В наши дни уже стало традицией совершать паломничество на Синай. Синайский полуостров находится на территории Египта и разделяет два материка — Азию и Африку. Полуостров представляет собой гористую пустыню с резкими перепадами дневной и ночной температуры, малым количеством дождей и практически непригодными для возделывания землями.
Главной святыней Синая является монастырь святой Екатерины, находящийся в местечке Хорив у подножия горы пророка Моисея (по-арабски Джабль Мусса). Рядом располагается другая известная гора — св. Екатерины (Джабль Катарина). Это две самые высокие вершины Синая. Они также считаются важнейшими духовными и историческими местами полуострова.
Синай имеет особое значение в библейской истории. Именно здесь примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова на пятидесятый день Исхода еврейского народа из Египта в Землю Обетованную пророку Моисею были даны десять заповедей Господних и другие церковные и гражданские законы, правила богоугодной жизни, записанные впоследствии в книги. Так появилось Священное Писание, известное как Ветхий Завет.
Как повествует Библия, пророк Моисей восходил на гору, беседовал с Богом и получил скрижали Завета. Гора сотрясалась и дымилась, слышались трубные звуки и сверкали молнии. Вокруг была проведена черта. Даже животные не могли приблизиться к ней, чтобы не быть убитыми. Весь народ пребывал в великом страхе и трепете…
Ещё в первые века христианской эры монахи-отшельники, селившиеся тогда во множестве на Синае, с Божией помощью отыскали основные места и стоянки, связанные с Исходом, и то место, где евреи перешли Красное (Чермное) море, а войско фараона потонуло.
Монастырь в честь св. Екатерины уникален и неповторим во всех отношениях. Просуществовав около полутора тысяч лет, он почти не менялся в течение всего этого срока. Монастырь окружён мощной крепостной стеной и действительно напоминает крепость. Бурная и трагическая история человечества почти не коснулась этой обители. Через Синай проходило множество завоевателей, и все они оказывали монастырю покровительство. Мусульмане, крестоносцы, мамелюки, армия Наполеона, египтяне и израильтяне проявляли к обители уважение, одаривали различными привилегиями и заботились о её безопасности.
Когда-то сам Мухаммед, основатель исламской религии, пообещал защиту монастырю. Он принял синайских монахов, обеспокоенных набегами, и настолько восхитился их жизнью и верой, что дал им специальную охранную грамоту, так называемый фирман Мухаммеда, который предоставлял монастырю особое покровительство на все времена.
В музее монастыря хранятся не только старинные иконы и различные реликвии, но и документы, свидетельствующие о покровительстве обители различными правителями и завоевателями.
Монашеская община образовалась здесь в начале IV века. К этому времени относят и строительство первой церкви в честь Пресвятой Богородицы, которая была воздвигнута в период царствования равноапостольных Константина и Елены. В VI веке византийский император Юстиниан повелел обустроить на Хориве монастырь и выделил особую армию для личной охраны строителей и иноков. Со временем воины этой армии смешались с местными бедуинами, однако до конца своих дней они остались верными императорскому приказу заботиться о монастыре и безопасности его монахов. Бедуины племени Джабалие и сегодня живут вблизи монастыря, зарабатывая на жизнь оказанием различных услуг паломникам и туристам.
В VI веке Синайский полуостров был признан независимым архиепископством, а его духовный глава — настоятель упомянутого монастыря — возведён в сан архиепископа, подчиняющегося лишь Иерусалимскому Патриарху. До сих пор монастырь сохранил свой независимый статус — автокефалию, и его настоятель имеет епископское звание.
В византийскую эпоху Синай получил статус провинции и назывался Третьей Палестиной.
…Дорога к монастырю проходит безлюдной пустынной местностью. Вокруг безкрайний сероватый песок и невысокие горы такого же цвета с сизоватым или красноватым оттенком. Вблизи дороги попадаются немыслимо убогие жилища бедуинов: обтянутые рваной материей или плёнкой деревянные или каменные столбики, сверху ничем зачастую не прикрытые. Около них обычно пасутся такие же неприглядные овцы желтоватого цвета, иногда можно видеть и верблюдов. Однако возле Красного моря налицо уже признаки современной цивилизации: строятся отели и всё, что необходимо для современного отдыха.
Имеется историческое повествование о паломничестве русского путешественника из Святой Земли на Синай в XIV–XV вв. Наш соотечественник был довольно богатый человек. Он нанял караван из тысячи верблюдов и шёл до Синая 15 дней. Такое сопровождение в те времена было отнюдь не роскошью. Ведь через пустыню проходило немало воинственных отрядов сарацин…
В наше время путешествие на Синай по сравнению с прежними веками можно назвать лёгкой прогулкой. Не помеха и 50 — 60-градусная жара: паломнический и туристический транспорт оборудован кондиционерами и прочими удобствами.
Во время пребывания нашей паломнической группы на Синае с помощью переводчика мы ознакомились с достопримечательностями и историей монастыря и приложились к мощам святой великомученицы Екатерины. В обители хранятся древние иконы V–VI вв. Во дворе в специальном ограждении находится куст Неопалимой Купины, возле которого Моисей беседовал с Богом. Как гласит Священное Писание, куст этот горел огнём и не сгорал.
Неопалимая Купина находится за алтарём главного храма. Изначально она росла на месте алтаря. Её пересадили, когда строили храм. В Библии повествуется, что пророк Моисей слышал голос из горящего тернового куста, повелевающий ему снять обувь, поскольку эта земля святая. По этой причине священники, входящие в алтарь, снимают обувь.
В монастыре сохранился колодец, откуда брал воду будущий вождь еврейского народа, когда пас стада овец своего тестя священника Иофора.
Богослужение совершается по древним канонам. Пение очень простое. Попеременно поют двое монахов на разных клиросах.
Несмотря на крепостные стены и покровительство многих властей, монастырь в древности часто подвергался набегам местных бедуинских племен. В конце концов монахи нашли пути взаимоотношений с нападавшими: варили пшеничную кашу и спускали ее в специальных кожаных мешках по стенам голодавшим кочевникам. И в настоящее время возле монастыря кормится немало арабов и бедуинов.
На самой вершине Екатерининской горы находится церковь в честь св. вмц. Екатерины. Именно на этом месте в IX веке монахи обрели мощи святой. По преданию, их принесли из Александрии на эту гору ангелы. Останки св. Екатерины были с почестями перенесены в один из монастырских храмов, после чего и гора, и обитель стали называться её именем.
С благословения настоятеля монастыря архиепископа Синайского православным священнослужителям разрешается совершать богослужения в двух этих храмах на вершинах гор. Монастырь обеспечивает желающих послужить во славу Божию всем необходимым: богослужебными сосудами, вином, просфорами.
Днём идти на гору Моисея из-за большой жары очень трудно. А ночью в горах бывает довольно прохладно, поэтому приходилось брать с собой тёплые вещи. Восхождение мы начали в десять часов вечера. Идти было довольно тяжело. Жаркий воздух, поднимающийся из пустыни, перехватывал дыхание.
Путь до вершины вполне обихожен. По пути следования встречается немало освещённых киосков. Они работают даже в ночное время. Там продают воду, сувениры и сладости. На небольших стоянках находятся погонщики верблюдов вместе со своими питомцами. Предлагают за пятнадцать зелёненьких довести на своём «транспорте» почти до вершины горы.
Ежедневно гору пророка Моисея посещают десятки паломнических и туристических групп. Встретить рассвет на вершине стремятся люди со всего мiра. Бытует такое поверье, что тому, кто встретит здесь рассвет, отпустятся все грехи…
Едва начало светлеть небо, мы подошли к храму Святой Троицы, пропели праздничные песнопения и отправились в обратный путь. Рядом с храмом находится памятная скала. На ней словно след от ожога. Внутри этой скалы сохранилась пещера, где пророк Моисей беседовал с Богом, видел Славу Господню и получил скрижали Завета.
…Спускались мы по монашеской тропе. По пути следования проходили памятные места: храм в честь пророков Божиих Илии и Елисея, где сохранилась пещера, в которой скрывался пророк Илия, преследуемый разгневанной царицей Иезавелью, обозревали предполагаемое место, где евреи сделали золотого тельца, когда Моисей находился на горе и беседовал с Богом…
Следует сказать, что известность Екатерининской горы намного меньше, да и высота её составляет 2642 метра. Однако шли мы на эту гору более спокойно, на всём пути нашего подъема и спуска никто нам не встретился. Наконец, с Божьей помощью добрались до вершины, вошли в низенький храм, разделённый на три небольших помещения. В нём есть всё для богослужения и проживания: богослужебная комната с алтарём, трапезная, уголок, где можно немного отдохнуть. В алтарной части храма из пола выступает камень с небольшой вмятиной. Как раз на этом месте и были обретены мощи святой великомученицы Екатерины.
Несмотря на безсонную ночь и долгий нелёгкий путь, усталости почти не ощущалось. Душевная радость, неземная красота гор и несказанная благодарность Богу — вот что запечатлелось в памяти после этого восхождения.
Владимир Борисович ПАНКОВ