Символ духовного единства

 

Ныне вопрос об отношении к истории, к судьбам народов земли Русской, живущих на ней людей, стоит со всей возможной остротой. Это вопрос о нашей памяти.

 

17 октября (30 октября по новому стилю) в 1888 году царская семья, главой которой — и самого государства — был Александр III, подверглась смертельной опасности: поезд, следовавший из Крыма в Петербург, взорвали террористы. Спасение было поистине чудесным! Императорская семья осталась невредимой среди обломков разбитого вагона. Нужно учесть, что это была эпоха, когда в общественном сознании полным ходом шла десакрализация царской власти, чудо же укрепило многих в истинной вере.

В тот день будущий государь Николай II записал в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошёл с рельсов. Столовая и вагон разбиты, и мы вышли из него невредимыми. Однако убитых [в поезде] было 20 человек и раненых 16… На станции Лозовая был молебен и панихида».

Во время крушения упала крыша вагона. Но император Александр III смог удержать её на своих плечах и спине, поэтому в вагоне-столовой все уцелели. Великокняжеский вагон развернуло поперёк пути и накренило над откосом. Сила удара была мощной. Великий князь Михаил Александрович был отброшен на откос. Шестилетнюю Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть её прежде, чем начали рушиться стены и потолок вагона.

Александр III, получивший сильный ушиб, с раздробленной ногой (лежащая у ног государя в момент катастрофы собака была убита) и императрица Мария Фёдоровна сразу же стали оказывать помощь потерпевшим. Знаменательно, что среди разрушений и обломков икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в поезде, была найдена на прежнем месте.

Вся Россия была потрясена этой катастрофой. На месте её соорудили церковный комплекс, затем возник монастырь, центром которого являлся величественный собор Всемилостивого Спаса. По всей стране служились благодарственные молебны, возводились часовни, писались иконы.

Вскоре после катастрофы Александр III вспоминал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и доныне творит ещё чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».
Сейчас мало кому известно, как духовенство Харьковской епархии приняло участие в увековечивании этого события во свидетельство того, что взор Господа не покидает царя и благодать Божия почиет на нём. На заводе Павла Павловича Рыжова, почётного гражданина, владельца колокольного завода в селе Песочин Харьковского уезда, 5 июня 1890 года состоялась отливка колокола весом 17 пудов 35 фунтов (более 300 килограммов) из серебра с примесью меди и олова. Предназначался он для благовеста, который должно было совершать ежедневно на звоннице Успенского кафедрального собора в 12 часов 15 минут, в час крушения императорского поезда. Колокол был в аршин с четвертью высотой, на лицевой стороне — имена Императорских Величеств, а под ними пять медальонов с надписями славянской вязью: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил. На обратной стороне надпись, кто выполнил отливку. Вокруг каймы по краю отмечено главное событие, в ознаменование которого отлили сей колокол.

А жертвовали средства на памятный колокол в основном представители священства Харьковской губернии. Вот так наши предки чтили чудесное спасение государя императора Александра III с августейшей семьёй.

Но интеллигенция, уже глубоко заражённая недугом разрушения, вскоре обрушила Россию в водоворот революционной смуты. И потом была уничтожена своим же порождением — интернационалом.

28 декабря 1918 года отрядом «героя» гражданской войны Дыбенко были расстреляны в Спасовом скиту 101 монах, шестеро настоятелей храмов, офицеры, укрывавшиеся в монастыре…

Поэт Маяковский, глашатай революции, как он сам себя называл, писал:

Товарищ Ленин, я вам докладываю
Не по службе, а по душе.
Товарищ Ленин, работа адова,
Будет сделана и делается уже.

На сатанинский смысл этой строфы, как будто лежащий на поверхности и потому, наверное, оказавшийся скрытым для массового сознания, впервые указали псково-печерские старцы. Всё, что происходило и происходит на территории бывшего монастыря во имя Спаса Нерукотворного, красноречиво подтверждает это. Каждый Первомай здесь пели и плясали с портретами богоотступников — устраивали настоящий вальпургиев шабаш.

Теперь маятник качнулся в другую сторону. Мы ходим в храмы, нестройными голосами поём «Символ веры», без поста и покаяния проталкиваемся к причастию. А выйдя из храмов, по-прежнему ведём себя как «истинные ленинцы».

В Першотравневом посёлке, возникшем на месте Спасова скита рядом с разорённой обителью Нерукотворного Спаса, разобрали остатки величественного храма, добрались до фундамента и проложили через него газопровод и кабельные трассы. А в провал под алтарём, где, по свидетельству летописцев, был пещерный монастырь времён Киевской Руси, высыпали сто машин щебенки! На месте захоронения невинно убиенных монахов теперь сараи, погреба, сваливали и продолжают сваливать мусор…

Люди добрые! Да что же вы делаете? Оглядитесь: ведь нет уже в живых тех, кто добывал, пусть и по указанию начальства, кирпич на руинах, умерли скоропостижно; внезапная смерть подстерегла и тех, кто приватизировал участок огорода, который своим углом «наехал» на территорию собора. Подохли в одночасье — в назидание нам — даже поросята и цыплята в сараях, стоящих на могилах праведников. По той же причине в том же Першотравневом районе стремительно развалилось хозяйство «Червоний велетень», буквально на глазах. И во всех наших бедах мы должны винить только самих себя! Американцы, что ли, приезжают мусор на могилы расстрелянных праведников высыпать?

А ведь по ночам над монастырским кладбищем люди видят сияние, светящиеся кресты. А мы, по-видимому, те, о которых Спаситель сказал, что «имеют очи и не видят». И не слышим мы до сих пор голоса совести.

Александр Михайлович Комов — слышит. Он, инвалид, в одиночку собрал обширный фактический материал, по существу — музейную коллекцию в 12 тысяч экспонатов по истории Спасова скита и коллекцию, которую у него забрали якобы в музей города Змиёва. Всё исчезло.

А «чёрные археологи» копали и копают захоронения солдат, погибших во время Великой Отечественной, заодно и древние городища в Гайдарах и Большой Гомольше, наше национальное достояние.

Можно только удивляться терпению и силе духа, самообладанию Александра, который до сих пор пытается прошибить каменную стену всеобщего равнодушия. На его обращения в поселковый совет о благоустройстве поселкового кладбища, перезахоронении останков расстрелянных монахов и солдат Красной армии, он слышит пренебрежительное: «Тебе что, больше всех надо? А ты докажи, что там могилы монахов!». Докажем теперь обязательно, совместными усилиями, имея перед собой пример такой самоотверженности.

Бог поругаем не бывает. Было в селе Петропавловском: копал человек яму, наткнувшись на останки нашего солдата, отрубил ему ноги. Жена этого горе-работника, поняв своим женским чутьём, что наказание ожидает ребёнка, которого она в то время носила под сердцем, прибежала к Комову, прося совета: что же теперь делать? Но наказание последовало — родившаяся девочка была инвалидом, ручки не развились. А наши мизерные зарплаты и нищенские пенсии с непомерными счетами за газ, от чего старики, как показало недавно Харьковское телевидение, просто в голос рыдают? Это ли не наказание Господне?

Каких правительств и депутатов мы ждём, если сами ходим по останкам воинов, которые, как сказано в молебне, «за веру и Отечество на поле брани жизни свои положили»?

И всё же труды Александра не пропадают. Начальник Южной железной дороги Виктор Николаевич Остапчук приложил много усилий, чтобы часовня Нерукотворного Спаса была восстановлена в 2004 году. В этой работе исследования Комова очень пригодились.

Нам, людям маловерным, требуются зримые символы, которые пробуждают историческую память трёх народов и напоминают о нашем призвании.

Мы знаем, что без Промысла Божия и волос с головы не упадёт, так почему же так было угодно Господу, что именно в Борках на территории нынешней Украины произошло чудесное спасение царской семьи? Не для того ли, чтобы потомки невзначай не забыли: Русь гораздо шире географических границ нынешней России (и даже континентального шельфа, которому уделяется много внимания) и что Россия, Белоруссия, Украина не вся Русь, а лишь части её?

Сергей ИВАЩЕНКО,
Сергей МОИСЕЕВ,
г. Харьков, Украина