В IV веке до н.э. греческий писатель Эфемер доказывал, что вся греческая мифология — это изложение реальных событий, и все боги и герои имеют конкретные исторические прототипы.
В самом начале космических полётов во второй половине XX века (и даже раньше, как бы в предощущении их) можно было наблюдать странное возвращение к мифологии — к тому, что принято называть «научная фантастика». Речь шла о псевдонауке, сочетающей проблемы, не решённые археологией и астрономией, с вопросом существования во вселенной других существ (разумных). Научная фантастика решала этот вопрос положительным образом по принципу вероятности, являющей комический пример софистики, которая пользуется у многих огромным успехом: если существует столько звёзд и планет, странно было бы, если бы на них не было подобных нам существ. Следовательно, они есть.
Всё более стало распространяться расхожее мнение, что мифы и божества древних народов отражают смутные воспоминания исторических событий, происходивших в незапамятные времена. В данном случае говорили о посещении инопланетянами нашей Земли с миссией доброй воли. Они дали нашим примитивным предкам различного рода блага — культуру, науку, мораль — и даже способствовали биологическому улучшению человеческого рода. Например, через соединение этих существ с земными женщинами — факт, который известный текст Священного Писания о том, что «сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им» (Быт. 6, 4), якобы передаёт как неоспоримое свидетельство. Все религии, утверждали адепты этой теории, — только различные образы сакрализованных и передаваемых из века в век воспоминаний о чудесных событиях на заре истории человечества, задолго до времени, которое могли бы воссоздать историки. Эти высшие существа, более развитые, чем люди, встретятся с нами однажды. Их возвращение на Землю, которого мы ожидаем так же, как контакта с ними в космосе, скоро станет реальностью, убедит всех, что эта теория верна.
Полная неконтролируемость разумом самых невероятных гипотез — особенно в начале космического иллюзиона XX века — обеспечивала невероятный их успех у широкой публики. Достаточно вспомнить о таких бреднях, как Бермудский треугольник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов, — или фильм «Воспоминание о будущем». Нам объясняли, что скульптуры и пирамиды, обнаруженные на острове Пасхи в Латинской Америке, — следы древней цивилизации, основанной пришельцами из космоса. Предлагалось выслушать свидетелей, которые собственными глазами видели их космические корабли. А разрушение этой цивилизации было, несомненно, следствием ядерного взрыва от уже тогда существовавшей водородной бомбы.
Миллионы людей с жадностью поглощали эти книги и фильмы, сотканные из исторических подлогов, безсмыслицы и самых грубых софизмов, положенных в основание так называемой научной религии, от которой они ждали разрешения своих проблем и счастья. Эта «научная религия», по сути, мало чем отличалась от «научного коммунизма». Всё большее разочарование в нём вынуждало искать новые подмены. Они создавали некую иллюзию удовлетворения глубинной потребности человека в знании истоков, а также в таинственном и спасительном общении с неземными существами. Люди изголодались по самой насущной духовной пище, а религия была решительно оттеснена на обочину жизни.
Но в отказе от Бога всегда присутствует искушение первого человека. За НЛО и пришельцами из космоса ясно различимы те же падшие духи, которые населяют не небо, а ад — место отвержения любви Божией. Странным образом надежда на избавление стала перемежаться со страхом перед фантомами из космоса, угрожающими Земле.
Несомненно, космический (хотя, конечно, не так, как коммунистический) мираж сегодня заметно рассеялся. Однако число энтузиастов, строящих свою жизнь согласно философии Эфемера, ничуть не убавилось. И торжество сегодняшней «философии пустоты» раскрывает новые эфемерные перспективы. Что откроется в этой пустоте, наполняющей жизнь человечества всё более возрастающей тревогой и создающей ненужность веры и духовных ценностей?
В связи с этим возникают два вопроса. Первый: разве не существует человеческий опыт, который наука безсильна постигнуть? Разумеется, в человеке всегда остаётся начало, ускользающее от всякого рационального постижения. Но в отличие от подлинной религии псевдорелигия, как мы видели в данном случае, служит не прояснению критическим разумом мифа (в воображательном объяснении мира), а возвращению к мифологизации науки и религии, в смешении всего, без возможности какого-либо разумного контроля. И другой тревожащий многих вопрос: неужели мы одиноки во вселенной? Этот вопрос столь распространён и одновременно столь существенен, что хотелось бы остановиться на нём более обстоятельно.
Только утратив всякую духовность, может додуматься человек до такого вопроса. Мы с Богом через Христа, Сына Божия, воспринявшего наше человеческое естество, мы с Отцом Небесным и Духом Святым, от Отца исходящим, и Бог с нами «во все дни до скончания века». Оттого что душа человека после отпадения от Бога как бы вывернута наизнанку, обращена вся к земле и земному небу, он не видит, что окружают его не воображаемые пришельцы из космоса, а тьмы тем архангелов и ангелов Божиих — разумные и свободные существа, несравненно превосходящие нас во всём и служащие нам. Есть ещё безчисленный сонм святых, всегда присутствующих в нашей жизни. И, разумеется, безсмертные души не только наших близких, но и всех людей, когда-либо живших на земле, со многими из которых, если не со всеми, мы призваны войти в свободное и сознательное общение.
Почему не может существовать разумной жизни на других планетах? Как свидетельствует Писание: «В начале сотворил Бог небо и землю», то есть мир невидимый и видимый, духовный и материальный. В нём — полнота и совершенство, где нельзя ничего убавить и ничего прибавить. Небо — это ангелы, земля — это весь космос. Человек — венец творения, образ и подобие Божие — соединяет в себе полноту и совершенство духовного и материального. Другого венца творения быть не может. Потому Бог и становится человеком. Он не может соединиться ни с каким творением, которое ниже человека.
Для чего вселенная распространяется на миллиарды световых лет и содержит миллиарды звёзд, если в ней нет других разумных существ? Чтобы показать, как безконечно драгоценен человек. И что внутреннее несравненно важнее внешнего.
Душа одного человека настолько дороже всего мира, что «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Откуда у нас это знание? Через общение с Богом. В основании мира — общение личностей. И это есть чудесное откровение. Невероятно, что даже порой христиане, те, кому одним дано проникать взором Христовым в бездну сокрытой тайны, в которую всё погружено, не сознают важности благовестия о том, что в основании мира — общение. Когда по благодати Христовой нам даётся коснуться глубин Божиих, эта вечная тайна любви открывается нашему потрясённому взору. Мы узнаём, что глубина всех вещей — сама любовь Пресвятой Троицы, совершеннейшее общение. Бог — Превечная Любовь, и Его разумное творение, получившее от Него дар жизни, также призвано войти в жизнь любви. И хотя мы говорим об этом общении, об этой жизни любви, когда мы сподобляемся её, человеческий язык и ум умолкают. Но, опираясь всегда на слово Божие, этот ничем не сокрушимый камень от Самого Бога, на таинства Церкви, в которых присутствует Сам Бог, мы можем в какой-то мере постигать эту непостижимую тайну — в глубоком смирении, в той мере, в какой Дух Святой, Единственный могущий ввести нас в неё, просвещает наш разум.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ