона мц. Татианы и ковчег с частью мощей. Это дар сестры царя Алексея Михайловича — Татьяны Михайловны.
Поднимаемся по узкой винтовой лестнице на Святую Голгофу к Распятию Христову. У шестой ступени лестницы в стене выступает красный камень в воспоминание прп. Марии Египетской, когда за блудные грехи Господь не пустил её в Иерусалимский Храм, с этого места Марию отбросила невидимая сила. После молитвы перед образом Пресвятой Девы Марии началось духовное восстановление бывшей блудницы, приведшее её к подвигу святости.
С трепетом взираем на распятого Спасителя. Лик Христа чист, благороден, спокоен. Прикладываемся к Его Пресвятым стопам. Рассказывают, что временами они источают благоуханное миро.
Поклонились мы и праху творца Русской Палестины. Гробница Патриарха Никона находится в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Над тёмно-красным бархатом гробницы сияет целая гирлянда малиновых лампадок.
Заканчивается наше паломническое путешествие в Русскую Палестину. Душа наша как будто расправилась, отдохнула от мирской обыденной суеты и многозаботливости. Дай Бог, чтобы все восстановительные работы в монастыре были благополучно завершены, и тогда засияет Новый Иерусалим во всей полноте своей неземной красоты и славы. Ведь когда-то именно об этом и мечтал пламенный поборник Православия Патриарх Никон.
Поэт-провидец М.Ю.Лермонтов, ещё юношей посетивший прославленную обитель, оставил нам таинственно-проникновенные строки. Написаны они, как пометил сам поэт, на стенах жилища Патриарха Никона:
Оставленная пустынь
предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней
ещё горит;
Но колокол растреснувший
молчит.
Его (бывало) заунывный
глас
Звал братий к всенощне
в сей мирный час!
Зелёный мох, растущий
над окном,
Заржавленные ставни —
и кругом
Высокая полынь — всё,
всё без слов
Нам говорит о таинствах
гробов.
Татьяна Васильевна АВВАКУМОВА