Предлагаем Вам беседу Александра Николаевича Крутова, президента Международного фонда славянской письменности и культуры, главного редактора журнала «Русский Дом», c Анастасией Владимировной Митрофановой, доктором политических наук, профессором.
Анастасия Митрофанова: Александр Николаевич, на заседании круглого стола «Православие в Европе» (3 декабря 2009 г.) Вы сказали: православному миру нужна такая же организация, как Исламская Конференция. Какой Вы видите эту организацию?
Александр Крутов: Сегодня вызовы времени заставляют объединяться страны, которым свойственна общая культура, мировоззрение, религия, духовные традиции. Такие интеграционные процессы сейчас активно набирают силу в мире. Пример показывают, как ни странно, мусульманские страны. Они создали такую организацию, как Исламская Конференция, и вышли с нею на политическую арену, где активно проводят свои взгляды, своё понимание процессов, которые происходят в мире, ставят свои требования. Необходима такая же консолидация стран с многовековой православной культурой. Если во всём мире происходит консолидация усилий различных стран, объединённых общим мировоззрением, почему православные страны должны оставаться в стороне? Не только страны православной традиции, в которых большинство православного населения (Россия, Украина, Белоруссия, Сербия, Черногория, Румыния, Молдавия, Кипр, Греция), но и многочисленные диаспоры православных народов, которые живут во всём мире.
По некоторым оценкам, численность православных христиан составляет около 300 миллионов человек. Это огромная сила. Православные люди имеют общее духовное наследие, сходный исторический опыт, но они сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и другие страны, придерживающиеся других религий и духовной традиции. Это сохранение своей национальной и духовной идентичности, построение гармоничного общества, выживание в рыночной экономике, поиск должного места в системе международных отношений. Я уверен, что православные страны, с их богатой историей, традициями, объединившись и создав подобную организацию, могли бы занять своё место в мире. Особенно сегодня, когда происходит не только экономический, но и духовный кризис. Западная цивилизация, которая создавалась на христианских ценностях, выбросив из своей традиции духовные ценности, пришла к тому, что мир катится в бездну. Если же возникнет организация, объединяющая православные государства, государства с православной традицией, православной религией, я думаю, что мы сможем предложить миру выход из духовного тупика и играть в международных институтах определённую роль.
Это не возвращение к панславизму, а новый виток развития, когда человек должен отказаться от фрагментарного, калейдоскопичного мировоззрения, которое нам предлагают средства массовой информации. Православная духовная традиция может дать человеку шанс понять себя в этом мире и ответить на главный вопрос: зачем человек пришёл в этот мир, для чего он существует, для чего существуют народы, государства, для чего существует человечество? Потому что, опустив всё только до потребления и до получения наслаждения, человек ставит на себе крест.
Анастасия Митрофанова: Вы часто упоминаете термин «православное государство». Например, по отношению к Греции. В Греции, как известно, легализованы аборты, что абсолютно противоречит православию. Можно смеяться, но в Германии аборты почти запрещены. Тогда что такое «православное государство»? Можем ли мы сказать, что в мире есть хотя бы одно действительно православное государство?
Александр Крутов: В своё время православным государством в том смысле, в котором мы его понимаем, была Византия. Сегодня даже Греция, в конституции которой записано, что преобладающей религией является православие, стоит на более светских позициях, чем некоторые государства, не объявляющие православие главной религией. Это значит, что мы не используем богатый исторический опыт, который дал Византии просуществовать более тысячи лет и быть процветающим огромным государством. Её распад начался, когда она стала отступать от основ православной веры. Государства называют себя православными в основном по количеству населения, которое исповедует православную веру. В России более 80% православных людей, поэтому Россию можно назвать православной страной, хотя у власти не находятся православные люди. Но по-настоящему православной страной она может стать, только когда свою политику — внешнюю и внутреннюю, — экономику, образ жизни, мировоззрение будет строить на православных ценностях.
Может быть, в этом и задача государств, в которых преобладает православное население и которые даже называют себя православными по конституции.
Православная международная организация даст возможность выработать механизм, который позволит прийти к православному пониманию государства или, как раньше говорили, к симфонии.
Анастасия Митрофанова: Каким образом Россия может стать православным государством? Не секрет, что многие наши сограждане говорят: я православный, но в Бога не верю. Должны ли люди сначала воцерковиться массово? Или должна прийти православная партия к власти, а потом воцерковлять людей?
Александр Крутов: Когда человек называет себя православным и говорит: «Я в Бога не верю» или его вера заключается только в хождении в церковь и ограничивается церковной оградой или домом, а в миру — на работе, в отношениях с другими людьми — он ведет себя, руководствуясь прагматической целесообразностью, его трудно назвать православным. И даже христианином. Если бы мы были христианами в том смысле, в котором нам даны заповеди Господом нашим Иисусом Христом, то мир давно был бы христианским. В России население больше по названию христиане, чем воцерковленные люди. Для многих из них православная вера ограничивается посещением церкви в праздники: на Пасху, в Рождество, крашением яиц, освящением куличей. Настоящий христианин, православный человек должен не оставлять свою веру в церковной ограде или в доме. Если считаешь себя православным, то должен показывать миру, что твоё мировоззрение основано на православных ценностях, что ты и на работе, и в семье, и в окружении людей остаёшься православным человеком. Поэтому сегодня в России, я думаю, только около 4% населения являются воцерковленными людьми. Они зачастую являются белыми воронами, выделяются из окружающего мира.
Сегодняшний мир не принимает этих людей, потому что у них другие ценности. Сегодняшний мир строит капиталистическое общество, где главная задача — получение прибыли, и именно тот человек успешен, который эту прибыль умеет получать в больших количествах. У православного человека другой взгляд на мир, он считает, что не прибыль самое главное, а душа человека, который может довольствоваться определённым достатком, чтобы жить и готовиться к вечной жизни, будучи странником на земле. Россия может считаться православной страной по количеству людей, называющих себя православными, но, по сути, мы — не православная страна. По сути, мы — страна безбожная, атеистическая, языческая, которая активно воспринимает любые культуры, приходящие и с Востока, и с Запада, забывая о своей тысячелетней духовной традиции. Чтобы Россия могла стать поистине православной страной, нужно, чтобы к власти пришли руководители, которые не только на словах называют себя православными, не только внешне исповедуют православную веру и соблюдают обряды Православной Церкви, но и всей своей жизнью, трудом, поступками, своей политикой доказывают, что строят жизнь на православных духовных ценностях.
Не думаю, что для этого нужна партия. У нас уже существует Церковь. Надо просто, чтобы каждый человек, который крестился и который говорит, что «я — православный», начал жить, основываясь на духовных православных ценностях. Как только он начнёт это делать, мир будет меняться. Нужно, чтобы человек как личность, которой дана свобода выбора, выбрал именно этот путь. Нужно, чтобы люди научились жертвовать. Сегодня от каждого из нас, называющего себя православным человеком, нужна жертвенность. Наступил момент, когда мы чем-то должны пожертвовать от своего личного благополучия, чтобы сохранить Родину, народ, наше будущее. Один из путей: чтобы власть предержащие надеялись не только на свой ум, способности, не только на ОМОН, милицию, армию, ФСБ и прочие силовые структуры, на банкиров с деньгами, но ещё и на Господа Бога. Когда они поймут, что «без Бога — ни до порога», что-то начнёт меняться. Я вижу, что идёт рост православной веры у простых людей, которые ближе к земле, не испорчены богатством. У власти тоже есть отдельные личности, но они поставлены в такие условия, что сегодня им приходится выживать.
Чтобы Россия стала православной страной, должна быть изменена система координат. Сегодня система строится не на православных ценностях, а на ценностях рынка. Когда мы поменяем эту систему, тогда сможем поменять и нашу жизнь. Отдельная партия, лидер этого сделать не могут, но можно объединить усилия и показать людям пример благочестия и праведности. Показать, что зарабатывать деньги можно не только обманом, жестокостью, насилием, но и честным трудом, и что ценятся прежде всего не деньги, а сам человек как личность. Западный мир добился огромного материального благополучия, там трудно найти людей, которые бы жили за чертой бедности в нашем понимании. Но они сами увидели, что их мир благополучия, материальный мир, хрупок и недостаточен для человека. Он становится средством достижения цели, духовное самосовершенствование его не ставится как цель.
Мы живем, вероятнее всего, в последние времена. Каждый верующий человек, если он читал Книгу Откровения — Апокалипсис, — прекрасно понимает, что такие времена наступают. Нужно дать это понимание каждому человеку. Начать нашу работу нужно с того, чтобы в электронных средствах массовой информации — я имею в виду только Россию — поменять систему координат. Наши программы, сериалы, фильмы должны воспитывать духовно богатого человека, который строит жизнь на христианских ценностях.
Анастасия Митрофанова: Как быть православным людям в нашей стране, если происходит откровенное надругательство над православными ценностями? Допустим, пресловутая выставка «Осторожно, религия», человек, который рубил иконы, и так далее. Может быть, нужно изменить законодательство? Одним примером здесь не подействуешь.
Александр Крутов: Большинство населения нашей страны называют себя православными, крещёными людьми. Но креститься — только начало пути, а потом надо прожить эту жизнь для встречи с Богом. И каждый, крестясь, беря на себя свой крест, прежде всего должен быть воином Христовым. Когда православные люди видят, что совершается кощунство, надругательство над их верой, что безбожные сатанисты изгаляются над святынями, они должны протестовать, защищать свою веру. Если бы к выставке «Осторожно, религия» вышла тысяча человек, а 500 тысяч православных вышли бы на площадь и сказали: мы не позволим, чтобы эти люди кощунствовали, издевались над нашей верой, завтра этих людей, которые занимаются эпатажем, провокацией, которые на этом делают себе имя, мы бы не увидели. Человек должен быть воином Христовым, защищать свою веру, как человек защищает свой дом, свою семью, свою Родину. Со злом нельзя быть в мире, с ним нужно бороться. Если принимать зло, оно всегда победит. Добро и зло — это две разные вещи. Господь Иисус Христос сказал: говорите да-да, нет-нет, остальное всё от лукавого. Поэтому православный человек, христианин, крещёный человек должен активно выступать против кощунства, против того, что сегодня публикуется в средствах массовой информации, против разврата, разнузданности. Он должен быть сильным и смелым. И здесь пример надо брать у наших братьев-мусульман, которые защищают свою веру, свои святыни. Пресловутая толерантность, политкорректность, о которой сегодня много говорят, преследует только одно: подчинение определённой культуре, определённым ценностям, в которых нет Бога.
Мы никого не заставляем насильно принимать ту или иную веру. Россия похожа на луг, где растёт огромное количество цветов. И каждый народ — это цветок. Убери один цветок, и луг потеряет где-то в своей красоте. Мы должны чётко сказать: мы защищаем свои святыни, свою жизнь, своё мировоззрение. Мы защищаем их словом и делом. Многие называют Россию мостом между западной цивилизацией и восточной, между западным христианством и мусульманством. Но Россия — не мост. Мост — это что-то соединяющее, промежуточное. Россия — это целый континент, восточнославянская православная цивилизация. Это мир, который вобрал в себя многие народы с другими религиями, но он их своей духовной красотой объединил. Более 140 народов живут в России. Мы можем показать чёткий и ясный пример миру, как могут сосуществовать люди с различными верованиями. Потому что мы знаем Истину. Истина — это Иисус Христос, который говорил: возлюби ближнего как самого себя.
(Окончание в следующем номере)