Перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев

 

445 лет перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (21 августа 1566 года)

 

Один из главных монастырских праздников, посвящённых первооснователям обители. Отмечается с особой торжественностью.

В прежней России слово «Соловки» было созвучно со словом «богомолье». О прилежании соловецких монахов к молитве мы читаем в патерике: «Со звоном колокольчика ещё не начинается движение в монастыре, потому что иноки, вставая теперь с одра, после кратковременного отдыха от трудов прошедшего дня, выполняют своё келейное правило и посвящают Богу самые начатки помышлений и чувствований наступающего дня… Незадолго до благовеста с разных сторон показываются иноки, направляясь преимущественно к храму преподобных Зосимы и Савватия, так как, по существующему обычаю, каждый считает для себя долгом прежде всего поклониться чудотворным мощам святых угодников и испросить их благословения и помощи на дневное поприще жизни».

Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве.

Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошёл ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребён при часовне на реке Выг.

Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединённого жительства на Соловецкие острова. По прибытии в первую же ночь преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.

По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители) преподобный Зосима перевёз святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарём новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года.

Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарём Преображенского храма.

Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию — 27 сентября, Зосиме — 17 апреля.

Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.

Прославленный игумен Соловецкого монастыря священномученик Филипп (Колычев), ставший настоятелем в 1548 году, много потрудился во славу обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесённый на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святые реликвии были установлены у мощей преподобных: икона — у гробницы святого Савватия, а крест — в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах.

Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа (ст. ст.) 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским. Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.