Мы живём в информационном обществе, когда с помощью интернета можно организовать толпу перед органами управления, бойню, гражданскую войну. Это требует власти сильной, но подконтрольной обществу.
Однако для решения каждой проблемы нужно иметь чёткую картину происходящего и конкретные предложения, проверенные историческим опытом или экспериментально на локальных территориях.
Тревога оправданна
Вспомним Кондопогу и безпорядки на Манежной площади — опасное, чреватое взрывом волнений унижение русских. А их 80 процентов! Россия — мононациональное, а не многонациональное, как пытаются убедить нас, государство. Процент русских в России выше, чем грузин в Грузии, литовцев в Литве, латышей в Латвии, эстонцев в Эстонии. И ведь никто не подвергает сомнению факт, что Эстония — это государство эстонского народа, а Грузия — грузинского. Русские — государствообразующая нация РФ, от благополучия и самочувствия которой зависит будущее государства Российского. Давно замечено, что публично в прессе в адрес русских людей можно говорить любые обвинения и оскорбления в полной уверенности в том, что за этим ничего не последует — ни протестов, ни требований принести извинения. Не говоря уж о каких-то наказаниях.
Социологический центр «Ромир-мониторинг» по моей программе в 2006 году провёл телефонный опрос 1028 москвичей по репрезентативной выборке. Задавали следующий вопрос: «Исходя из собственных наблюдений и опыта, насколько вы согласны с тем, что в прессе в адрес русских людей допускаются некорректные высказывания?» Конечно, Москва как столица страны заметно отличается от остальной России. Здесь более «пёстрый» национальный состав населения. Значительны отличия и с точки зрения числа СМИ и телеканалов, «покрывающих» аудиторию. Тем не менее мнения москвичей весьма показательны.
Ответы её жителей разделились поровну. «Полностью согласен» (19%) и «Скорее согласен» (22%). «Полностью не согласен» (23%) и «Скорее не согласен» (18%). Остальные затруднились дать однозначный ответ. Можно не сомневаться, что в других областях с преобладающим русским населением данные были бы острее.
Дело в народе?
Тех из опрошенных, которые в целом были согласны, что пресса в адрес русских людей часто допускает некорректные высказывания, спросили: «Чем можно объяснить возможность и безнаказанность такого рода высказываний, публикаций?» Наибольшее число ответивших увидели главную причину в личных качествах людей, позволяющих себе «вольность» в словах. 46% сошлись на мнении, что это вызвано отсутствием культуры у отдельных журналистов, редакций, телепрограмм. Еще 17% видят причину в русофобии части работников СМИ.
Более четверти объяснили существование в прессе таких некорректных высказываний утратой чувства собственного достоинства у самих русских и несколько меньше — безразличием их к подобным выпадам в прессе, чуть ли не природой самого русского народа.
Но, может, излишняя терпеливость и терпимость русских им же и вредят? «Дитя не плачет — мать не разумеет»? А может, «женственная, покорная природа русского народа» — наследие рабской психологии времён крепостничества и тоталитаризма? 21 процент опрошенных объяснили оскорбительные высказывания в прессе в адрес русских неумением большинства из них отстаивать свои гражданские права. А так ли просто сделать это рядовому человеку, не имеющему достаточно средств, да зачастую ещё и в одиночку?
Сегодня без реального местного самоуправления даже элементарная житейская проблема для многих русских часто становится трудноразрешимой из-за отсутствия организаций самого первичного уровня. У русских нет территориальных общин, до сих пор существующих у других народов, — советов старейшин. Проблема эта решилась бы, если бы повсеместно появлялся авторитетный лидер, староста. Но русских постоянно как будто сознательно разобщали, им не позволяли создавать национальные организации.
Напрашивается вывод: унижение русских — это следствие многовековой политики, средство принизить у них уважение к себе.
Многие из опрошенных объяснили возможность оскорбительных высказываний в адрес русского народа «отсутствием авторитетной организации русских для защиты национального достоинства» и «слабостью правовой базы для борьбы с проявлениями экстремизма».
Заметим, многие малые народы имеют организации, выполняющие защитные функции. Это не случайно. В потоке жизни остаются существовать только те народы, которые имеют механизм самозащиты. Не только в сфере общественного сознания, национальной идеологии, самоорганизации, экономики, но и чисто физической защиты от уголовщины, рэкета. В этом заинтересованы все группы населения, независимо от национальности.
Клановая власть и русский вопрос
Примем во внимание, что развалу страны способствовало и то, что Советский Союз стал колыбелью новых наций. В СССР осуществлялось как нигде в мире невиданное масштабное выращивание этнических культур и элит, прежде всего за счёт государствообразующего русского народа. В результате из пёстрого по этническому и религиозного составу населения «окраин» бывшей Российской империи были искусственно сконструированы «социалистические нации». И им, без всякого на то основания, стала принадлежать значительная часть России. Концепция интернационализма, благая в идеале, на практике в системе государственного и профессионального управления содействовала продвижению кадров не по деловым качествам, а в силу национальных приоритетов. При этом шла узурпация власти в пользу именно титульного меньшинства. К власти пришли кровнородственные кланы. Их представители делегировались в центральные органы власти и оседали в Москве, создавали землячества, чётко и целенаправленно подбирая под себя рычаги влияния. Особенно в сфере экономики. И раньше, и теперь. Яркий пример — Черкизовский рынок. И это только видимая часть айсберга.
В истории России власть и её «элита», точнее, правящие кланы, не только носили чужие имена, говорили на языке, отличном от русского народа, зависели от зарубежных интересов, но часто и откровенно предавали страну. Такое наблюдалось перед монгольским нашествием, в Смутное время, во время польско-шведской оккупации, войны с Японией в 1905 г., при обвале надежд горбачёвской «перестройки» и «либеральной демократии» 1990-х гг.
При этом любая власть всеми средствами внушала и эксплуатировала идею патернализма и «патриотизма» в форме самоотверженной любви к существующей власти. А подлинно русская интеллигенция устами М.Е.Салтыкова-Щедрина, например, назвала царскую «элиту» запоминающейся фразой — «патриотические рыла не пойманных воров». В условиях сознательного уничтожения опасных для власти лидеров, когда большинство населения отстранено от участия в политике, конкурирующие кланы господствовали, опираясь на различные покровительствующие или финансово подкармливающие сети. В том числе этнические и иностранные. Место конкретное во властной государственной иерархии определялось влиянием клана, к которому он принадлежит.
Кроме того, надо осознать, что кланы, выстроенные на основе семейных, родовых, тейповых, тухумных, древних этнонациональных традиций, особенно эффективны в современном российском (на 80% русском) обществе с почти разрушенными родственными и общинными связями. И властью безконтрольной и часто не отражающей интересы общества.
От распада СССР выиграли не народы, а только «элиты» вновь провозглашённых государств. Россия ещё долго, если не навсегда, будет оставаться метрополией для бывших советских республик. Не случайно от обескураживающей нищеты их население рванулось на заработки в Россию. Но при господстве ростовщического капитала, как мы видим и сегодня, кровавые межэтнические конфликты только множатся. Этнополитика «плавильного котла», насаждаемая проповедниками мирового ростовщичества, вполне намеренно имеет целью вызвать тотальные этнические войны по всему миру, увеличить преступность и тем самым сократить население Земли до приемлемого уровня — 1—2 миллиарда.
В 1987 г. мне как заведующему сектором оперативных исследований Института социологии АН СССР во время проведения эксперимента по выборам в многомандатных избирательных округах пришлось заниматься сбором и обобщением результатов. В частности, довелось работать и в Дагестанской АССР, где компактно проживает более сорока (!) племён и народностей.
В Махачкале в советское время только периодические республиканские газеты выходили почти на двух десятках языков. И вот при таком этническом многообразии удивительно выглядела одна статистическая особенность почты в Президиум Верховного Совета Дагестанской АССР.
Более половины обращений по поводу разрешения конфликтов в республике заканчивались словами — «пришлите русского». Не только русское слово, но именно присутствие русских несло мир этому взрывоопасному региону. Глаза многих «хищников» сегодня устремлены на богатства региона Каспийского моря, исподволь организуются взрывы и нестабильность в Дагестане, ключевой развилке Великого Шёлкового пути. Русский мир несёт мир.
Что делать?
Русские, повторю, государствообразующая нация России. Назовите хотя бы одну другую нацию в России или в бывшем Советском Союзе, которая понесла бы за последнее столетие больший урон, чем русские.
И при этом нас убеждают, что национализм больших народов непременно приведёт к притеснению малых наций, что национализм возможен лишь для них как форма защиты и средство выживания перед угрозой со стороны больших наций. Но русские не отстреляли, как американцы, своих «индейцев», а многие народы буквально спасли от физического уничтожения, да ещё и помогли в культурном развитии, в приобщении к общечеловеческим достижениям.
Удел больших наций — говорят нам — оставаться интернациональными, потому что вымирание им не грозит. Ныне около миллиона человек мы теряем ежегодно. Вдумайтесь! По числу это сравнимо с вымиранием целых народов. Очевидно, что давно уже необходима авторитетная организация для защиты интересов русских людей. В том числе и для того, чтобы остановить поток оскорблений в их адрес. Сейчас русские выглядят безответными. И ничего хорошего для всей страны это не сулит.
Евгений Григорьевич АНДРЮЩЕНКО