Кирилл Шевченко - Лужицкие сербы

Лужицкие сербы, самый малый славянский народ, проживающий в федеральных землях Саксония и Бранденбург на юго-востоке ФРГ, – прямые потомки славянского населения, занимавшего в раннее Средневековье значительную часть территории современной Восточной и Центральной Германии

О славянских обитателях обширной области от берегов Северного и Балтийского морей, низовьев Эльбы, северо-восточной Баварии сейчас напоминают лишь названия таких городов, как Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны), Бранденбург (Бранибор) и многих других, имеющих славянское происхождение.

Лишь южная ветвь полабских славян — лужицкие сербы, завоёванные немцами ещё в Х веке, — сохранили славянский язык и свою народность до настоящего времени.

В ГДР численность лужицких сербов составляла 100 тысяч человек. По данным 1989 года, количество тех, кто относил себя к серболужицкой национальности, — около 67 тысяч человек. Владеют серболужицким языком лишь 59 тысяч.

История сербов-лужичан полна пессимистических предсказаний о времени их окончательной германизации. В роли пророков-пессимистов выступали как немцы, так и представители славянских народов. Немецкое общественное мнение часто рассматривало лужицких сербов как нежизнеспособный анахронизм. Во время Реформации в Германии Мартин Лютер был против перевода церковной литературы на серболужицкий язык, объясняя, что скоро неизбежна ассимиляция этого народа.

Убеждая лужицких сербов отказаться от идеи перевода Библии на родной язык, Лютер ещё в XVI в. предсказывал, что «через сто лет о лужицком языке не будет и помину». В XIX веке другой немец, Фридрих Энгельс, рассуждая об исторической судьбе земель между Эльбой и Вартой, писал о сербах-лужичанах уже в прошедшем времени: «Эти славянские области полностью германизированы, дело это уже сделано и не может быть исправлено, разве только панслависты разыщут исчезнувшие сорбский, вендский и ободритский языки и навяжут их жителям Лейпцига, Берлина и Штеттина». Между тем на «исчезнувшем» языке тогда говорили около двухсот тысяч жителей Саксонии и Пруссии.

Не было недостатка в мрачных прогнозах и со стороны славянских мыслителей. Ян Коллар, один из самых видных идеологов славянского возрождения, сравнивал судьбу Верхней и Нижней Лужицы с двумя маленькими лодочками, которые ещё удерживаются на поверхности океана германизации, но судьба их предрешена. Несмотря на обилие пессимистических прогнозов, лужицкие сербы сохранились как этнос к началу третьего тысячелетия, что наверняка удивило бы тех, кто предсказывал им скорую и неизбежную германизацию.

XX век стал самым тяжёлым испытанием для сербов-лужичан. Тем не менее они сумели пережить и две мiровые войны, крайне негативно повлиявшие на их генофонд, и жесткую ассимиляторскую политику Веймарской Германии. Пережили даже гитлеровский нацизм, когда под запретом находилась не только серболужицкая национальная жизнь, но отрицалось само их существование.

Идеологи нацизма называли сербов-лужичан «немцами, говорящими по-вендски».

Только полный разгром нацистской Германии Советским Союзом и приход Красной Армии спасли лужицких сербов от угрозы полного исчезновения. Один из лидеров серболужицкого национального движения, Павола Недо, сказал 27 апреля 1947 года: «Если бы не было русской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовало бы и серболужицкого народа».

Не поддержав радикальных планов серболужицких политиков, направленных на присоединение Лужицы к Чехословакии и создание независимого государства, СССР выступил за сохранение Лужицы в составе Германии при гарантии широких национальных прав.

Под давлением советских властей саксонский ландтаг принял в марте 1948 года «Закон об охране прав серболужицкого населения», который впервые в истории этого народа провозглашал законодательную защиту его национальных прав немецким государством, предусматривал широкое применение серболужицкого языка в образовании и административной сфере.

После образования 7 октября 1949 года ГДР реализация национальных прав лужицких сербов, предусмотренных «серболужицким законом» 1948 года, имела противоречивый характер. С одной стороны, благодаря активной поддержке со стороны властей ГДР создавалась широкая сеть финансируемых государством серболужицких культурных, научных и образовательных учреждений, с другой — давил немецкий шовинизм. Серьёзные негативные последствия для серболужицкого населения имела программа индустриализации Средней и Нижней Лужицы, особенно развитие угольной промышленности, что привело к росту миграции немецкого населения на земли сербов-лужичан, к усилению процессов урбанизации и, как следствие, к дальнейшему изменению этничес-кого баланса в пользу немцев.

Тем не менее именно от властей ГДР лужицкие сербы получили поддержку в развитии своего языка и культуры. Были созданы солидная научная и организационная инфраструктура, препятствовавшая ассимиляции, серболужицкое издательство, институт народоведения, серболужицкий народный театр и музей, система образования и средства массовой информации на верхне- и нижнелужицком языках, наконец, двуязычные надписи в местах компактного проживания лужицких сербов.

После объединения Германии в октябре 1990 года лужицкие сербы вновь оказались разделены между Саксонией и Бранденбургом. В ходе объединения Германии проявились и весьма тревожные симптомы ксенофобии, антиславянских настроений в немецком обществе. В конце 1989 — начале 1990 года во время многочисленных демонстраций на территории Лужицы можно было видеть не только антикоммунистические, но и антисерболужицкие лозунги: «Коммунистов и сербов в газовые камеры», «Иностранцы и венды — вон!». Рост немецкого национального радикализма и связанные с ним эксцессы характерны прежде всего для страдающего от высокой безработицы и прочих социальных проблем населения юго-восточной части бывшей ГДР.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению расходов федерального правительства на нужды серболужицких организаций. Некоторые наблюдатели полагают, что в самом отношении властей ФРГ к статусу лужицких сербов прослеживается дискриминационный подтекст, тенденция рассматривать лужицких сербов и их культурно-национальные потребности как некий искусственный вымысел властей ГДР.

Серболужицкие политики и представители интеллигенции критически оценивают политику немецкого государства. Депутат саксонского ландтага от партии демократического социализма (ПДС) лужицкий серб Гейко Козел отмечал, что права, которыми лужицкие сербы обладают в настоящее время, не соответствуют европейским стандартам поддержки национальных меньшинств. При этом он напомнил о правах немецкого меньшинства в Бельгии и Италии.

Многие представители серболужицкой интеллигенции говорят о сложном социально-экономическом положении своего народа, считают, что Лужица нуждается в экономической помощи, способной приостановить отток молодёжи в более благополучные регионы Германии.

Объединение Германии, которое наряду с вожделенными демократическими свободами принесло серьёзные социально-экономические и психологические проблемы, стало новым испытанием для лужицких сербов. Высокая безработица в юго-восточных регионах бывшей ГДР стала мощным фактором ассимиляции серболужицкой молодёжи, уезжающей в поисках работы на запад Германии.

Немецкие власти сокращают число серболужицких школ под формальным предлогом недостаточного количества учеников. В историческом и культурном центре Верхней Лужицы Будишине (нем. Баутцен) состоялась демонстрация протеста против планируемого закрытия двух серболужицких средних школ, в которой приняло участие несколько сотен человек. Демонстранты, одетые в чёрные пальто и шляпы, несли гроб, который символизировал последствия сокращения образования на серболужицком языке для существования этого народа. В митинге протеста против планов сокращения серболужицких школ в верхнелужицкой деревне Хросчицы (нем. Кроствиц) приняли участие около 1200 человек.

Некоторые специалисты полагают, что к 2020 году уже никто не будет говорить на серболужицком языке. Сохранение его и культурной, национальной идентичности в новых условиях становится все более актуальной проблемой, для решения которой серболужицкая интеллигенция пытается искать новые, нетрадиционные пути. Одним из них является проект «Витай», организованный несколько лет назад по примеру бретонского меньшинства во Франции и направленный на развитие навыков разговорного серболужицкого языка у детей дошкольного возраста в детских садах.

Конец лужицким сербам предрекали уже очень давно и очень часто, но до последнего времени все эти пророчества не сбывались. Однако нынешние реалии объединённой Германии, а также соседних славянских государств, некогда бывших опорой лужицким сербам в их борьбе за национальное выживание, несут в себе новую серьёзную угрозу существованию сербов-лужичан, численность которых продолжает уменьшаться.

Кирилл Владимирович ШЕВЧЕНКО