Елена Кириллова - Русское сердце Петербурга

 

27 сентября 1811 года, 200 лет назад освящён Казанский собор

 

Много событий произошло за два века… Две великие войны, в которых русский народ с помощью Божией принес многим народам мир. Две революции в самой Российской империи, более 70 лет коммунизма, затем снова «перестройка» страны и возвращение к Богу. Казанский собор — этот молчаливый, каменный свидетель всех скитаний российского народа — всё стоит и будет стоять в сером городе на Неве. Молчаливо, величественно, уже своим присутствием утверждая, что пока не иссякнет православная вера, ничто не сможет опустить на колени русский народ и сгубить его святыни, что бы ни пелось в эпоху той самой перестройки.

Загадочный зодчий

Строительство Казанского собора было поручено не слишком известному в Петербурге 40-летнему архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину. Сам Воронихин, по официальной версии его происхождения, был родом с Урала, из семьи крепостных графа Александра Сергеевича Строганова. В судьбе этого уникального архитектора много загадок. Неизвестна, к примеру, точная дата его рождения — либо 1759-й, либо 1760 год. По одним данным, он родился в селе недалеко от Перми, сам он в письмах указывал город Пермь, а в «вольной», составленной в 1786 году графом А.С.Строгановым, можно прочитать третий адрес: сельцо Давыдково Московской губернии. Согласно официальной версии, Воронихин начал обучаться живописи и архитектуре у великих архитекторов В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Затем был отозван графом Строгановым — меценатом и покровителем искусств — в Петербург для услужения своему сыну Павлу. По официальной версии, будущий зодчий получил заграничное воспитание вместе с сыном А.С.Строганова Павлом на правах прислужника ему и рисовальщика.

Находясь в Париже, Воронихин учится архитектуре частным образом и недолго, т.к. оказался там в период революции во Франции, и в конце концов Екатерина II отозвала Павла Строганова на Родину. Воронихин вернулся в Россию, проучившись архитектуре не более полутора лет. В 1801 году зодчий получил первый крупный госзаказ: строительство собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Соперниками в конкурсе проектов по строительству главного храма Петербурга были именитые архитекторы Тома де Томон и Чарльз Камерон, однако императору Павлу I более всех понравился проект Воронихина, который удачно реализовывал желание императора иметь в столице церковь, напоминавшую собор Св. Петра в Риме. Храм строился 10 лет. За этот период Воронихин выполнял и другие заказы императорской фамилии, касавшиеся как интерьеров, так и иных масштабных проектов. За сооружение Казанского собора Воронихин был награждён многими наградами, в т.ч. орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а также стал старшим профессором архитектуры и руководителем архитектурного класса в Императорской академии художеств.

Именно Воронихину суждено было воплотить мечты Павла I в жизнь — создать главный православный собор новой столицы Российской империи, совершенно не напоминающий своим внешним видом традиционный русский православный храм.

Отражение времени

Казанский собор — своего рода отражение русской истории всего XIX века. Его величественные «объятия» — колоннада из 96 колонн — простираются на Невский проспект и лаконично связывают между собой Казанскую улицу и набережную канала Грибоедова. Собор представляет собой величественную симфонию в камне. Одним принципиальным требованием к строительству храма было положение, продиктованное графом Строгановым: «возвести собор целиком из русских материалов как произведение до конца национальное». Так, для его строительства привозили специальный пудожский камень, добытый недалеко от Петербурга. В желании Павла повторить римский собор Св. Петра сказалось как господствующее увлечение западничеством, так и линия политики его прадеда Петра I.

Казанский собор внешне — образец классицизма. Такой монументализм вообще характерен для творений Воронихина: его работы видны сразу по общему характеру, по стилю исполнения. Интересно, что такой стиль применительно к православной церкви, традиция XVIII века, взятая с Запада, в творении Воронихина передаёт философию всей православной веры. Храм с огромной колоннадой часто сравнивают с объятиями самого Христа, обращенного к народу, ждущего обращения каждого человека к вере, Отца, простирающего свои руки к духовным детям. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3, 20). В православном Казанском соборе, как говорят реставраторы, «намешано» много всего: экстерьер исполнен в классическом стиле, но внутри можно увидеть и барочные, и ампирные элементы декора. Изначально Воронихин проектировал более классический вариант интерьера и иконостасов, но в ходе реставрации архитекторами были изменены многие детали.

С одной стороны, в этом несоответствии есть неоспоримая сложность для самой онтологии православия, чьи строгость и аскетизм не могут иметь внешнюю форму пухлых католических детей-ангелочков или, к примеру, больших окон в мир в самом храме. С другой стороны, собор — символ творений начала XIX века, времени относительного обмирщения религии, увлечения западничеством, расцвета Петербурга как европейской столицы. Позднее один из выдающихся представителей славянофилов И.С.Аксаков отметит в Петербурге «пленённое чувство народности».

Русское сердце

Казанский собор был построен в честь и для чудотворной Казанской иконы Божией Матери — особо почитаемого списка с иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году. Петр I в 1711 году повелел перевезти список, принадлежащий Прасковье Феодоровне, супруге его покойного брата царя Ивана V Алексеевича Романова, в новую российскую столицу — Петербург. С 1737 года этот список был помещён в церковь Рождества Богородицы, стоявшей на Невском проспекте. К 1800 году церковь обветшала, указом Павла I было решено возвести новый храм для Казанской иконы Божией Матери, о чудотворной помощи которой к тому времени знал весь русский народ.

Казанская икона Божией Матери стала русским сердцем Петербурга. Святой Казанский образ Богородицы объединил вокруг себя всех представителей «золотого» века. М.И.Кутузов предстоял перед образом Богородицы, когда уходил на фронт в 1812 году. А.С.Пушкин приезжал в Казанский собор, отправляясь на свою последнюю дуэль. П.И.Чайковский часто молился этому образу. Сохранились воспоминания, как Ф.И.Шаляпин заказывал панихиды по умершим композиторам в Казанском соборе. Казанскую икону особо почитали все представители Дома Романовых, перед ней вплоть до 1917 года венчались представители царского рода.

Пресвятая Богородица отвечала на молитвы, духовно «питала» огромное количество гениев и выдающихся деятелей русской литературы, архитектуры, живописи, музыки, коих явил весь XIX век. Волею Бога все они жили в Петербурге — этой новой европейской столице Империи, приходили в этот громадный храм, своим великолепием по-новому утверждающий величие самой православной веры и русской земли.

«Вступивши однажды в немцы,
выйти из них очень трудно» (Герцен)…

К концу 17 века в России начинается процесс обмирщвления русской церковной культуры: появляются новые духовные школы, устроенные по католическому образцу, даже тексты Писания на уроках чаще приводятся по-латыни. Душа русского человека постепенно «дробится»: если в период расцвета русской духовности базисом всякой человеческой жизни было триединство духа-души-тела, аксиология жизни была понятна и прозрачна, сейчас новые мысли, иное мировоззрение начинает искушать разум. Способствовали этим настроениям неудачно проводимые реформы патриарха Никона и старообрядческий церковный раскол, а затем существенным образом петровские реформы. Как пишет прот. Георгий Флоровский, Петр был человеком протестантского склада ума, и именно так следует рассматривать причины и философию его реформ. Главная задача, явившаяся и результатом — секуляризация сознания русского человека.

Дух творит себе форму. Этот общий закон христианской культуры можно отнести в т.ч. и к церковной архитектуре. Большинство храмов XIX века говорит об изменении в сознании православного человека, а точнее, об обмирщении этого сознания.

Знаменитый архитектор А.П.Аплаксин в своей монографии, выпущенной к 100-летию Казанского собора, писал: «Весь восемнадцатый век мы учились у Европы её искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства… Казанским собором Россия сравнялась с Европой, поднявшись на уровень познаний и изображения прекрасного». Это «изображение прекрасного» и стало целью великих русских мастеров, трудившихся над огромным храмом, стоявшим на Невской першпективе. Храм расписывали лучшие русские художники: Безсонов, Брюллов, Кипренский, Боровиковский… Они создали величайшие работы по красоте своей, исполненные в лучших традициях западноевропейской живописи.

В этих работах под влиянием школы эпохи Возрождения, под влиянием идей господствующего в Европе материализма и позитивизма выражается прославление, скорее, не Бога как Всесовершенного, Тайного Святого Духа, а прославление Божиего творения — природы и красоты самого человека, той самой красоты, которая, по выражению католического богослова Фомы Аквинского, «спасёт мир».

Смотря на эти гениальные иконы-картины художников, изображённые образы святых и даже Самого Христа и Богородицы, ощущение православного таинства, русской сокрытости, ощущение иного духовного мира, которое так характерно для русских храмов, расписанных в византийской традиции, пропадает. Появляются иконы-картины, исчезает многоярусный иконостас, так чётко передающий иерархичную структуру Церкви, а значит, и должного миропорядка как государства, так и семьи как «малой церкви», появляются красивые образы с человеческими эмоциями. Появляются скульптуры — в православной церкви не для поклонения, но для интерьера и наглядности величия святых. Попав в такой православный храм, де-юре человека переполняет восхищение святыми образами идеальной человеческой красоты. Но де-факто происходит то, что называется логической ошибкой: из догмата христианства «человек создан по образу и подобию Бога» не следует, что Бог создан по образу и подобию человека.

История Казанского собора насчитывает 200 лет — для масштаба многих других городов России это довольно мало, для города с 300-летней историей это много. Как памятник исторического центра Петербурга Казанский собор вошёл в список объектов ЮНЕСКО.Судьба этого храма уникальна. Собор строился для иконы, а стал не только храмом Воинской славы, но и родовым храмом Дома Романовых, главным собором столицы. Более 60 лет в нём располагался Музей религии и атеизма. Несмотря на то, что за это время многие святыни в соборе были утрачены и был значительно изуродован интерьер храма, например, был полностью разрушен главный иконостас, на который ушло 100 пудов серебра, в основном добытого казаками и принесенного, как писал М.И.Кутузов "в дар Подателю победы", некоторые священные реликвии, собранные в музее, уцелели и были спасены от окончательного забвения: например, в 90-х гг. среди ненужного музейного хлама чудесным образом были найдены мощи преп. Серафима Саровcкого, а на чердаке собора — мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Переживая события 200-летней истории Казанского собора, удивляешься и радуешься, как много раз Господь Бог защищал эту церковь. Господь словно специально призвал малоизвестного, но гениального русского зодчего для возведения храма, величием которого восхищаются миллионы людей, забрав его к Себе вскоре после завершения строительства (Воронихин умер в 1814 году). После дикого богоотступничества народа Господь даровал собору свободу. Весной 1991 года в разрушенном северном приделе храма начались совершаться богослужения, а с 1996 года, с назначением в собор постоянного настоятеля прот. Павла Красноцветова, в соборе возобновилось полноценное богослужение. В 99-м году Музей религии окончательно освободил святой храм, а в 2002-м Казанскую икону перенесли на своё исконное место — в Казанский собор.

Господь защищает и хранит храмы, прихожан, реликвии, созданные в разных стилях и святыми, и иконописцами, и простыми художниками. Это искусство угодно Богу, а потому мирские рассуждения о «правильности» течений и стилей исполнения всегда имеют лишь умозрительный и человеческий характер — истина всегда проявляется в Божественной воле. Остаётся только восхищаться даром и мастерством художников разных судеб и разных стран, которые сумели так послужить Богу, создать это подобие Рая на нашей грешной земле, которое помогает людям верить, надеяться и познавать, что такое истинная Любовь.

Елена Геннадьевна КИРИЛЛОВА