770 лет назад грянуло сражение на р. Сити между темником Бурундаем и князем Юрием Всеволодовичем. Князь погиб, сопротивление ордам завоевателей было сломлено. На Руси окончательно воцарилось татаро-монгольское иго; до Куликовской битвы оставалось менее полутора веков
4 марта, 1238 год
Среди многих памятных мест Отечества, полей славы и памяти, этим болотистым краям на стыке Ярославской и Тверской областей принадлежит особое место: они наглядно обозначают вехи нашей истории и навевают мысли об её уроках.
Поезд из Кашина идёт на север, в Весьегонск на Рыбинском море, точно по московской 37-й долготе, всего два раза в неделю, а 30 лет назад пыхтел ежедневно. Он проходит через райцентр с замечательным названием – Красный Холм, которое впрямую перекликается с именованием высшей точки Куликова поля, где стоит памятник в честь победы русских воинов над Ордой. Но если сойти раньше, на железнодорожной станции Сонково, и двинуться по речкам Каменке и Сити к Ярославской области, можно добраться до селений Лопатино и Божонки. В их болотистых окрестностях в марте 770 лет назад после недолгой жестокой сечи с ордынцами пали почти все русичи вместе с Великим князем Юрием Всеволодовичем.
Начало холодного марта 1238 года. Великое Владимирское княжество, не пришедшее на помощь Рязанской земле, в свой черёд стонет под копытами полчищ Батыя. За один февраль им взято и сожжено 14 городов, не считая слобод и погостов. Ни один город не сдался на милость победителя. Пала столица – белокаменный Владимир, но Русь ещё не завоёвана, не поставлена на колени: в глухих лесах на р. Сити Великий князь Юрий, заранее оставивший столицу, собирает скрытно войска, кличет родственников на подмогу, укрепляет свой лагерь у селения Божонка...
Старинное село я увидел ещё издалека, оно стояло на холме, господствующем над ровными полями и чахлым мелколесьем болотистой округи, выделялось среди прочих сёл и деревень стройной колокольней и суровым собором, раскидистыми вековыми деревьями. Отправляясь сюда впервые 30 лет назад, я думал, что и малых следов той битвы в окрестностях не найду. Но нет – высились за околицей два кургана, на берегу Сити угадывались складки бывших земляных укреплений великокняжеского лагеря. А над речкой протянулась приглядная улица древнего, основательно стоящего села, где выстроились в ряд 30 домов. Добротные, многие с характерной резьбой, выдающей почерк незаурядного мастера.
В Божонке было тогда отделение колхоза, который специализировался на откорме нетелей. Совсем рядом располагались два больших рабочих посёлка. Здесь раскинулось крупнейшее в России Мокеихо-Зыбинское торфопредприятие. Около 30 магистральных каналов несли в Сить излишки влаги, засоряя её… На эти бескрайние болота и надеялся князь Юрий, пытаясь сковать действия многочисленной орды, защититься непроходимостью дымящихся даже в морозы трясин, укрыться в случае неудачи в лесах. Увы, надежды не сбылись. Отряды Бурундая уничтожили передовую заставу воеводы Дорожи и 4 марта 1238 года с неожидаемой стороны нагрянули на лагерь русских.
Бой кончился полным разгромом войска Великого князя. Сам Юрий пал на месте сражения. Князь Василько Ростовский был взят в плен и убит в Ширинском лесу под Кашином. Вся Владимиро-Суздальская Русь стала данницей завоевателей. В лесах за Мологой и незамерзающими болотами спаслись немногочисленные остатки войска. Но и сам враг был заметно обескровлен и вскоре повернул обратно, в степи.
Чем стало для Руси татаро-монгольское иго? Учёные споры не смолкают до сих пор. Одни исследователи считают, что применительно к Руси вряд ли правомерно говорить о монгольской оккупации. Орде прежде всего был интересен политический контроль над относительно самостоятельной деятельностью разрозненных русских княжеств, сбор налогов в виде регулярной или же незапланированной дани, обычно весьма тяжёлой, и пополнение войск свежими силами. Ученики школы Льва Гумилёва считают, что иго чуть ли не на пользу пошло. Другие твёрдо заявляют, что экономическая зависимость от монголо-татарского ханства тяжким бременем легла на плечи русичей, неизмеримое число людей погибло, было в рабство уведено, сгинуло в смерчах многочисленных набегов и политических интриг. Третьи говорят о малом влиянии и постепенном «породнении». Да, роднились ордынцы с русскими князьями. Женой московского князя – собирателя земель Юрия Даниловича, была Кончака, родная сестра хана Узбека, в крещении Агафья. Более того, постепенно некоторые из среды завоевателей мирно переселялись на Русь, становясь основателями знаменитых русских фамилий – Аксаковых, Корсаковых, Салтыковых, Баскаковых. Более или менее очевиден результат не влияния, а взаимовлияния на уровне языкового общения между Русью и Ордой.
Союзничество русских с Ордой – факт очень условный, относительный и вынужденный. В условиях постоянной угрозы с Запада русским князьям куда выгоднее было поддерживать со своими юго-восточными сюзеренами мир, нежели воевать с ними. Всё-таки Орда была сравнительно веротерпима (что не исключало бесчеловечной жестокости ордынцев по отношению к побеждённым во время набегов) и не стремилась к полному захвату территорий. Тогда как экспансия со стороны ближайшего западного соседа Руси Великого княжества Литовского и католических рыцарских орденов нацелена была именно на территориальное, политическое и церковно-религиозное завоевание. Это понял ещё Святой благоверный князь Александр Невский.
Веский довод в пользу мнения о тяжести ига я нашёл в северном монастыре. Директор Ферапонтовского филиала музея-заповедника Марина Сергеевна Серебрякова провела скрупулёзное исследование первоисточников. Исследование позволило составить точные графики, которые наглядно подтверждают главный вывод: в период 6750 – 6800 (1250 –1300) годов наблюдается резкий спад в появлении новых храмов, явно связанный с татаро-монгольским завоеванием, надорвавшим Русь, уничтожившим огромные массы населения, уже являвшегося к тому времени носителем христианской культуры. Начиная с 1400 года, после победы на Куликовом поле и отражения новых набегов, Русское государство крепнет и начинается бурное строительство новых храмов. Это ли не самый веский довод?
Работая над циклом стихов и очерков о поле Куликовом, я отправился сюда, к северным болотам. Что же открылось взору на этом незабываемом, скорбном месте? Памятная стела возле с. Лопатино – бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А ещё сквозь зияющие проёмы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» – Князь-Ивановская, например. Народная память о далёких событиях жила. Тем печальнее было взирать на беспризорный храм. Собор не брали под охрану. Объяснение привычное: мол, позднее сооружение, XIX век, возведено на месте древней церкви. Но не одним ведь возрастом определяется ценность этого памятника архитектуры, культуры, истории (именно так, в комплексе!). Храм – естественно обозначенный исторический центр когда-то этнографически выделявшегося Сицкого края, со своим особым «цокающим» говором, бытом, преданиями и песнями. Многое безвозвратно ушло, стёрлось. Но сохраняется ещё природное своеобразие этих мест, а главное, здесь память неблагодарных потомков о героической истории вдруг проявляет способность оживать. Это наследие нужно беречь.
Сегодня место битвы на Сити входит в Некоузский район Ярославской области и соответственно – в Ярославско-Ростовскую епархию. Храм в с. Семёновском её силами восстановлен. События 1238-го года нашли отражение в гербе Некоуза. Но для 19 тыс. человек, проживающих в Некоузском районе, не по силам сделать это место привлекательным для туристов. Специалистам недавно показали результаты археологических раскопок. Как говорят историки, это уже большой шаг к созданию музея. На месте гибели князя Юрия местные мастера поставили часовню.
При поддержке епархии в районе предпринимаются попытки возрождения памяти о трагических событиях. Здесь проходят конференции, посвящённые событиям, связанным с битвой, выпускают краеведческий альманах. В прошлом году у часовни проходили торжества, которые были продолжены на берегу р. Сити. Отслужен молебен святому благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу, Крестным ходом дошли до д. Лопатино. В концертной программе принял участие ансамбль духовенства ЯрославскоРостовской епархии. Для детей была проведена спортивно-историческая игра «Один в поле не воин».
А рядом – вымершее с. Юрьевское. Русь вымирает без всяких набегов…
После Куликова поля Орда уже не могла диктовать свои условия Руси, более того – никогда с тех пор не предпринимала открытых сражений с русским войском в чистом поле.
Но сражение в духовном Чистом поле продолжается поныне с другой ордой. И тут историческая память – всегда на нашей стороне! Главное: сберечь её, сделать зримой, волнующей и поучительной для новых поколений.
Александр Александрович БОБРОВ