Мы никому не нужны, кроме Бога

 

4 октября  - 50 лет со дня кончины митрополита Вениамина (Федченкова)

 

Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери, где он был ректором Тверской духовной семинарии. Он тяжело переживал падение православной монархии, скорбел о военных поражениях России и о «параличе власти», который грозил привести страну к хаосу.

Архимандрит Вениамин был сторонником восстановления патриаршества, участвовал в избрании на патриарший престол святителя Тихона (†1925), которого глубоко почитал.

10 февраля 1919 года архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии.

В то время Севастополь занимали Вооружённые силы Юга России. Летом город заняли «красные», и епископ Вениамин был арестован местной «чрезвычайкой», но под давлением паствы властям пришлось вскоре его освободить. Весной 1920 года по приглашению генерала П.Н.Врангеля владыка Вениамин возглавил военное и морское духовенство русской армии. Как епископ армии и флота он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты «Святая Русь», владыка оказывал помощь клирикам-беженцам и членам их семей.

Решением Высшего Церковного Управления Юго-Востока России епископу Вениамину поручалось представительство Церкви в правительстве генерала П.Н.Врангеля. Владыка принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов, прилагал усилия к тому, чтобы поднять духовно-нравственный уровень своей паствы. Он прошёл вместе с «белыми» до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

В конце 1920 года в Константинополе по предложению и при активном участии епископа Вениамина было создано Высшее церковное управление за границей. Проживая в 1920—1921 годах в Болгарии, владыка Вениамин возглавил комиссию по организации церковной жизни Русского Зарубежья. Под его председательством в Константинополе прошёл «епархиальный съезд», подготовивший Карловацкий Собор, состоявшийся в ноябре 1921 года под председательством митрополита Антония (Храповицкого; †1936). Владыка Вениамин стремился к тому, чтобы зарубежная церковная власть действовала под омофором святителя Тихона. Когда в Карловцы поступил Указ Святейшего Патриарха об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего Церковного Управления (№347 от 5 мая 1922 года), епископ Вениамин, единственный из состава ВЦУ, принял указ к исполнению и решил удалиться в монастырь Петковица (святой Параскевы) близ города Шабаца в Сербии, где собрал более 20 человек братии из числа русских беженцев.

Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец; †1953), находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии. За восемь месяцев своей деятельности там владыка Вениамин присоединил к Православию 21 униатский приход, но в мае 1924 года под давлением правительства Югославии власти Чехословакии выслали епископа Вениамина из страны.

В 1926 году епископ Вениамин принял от митрополита Антония (Храповицкого) назначение на должность начальника Богословско-пастырских курсов и законоучителя Русского Кадетского Корпуса, а также настоятеля русского прихода в городе Бела Церква на северо-востоке Югославии, но летом 1927 года снова удалился в Петковицу. Здесь его застала известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского). В решении непростого вопроса о принятии или отказе от «Декларации» владыка руководствовался не только соображениями церковной пользы, он стремился разрешить этот вопрос духовно, совершая «сорокоуст» служения Божественной литургии, обращаясь за советом и благословением к насельникам Святой Горы Афон — схиархимандриту Кирику, духовнику Пантелеимонова монастыря, и архимандриту Мисаилу (Сопегину).

Присоединившись к «Декларации», епископ Вениамин одновременно передал через митрополита Евлогия прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит святого Саввы Сербского близ знаменитого сербского монастыря Студеница, где до 1928 года жил вдвоём с сербским монахом-подвижником. В 1929 году по благословению епископа Шабацкого Михаила (†1933) принял настоятельство в Петковице, но уже осенью того же года был вызван в Париж митрополитом Евлогием и вновь занял прежний пост инспектора и преподавателя Свято-Сергиевского богословского института.

В 1930 году после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской Патриархией и его ухода в Константинопольскую юрисдикцию владыка Вениамин должен был оставить институт.

По инициативе епископа Вениамина в Париже было организовано Патриаршее Трехсвятительское подворье. Посвящение главного престола владыка Вениамин объяснял своей надеждой на то, что «как три партии православных христиан, оспаривавшие каждая преимущество своего главы — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в конце концов соединились вместе, воздав одинаковую честь святителям, так молитвами их и нынешнее заграничное разделение, имеющее в отколах от Матери-Церкви чисто земные цели, оставит греховные начала и воссоединится с Единою патриаршею нашею Церковью».

Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. Ему пришлось положить немало сил, чтобы приобрести тот высокий авторитет, которым он обладал к концу своего служения в Америке. А в первое время ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за верность Матери-Церкви.

Но при всех скорбях и лишениях, выпавших на долю его самого и его сотрудников, владыка неизменно благодарил Бога и молился за своих гонителей и всех, кто ему чем-либо «досаждал». Свидетельство тому — страницы его дневников и «сорокоустов». Они же свидетельствуют о том, как глубоко и сокрушённо переживал владыка любой конфликт с ближним, как умел просить прощения, как оберегал свой душевный мир, гармонию духа.

Неутомимая работа по устроению церковных дел требовала от владыки колоссального напряжения душевных и физических сил. Он часто посещал американские и канадские приходы, совершал богослужения, проповедовал. После богослужений за трапезой любил вести духовные беседы, которые, как и его проповеди, надолго запоминались слушателям.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции. 22 июня 1941 года митрополит Вениамин произнёс вдохновенную проповедь в храме Серафимовского подворья Русской Патриаршей Церкви, в которой выразил своё твёрдое упование на то, что предстоящие тяжёлые испытания попущены Промыслом Божиим «ко благу нашей Православной Церкви и Родины», а затем отслужил первый молебен всем святым земли Русской о даровании победы православному народу русскому. В первый же день войны он заявил: «Всё кончится добром!» И с этого дня владыка неустанно трудился на патриотическом поприще, соединяя своё церковное служение с общественным. Он выступал с лекциями в аудиториях, где производился сбор денежных средств в пользу России, выступал с речами на митингах в разных городах Америки. Особенное впечатление на присутствующих произвела его речь, произнесённая 2 июля 1941 года на грандиозном митинге в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гарден. «Всякий знает, — сказал тогда владыка, — что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира… Вся Русь встала! Не продадим совесть и Родину!»

В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор и в начале 1945 года, после 25 лет изгнанничества, вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного Собора (31 января — 2 февраля 1945 года), в избрании и интронизации Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского; †1970), совершал богослужения в московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

18 февраля 1948 года владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. «Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь», — такими словами он приветствовал свою новую паству. Здесь у владыки Вениамина часто возникали конфликты с местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви. 22 февраля 1951 года владыка сказал заместителю председателя Совета: «Когда я ехал из Америки сюда, то у меня было убеждение о том, что в СССР действительно имеется какая-то свобода в отношении к Церкви. Однако, пробыв здесь три года, я пришёл к твёрдому заключению, что такой свободы здесь нет, а наоборот, имеются гонения на Церковь». По требованию властей владыка был переведён на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским (†1961).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) от 30 ноября 1955 года митрополиту Вениамину определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским.

К этому времени состояние здоровья владыки сильно ухудшилось, он перенёс инсульт, часто болел, но в период новых гонений на Церковь, развёрнутых властями в конце 50-х годов, призывал свою паству к твёрдому стоянию за веру и Церковь.

В феврале 1958 года владыка ушёл на покой и поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где провёл последние годы своей земной жизни. Когда позволяло состояние здоровья, владыка служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок своё богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил тяжёлое испытание — лишился дара речи.

Митрополит Вениамин как духовный писатель оставил богатейшее наследие, по его собственным подсчетам, объёмом в 18 000 машинописных страниц. Есть среди его творений богословские трактаты, труды по Литургике, работы апологетического характера. Дошли до нас и его замечательные «сорокоусты» — записанные в виде своеобразных дневников мысли и переживания, которые испытывал владыка во время сорокадневного служения Божественной литургии в самые тяжёлые периоды своей многотрудной жизни. Владыка Вениамин говорил: «Мы представляем собой существенную ненужность и никому не нужны, кроме Бога». В своей книге «Божьи люди» он составил целую «галерею портретов» подвижников Русской Православной Церкви конца XIX — начала ХХ века.

Любовь к святыне, к Церкви, к церковности, стремление к тому положительному идеалу, с которым христианин встречается на страницах житий святых, сподвигли иерарха-писателя обращаться к агиографическому наследию, благоговейно хранимому Православной Церковью. Произведения, которые можно в той или иной степени отнести по жанру к житийным, составляют значительную часть в наследии владыки Вениамина.

Владыка Вениамин почил о Господе 4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского — великого собирателя и творца житий святых, — и был погребён в Богом зданных пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.