Сергей Моисеев - Сила – в единстве

 

К 900-летию победы войск Владимира Мономаха над половцами на реке Сальница близ Изюма…

 

Владимир Мономах (1053—1125) — внук Ярослава Мудрого, сын Великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078—1093) и греческой царевны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда прозвище). Он стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.

Был одним из инициаторов созыва Любечского съезда князей 1097 г. «Пошто губим Русскую землю? — вопрошал Великий князь. — Половцы землю нашу разоряют и рады, что между нами идут войны».

Первую победу Владимир Мономах одержал до сражения, сумев сделать то, что казалось невозможным, — объединить своенравных, вечно конфликтующих между собой князей.

Удивительно, но через девятьсот лет мы из летописи в подробностях знаем, как проходили переговоры, будто они проходили вчера: «Дружина же сказала: "Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни". И сказал Владимир: "Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнёт смерд этот пахать на лошади той, а половчанин, приехав, ударит смерда стрелой и заберёт лошадь ту и жену его, и гумно его подожжёт. Об этом-то почему не подумаете?" И сказала вся дружина: "Впрямь, воистину так оно и есть". И сказал Святополк: "Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою"».

И результат не заставил себя ждать, ведь, когда люди поднимаются над частными интересами, умеряют свои амбиции, то Бог, видя это высокое состояние умов и душ, благословляет начинание.

Противоположный пример, когда, ища славы, действуют в одиночку: князь Игорь потерпел сокрушительное поражение, которое описано в «Слове о полку Игореве». Также были разбиты монголами на реке Калке три князя Мстислава, вышедшие в поход вместе, но между ними не было единодушия.

В этот раз Владимир Мономах решил перенести боевые действия в глубь территории врага, и если обычно походы совершались в апреле, на этот раз князь выступил с 30-тысячным войском в феврале, имущество везли на санях. Продвижение полков было быстрым и неожиданным.

В «Повести временных лет» летописец описал не только внешнюю сторону похода, но и обосновал суть этого события.

«Ко всем тварям ангелы приставлены; также ангел приставлен к каждой стране, чтобы хранил каждую страну. Молитвами святой Богородицы и святых ангелов смилостивился Бог и послал ангелов в помощь русским князьям против язычников».

«И возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слезы. И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы».

Город сдался без боя. В летописи сказано, что через день пал и второй крупный половецкий опорный пункт — Сугров.

Половцы потеряли города, но, главное, сохранили свою армию. Несколько десятков тысяч опытных воинов, степняков-наездников, с детства приученных держаться в седле, стрелять из лука и размахивать саблей, рвались в бой отомстить за свои семьи и добро.

В половецком стане верх взяли молодые ханы. «Избивши этих, пойдём в их землю, возьмем их города. И кто тогда защитит их от нас?»

Русские устали, многодневный переход и стычки с небольшими половецкими разъездами ослабили их. Самое время нагрянуть главным силам.

24 марта половцы атаковали передовые части русичей у реки Сальницы. В короткой схватке княжеские полки устояли и отбросили врага. Это была проба сил — главный бой намечался впереди.

Половцы сосредоточились в устье Сальницы. Сюда к ним стекались подкрепления с окрестных территорий. Вскоре к вражескому стану подошли войска русских князей. Утром 27 марта две армии были построены к битве.

Войско половцев было многочисленней полков Мономаха. Половцы хотели окружить русские полки со всех сторон и меткими выстрелами из луков расстроить ряды. Однако вопреки обычаям князья, по совету Владимира, сами резко перешли в наступление.

Степняки ожесточённо атаковали пешие полки русских в середине, но копейщики выстояли. В это время фланги, где стояли княжеские дружины, уже разворачивались для нанесения страшного удара. Решающую роль вновь сыграли переяславцы Владимира Мономаха. Русская конница несколько раз разрезала половецкий строй и внесла полную сумятицу в ряды противника. Как пишет летописец: «И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давид прославили Бога, давшего им победу такую над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили руками. И спросили пленников, говоря: "Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?" Они же отвечали, говоря: "Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?" Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам».

Далее летописец заключает: «Это ведь ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху мысль поднять братию свою, русских князей, на иноплеменников. Это ведь видение видели в Печерском монастыре, будто стоял столп огненный над трапезницей, затем перешёл на церковь и оттуда к Городцу, а там был Владимир в Радосыни. Вот тогда-то и вложил ангел Владимиру намерение идти в поход».

«Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм, полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и вечно и во веки веков, аминь».

Действительно, половцам был нанесён тяжёлый удар — многие из них покинули степи Придонья и ушли кочевать к берегам Каспия. Ведь Изюмский перелаз место стратегическое, здесь же переправлялась дружина Игоря Святославича во время своего рокового похода на половцев в 1185 году, воспетого в «Слове о полку Игореве».

Сняв угрозу с востока, русские открыли для себя возможность освоения новых земель, и вскоре один из восьми сыновей Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий — основал Москву.

При Иване Грозном здесь пролегала граница Московского царства и татарского ханства, сюда посылали стрельцов сторожить Изюмский шлях.

Битва при Сальнице — это точка отсчёта. Русские князья поняли, что сила в единстве, и при Владимире Мономахе Русь была едина.

Так совпало, что славная победа 27 марта в 1111 году пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, которая является хранительницей русской государственности. Совпало ли?

До нас дошло письмо Владимира Мономаха двоюродному брату, князю Олегу Черниговскому — его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года).

В этом письме — редчайший случай в истории войн — нет никаких политических требований. Только требования нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. И именно они рассматриваются автором как непременные условия установления прочного мира, способного положить конец междоусобию…

Всего до нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение Владимира Мономаха», второе — рассказ о «Путях и ловах» (автобиография), третье — «Письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу».

Всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. Причём всё то, о чём Мономах писал в своём «Поучении», было в буквальном смысле выстрадано им. Хотя поучение в основном построено на Псалмах Давида и других литературных источниках, он мог бы с полным основанием сослаться на собственный опыт. Это его духовное завещание, обращённое не только к его собственным сыновьям, но и к другим русским князьям.

Владимира Мономаха можно сравнить с Авраамом, который, пройдя все испытания, сподобился посещения Троицы и узнал, что за его праведность потомков у него будет как звёзд на небе. Ведь и потомки русского князя размножились в сотни раз за 1000 лет. Княжили в Москве, Минске и Киеве, освоили шестую часть суши. Создали великую культуру и даже первыми вышли в космос. «Всякое дерево познаётся по плоду». Сейчас, через тысячелетие, очевидно, что в послании Владимира Мономаха потомкам запечатлена воля Творца.

Любая цивилизация живёт по законам живого организма. Дух нации, программа её развития реализуется через её выдающихся представителей, помазанников или, как принято сейчас говорить, «пассионариев». Они выступают зародышевыми клетками, которые формируют весь организм. Киевский князь Владимир Мономах является отцом Триединого русского народа, восточнославянской цивилизации под названием Русский мир, он вполне мог бы фигурировать на гривне. Но с таким же правом россияне могли поместить его на рубле или белорусы на «зайчике» — это наш общий предок, и он жив в своём творении. Один из его восьми сыновей, Юрий Долгорукий, стал основателем Москвы. Но и сейчас имена этих князей заставляют трепетать недругов России, их именами названы самые мощные современные подводные лодки с ядерным вооружением на борту.

Отечество — это не только территория, это ещё и смыслы. Американец, зайдя в «Макдоналдс» где-нибудь в Бердичеве, ощутит себя на родине. Русский человек за границей, войдя в православный храм, тоже почувствует себя на Родине.

Святой князь Владимир, обратившись из язычества в христианство и крестив Русь, заложил фундамент духовного единства славянских племён, но Владимир Мономах с детства был взращён в Православии, и он являет собой образец того, как возвышается душа христианским учением, и не только простого смертного, но и власть имущего.

Пути к святости различны, и Церковь учит тому, что каждый на своём месте потенциально может достичь этого состояния. Мы, миряне, сейчас в основном ориентируемся на путь преподобных, боимся политики, а многие просто уверены, что это грязное дело, забывая, что есть путь благоверных.

Благоверные князья, понимающие жизнь как форму ответственного служения и запечатлевшие это своей жизнью, приближаются к чину ангельскому, потому что ангелы — это служебные духи. Благоверные своим жизненным и ратным подвигом свидетельствуют, что врата Царствия Небесного открыты и политикам, но выдержать тяжесть шапки Мономаха по силам далеко не каждому.

Не случайно венец, который, по преданию, достался ему от византийского императора, стал символом русской государственности и идеи Третьего Рима.

Владимир Мономах за свою жизнь совершил 83 больших похода. Часто подвергался опасности, а умер своей смертью на 73-м году жизни 19 мая 1125 г., славный победами за русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Эта смерть ознаменовала завершение целой эпохи в истории Древней Руси.

Потом было греховное разделение и вследствие этого потеря независимости. На столетия Русь оказалась поделена татарами, Литвой и Польшей. А сейчас возрождается в новом качестве — Триедином.

900 лет назад на харьковской земле Русь одержала историческую победу. В прошлом году мы были свидетелями того, как подписывались исторические Харьковские соглашения между Россией и Украиной, которыми была закончена эпоха открытого противостояния. Харьков — ключ русско-украинского союза. Будущая победа Руси выковывается на этой земле!

Сергей Валерьевич МОИСЕЕВ