В середине 90-х Казахстан переживал пик националистических конвульсий, когда поджигали православные храмы, русских оскорбляли на улицах, «отстреливали» русские школы, но ещё на улицах Алма-Аты число славянских лиц было приблизительно равно числу лиц восточных.
Сегодня ситуация радикально изменилась — русских и славян в Казахстане стало гораздо меньше.
Но изменился и «этнический портрет» самой титульной нации, которая пополнилась приглашёнными со всей Вселенной «казахами», их тут именуют «оралманы». Сами коренные казахи называют их «мамбетами», в переводе на русский — быками — за их облик и интеллект.
Казахи превратились в доминирующую нацию не только в количественном отношении. Восток, как говаривал товарищ Сухов, «дело тонкое», потому даже элементы этнической дискриминации здесь продвигаются тихо, почти не слышно, как змея на каменистом плато Устюрт. С учётом принятых в 2004 году поправок в Закон о языке казахский стал единственным государственным, а овладение им официально считается долгом каждого гражданина. При устройстве на работу вам могут отказать на вполне законном основании — за незнание государственного языка, ещё и припишут игнорирование долга перед государством. И потому русские тянутся в сторону севера. Как следствие исчезновения русских исчезает и русский язык, его звучит всё меньше и меньше даже с телеэкранов.
Казахский язык действительно повсюду, хотя стоит отметить, что он представляет собой некий казахско-русско-сленговый «суржик». Например, матерится титульная нация исключительно по-русски.
Кстати, сами казахи жалуются на систему преподавания казахского языка, где реально не хватает качественных специалистов, учебников, методик.
Не обходится в нынешней казахстанской жизни и без глумления над историей. Конечно, доказывать, что Адам и Ева были казахами (а еще ими «были» Чингисхан, Будда, скифский мудрец Анархасис), как это было лет 15 назад, уже будут лишь маргиналы, но всё же новая казахская история буквально пестрит героями, в честь которых переименовывают улицы и города. В Алма-Ате исчезли улицы Космонавтов, Пастера, проспект Мира. Сами казахи шутят, что «мир нам, казахам, уже не нужен, как и космонавты»…
Вообще, что касается истории, о многом может сказать тот факт, что в устах местных националистов «весь казахский народ жаждет возвращения из Эрмитажа хранящегося там черепа хана Кенисары Касымова», потому что Ванга якобы напророчила Казахстану счастье лишь после этого возвращения.
В почёте — новейшая история освобождения от российского колониализма и воцарения демократии. Ведь первые массовые безпорядки на этнической почве прошли именно в Алма-Ате в декабре 1986 года. К 20-летию «декабрьских событий» на улице Желтоксан (бывший проспект Мира) установлен памятник «Желтоксан, 1986», а рядом с местом, где тогда был убит журналист Савицкий, — памятная доска, восхваляющая подвиги во имя демократии…
На фоне официальной линии на интеграцию с Россией местный политический истеблишмент нет-нет, да и обнажает из-под паранджи своё националистическое личико. Вот и потомок известного писателя Мурат Ауэзов встал в ряды последователей деколонизации Казахстана и заявляет, что «нынешние процессы вхождения в Таможенный союз и создание ЕЭП могут привести к реанимации «колониального пространства». Восточное правило, что люди в политике всегда имеют два лица, иллюстрируют в Казахстане довольно часто.
Кстати, два лица есть и у русских в Казахстане.
Русский Казахстан можно поделить на две части — неравнодушных и равнодушных. Первых — на порядок меньше. Они разрознены по сути, их координационный Совет вяло пытается организовать работу в среде соотечественников. Внутри русских организаций, к которым можно отнести и казаков, разброд и шатание, хотя не столь бурно выражающиеся, как, например, среди русских на Украине.
Проблема русских в Казахстане, по мнению лидера республиканского общества «Лад» Максима Крамаренко, «лежит в плоскости ослабленного чувства русской самоидентификации, что характерно для русских и в самой России. Это, помноженное на русскую политическую вялость и страсть к пустословию и маниловщине, и приводит к тому, что русские быстро ассимилируются, принимают чужие правила».
Действительно, общественно-политическая импотенция русских наблюдается даже в культурологической плоскости, где возможности сохранения его ещё достаточно широки. Владимиру Намовиру неимоверно тяжело, но он, как оловянный солдатик, со своим сайтом «Русские в Казахстане» позиций не сдаёт. Разумеется, «русский фактор» используют в своих политических целях и власть, и оппозиция.
Преподаватель иностранных языков Людмила Кучина уверена, что у нас нет мотивации к активной общественно-политической деятельности, в первую очередь по причине «совершенно невнятной политики России, когда в угоду геополитике или просто хилой стабильности межгосударственных отношений российские чиновники первой величины официально заявляют об отсутствии в Казахстане проблем у русских». Кстати, бывали случаи, когда подобное говорили и русские Казахстана, хотя русские ли они после таких слов?
Некоторые из них уже ассимилировались и стали казахами, хоть и носят неказахскую фамилию. Среди таковых Вячеслав Храпунов, бывший аким (мэр) Алма-Аты, который, женившись на «высокопоставленной» казашке, умудрился стать и близким родственником Назарбаева со всеми вытекающими последствиями. Именно при нём началось массовое истребление русских школ и зачистка «буйных русских».
А совсем недавно человек с русской фамилией стал образцом подобострастия и одновременно насмешкой для тысяч людей, сравнивавших его то с карликом при дворе Ким Ир Сена, то с районным парторгом эпохи товарища Сталина. За несколько минут на телевидении депутат по фамилии Нехорошев стал образцом национального и гражданского раболепия. В процессе президентской гонки он выступил перед гражданами, которых, оказывается, греет свет, исходящий от «елбасы» — лидера нации, как теперь величают Назарбаева. Нехорошев заявил на съезде президентской партии «Нур Отан»: «Нурсултан Абишевич — гений от бога и природы! Не может быть другого солнца на небе. Его нурсияние пусть и дальше освещает нашу страну! И сегодня не может быть другого президента, кроме Назарбаева. На этом настаивает и этого требует народ Казахстана!»
После таких реверансов казахстанцы говорят, что к президенту теперь надо обращаться не иначе как «Ваше Нурсиятельство!», хотя известно, что сам Нурсултан Абишевич чрезвычайно раздражается, когда аналогичная гиперлесть льётся из уст чиновников-казахов. Но что поделать, если есть в королевстве такие подданные с русскими фамилиями…
Конечно, нельзя забывать и о том, что межэтнический мир в Казахстане является объективной реальностью всего периода его незалежного существования. Он сохраняется не только в перманентных обращениях Назарбаева, который не устаёт делать особый акцент на необходимость сохранения русского языка и самих русских в Казахстане. Пускай многие называют это восточной хитростью, но в большинстве стран бывшего Союза подобную политику сочли бы за великое благо.
Недавно, в дни национального весеннего праздника Наурыз, президент открыл Дом Дружбы в отреставрированном здании Центра по исследованию проблем межэтнических отношений. «Историческая традиция обеспечения мира и безопасности была положена именно здесь. Надеюсь, что именно здесь, в новом Доме Дружбы, представители этнокультурных центров Алма-Аты реальными делами продолжат великую традицию нашей дружбы», — сказал Н.Назарбаев.
Сохранение межэтнического равновесия заметно и в неких неофициальных посылах — русские и казахи дружат семьями и компаниями. Трогательно видеть в православных храмах много казахов и корейцев.
Характерная деталь: одни из самых любимых сортов конфет, которые выпускает кондитерский концерн «Рахат», — конфеты «Абай» и «Пушкин». Сомневаюсь, что узбеки объединят Пушкина и Навои, а украинцы — Пушкина и Шевченко.
Казахстан находится в поиске, о чем говорит журналист Алим Мусабаев: «Лично для меня очевидно, что казахи как нация до сих пор находятся на перепутье и мечутся перед выбором пути. Как бы ни убеждал нас Нуреке (Н.Назарбаев. — В.Ш.) в окончательном выборе в сторону демократии и цивилизации, казахи не знают не только, что означают эти понятия, они не могут решить, какой путь предпочтительнее. А пути всего три. Первый — это остаться вместе с Россией с сохранением своей специфики. Это путь имперский, и у него немало сторонников не только среди русских, но и среди казахов. Второй путь — идти в объятия Китая, но только с точки зрения экономической модели, так как Поднебесная проглотит и переварит Казахстан с лёгкостью удава. Третий путь — путь ислама. Но даже с учётом того, что сегодняшняя молодёжь активно идет в мечети и медресе, большая часть населения с традициями монофизитов и язычников не готова к созданию закрытого общества. Они не готовы к многочисленному табуированию ислама. Поэтому рано окончательно говорить о том, что такое Казахстан, потому что на самом деле это феномен».
Вот такой он, сегодняшний Казахстан, — разочаровывающий и вселяющий надежду, безнадёжный и феноменальный, русский и казахский. Каким он станет дальше — посмотрим…
Виктор Феофанович ШЕСТАКОВ