К 20-летию выхода в свет журнала «Православная беседа»
Хорошую книгу или интересный журнал часто сравнивают с собеседником — вдумчивым, спокойным, мудрым. Именно к таким изданиям можно без всяких сомнений отнести журнал «Православная беседа». Он давно уже стал для многих читателей, проживающих в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, другом и соратником, мнению которого они безоговорочно доверяют.
«Православная беседа» выходит один раз в два месяца. И всё это время читатели живут с ощущением радостного предвкушения от встречи с любимым изданием. Потому что они хорошо знают: в очередной раз их ждут материалы, которые откроют перед ними новые знания, неизвестные доселе факты из истории страны и Русской Православной Церкви, они услышат слово авторитетных пастырей, познакомятся со статьями знаменитых и начинающих авторов. И все материалы издания будут написаны хорошим языком и стилем, а главное — с душой и спокойствием, которое проистекает от ощущения собственной правоты. И эти ожидания читателей «Православной беседы» всегда оправдываются.
В этом году исполняется двадцать лет, как журнал впервые пришёл к своим читателям. Эти два десятилетия возглавляет издание его безсменный руководитель и создатель В.В.ЛЕБЕДЕВ. Валентин Владимирович — не только яркий журналист, публицист, просветитель, но и талантливый редактор. Он хорошо известен в православных кругах своей активной общественной деятельностью.
В 1995 году В.В.Лебедев явился инициатором созыва Православного политического совещания, на основе которого через год был создан Союз православных граждан, объединяющий десятки различных церковно-общественных организаций и учреждений в России и ближнем зарубежье, в особенности на Украине. Со дня основания В.В.Лебедев — лидер Союза, вначале его избирают Секретарём-координатором, а затем Председателем Союза православных граждан. Он также является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
За свои заслуги перед Русской Православной Церковью В.В.Лебедев награждён орденами святого князя Даниила Московского, орденом святителя Иннокентия Московского III степени и орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
Кто как не руководитель издания лучше всего может рассказать о своём журнале? Главный редактор «Православной беседы» Валентин Владимирович Лебедев — сегодняшний наш гость.
Корр.: Валентин Владимирович, с началом лихолетья церковные издания прекратили своё существование. Прервалась многолетняя традиция. В каких условиях пришлось Вам создавать журнал, существовали ли в то время другие религиозные издания?
В.В.Лебедев: В январе 1971 года, на Крещение, вышел первый номер журнала «Вече», который основал Владимир Николаевич Осипов. Кредо издания стало возрождение нравственности и национального самосознания русского народа. А его духовником был известный священник Димитрий Дудко. Он вёл религиозный отдел журнала. В каждом номере под псевдонимом печатались его проповеди. Журнал тоже просуществовал недолго: за три года — девять номеров. В 1976 году начал выходить самиздатовский машинописный сборник «Надежда (Христианское чтение)» — православный альманах, носящий историко-просветительский характер. Издателем его была Зоя Крахмальникова. «Надежда» продолжала традиции дореволюционного церковного журнала. После выхода десяти номеров журнал был закрыт, а его редактор, Зоя Крахмальникова, арестована. Были и другие издания.
До августа 1989 года в России выходил и самиздатовский журнал «Бюллетень христианской общественности», созданный А.И.Огородниковым. Своей целью издание провозгласило задачу информирования читателей о религиозных событиях в стране. В редакционной статье говорилось, что альманах предоставляет свои страницы для «выражения проблем, стоящих перед христианским миром, отстаивает свободу Церкви, добивается освобождения узников совести и борется за свободу вероисповедания».
Корр.: Тогда же выходило и самое массовое церковное издание — «Журнал Московской Патриархии».
В.В.Лебедев: О «Журнале Московской Патриархии», который издавался с 1943 года, хочу сказать отдельно. Он распространялся только среди священнослужителей, и не каждый из них имел возможность его ской Патриархии» делал очень большое дело. Бог судил мне с конца 1986 года трудиться в этом журнале.
Корр.: Вы долго работали в государственных периодических изданиях, на телевидении. Как произошёл Ваш переход от светской журналистики к церковной в то, ещё богоборческое время?
В.В.Лебедев: В «Журнал Московской Патриархии» я пришёл по благословению своего духовника. Некоторое время сотрудничал внештатно. Потом настал момент, когда меня записали на приём к митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму, возглавлявшему в то время Издательский отдел и «Журнал Московской Патриархии». Провели в его кабинет, и я без всяких пространных вступлений попросился на работу. Владыка расспросил, кто я, давно ли хожу в церковь, чем занимаюсь. До сих пор благодарен ныне покойному митрополиту Питириму за то, что он в то время разглядел во мне горячее желание потрудиться на благо нашей Церкви и благосклонно принял меня в ряды сотрудников издательства.
Сейчас не многие знают, что «Журнал Московской Патриархии» являлся не просто печатным органом Русской Православной Церкви. На самом же деле журнал представлял собой большое разноплановое учреждение — это был целый Издательский отдел, который издавал богослужебную и святоотеческую литературу, журнал, календари, имел звукозаписывающую студию. В Отделе велась большая катехизаторская и просветительская деятельность: на еженедельные вечера, которые проводились по благословению митрополита Питирима, приходил цвет русской интеллигенции — литераторы, художники, учёные. Там люди научались тому, как в тех условиях проповедовать слово Божие.
Корр.: А как появилась «Православная беседа»?
В.В.Лебедев: Набравшись опыта в Отделе церковной жизни «Журнала Московской Патриархии», я пришёл к этой мысли. И не я один. Мы рассуждали с Александром Макаровым: а почему бы не начать издавать общедоступный журнал? Мы пошли со своей идеей к митрополиту Питириму, и владыка благословил нас на это, как он тогда сказал, благое дело. В 1991 году мы зарегистрировали журнал в Комитете по печати, прошли все необходимые процедуры, и с того времени «Православная беседа» начала свою биографию.
Корр.: А почему Вы назвали свой журнал «Православная беседа»? Уже одно это словосочетание настраивает на неторопливый, вдумчивый разговор. Вы этим и руководствовались, когда выбирали имя журналу?
В.В.Лебедев: Нет, как раз именно это мы и не имели в виду. На самом деле ничего такого спокойного, неторопливого, может быть, даже расхолаживающего в журнале нет. При этом он, естественно, не является подобием общественно-политических органов. Там и катехизация, и житийные очерки, и детское приложение. Время и нехватка духовной литературы вынуждали нас пойти на то, чтобы выпускать одновременно сразу несколько журналов в одном, под одной обложкой. У нас богословие сочеталось с просветительскими материалами, заметки о церковной жизни, рассчитанные на людей, которые давно уже пребывают в церковной ограде, соседствовали с рассказами о подвижниках старого и нового времени.
Поэтому на каких-то страницах было и остаётся абсолютное, я бы сказал, информационное спокойствие, православная беседа течёт в том русле, которое выражено в подзаголовке издания — «Журнал для семейного чтения». Но в нём присутствуют и актуальное богословие, и напряжённая церковная жизнь, и, как это ни странно прозвучит, рассчитаны эти публикации не для всех.
Почему так? Журнал издаётся для семейного чтения и в то же время «не для всех». Тут нет противоречия. Это происходит оттого, что за два прошедших десятилетия появились и другие церковные, духовно-просветительские издания, журналы того же ряда, что и «Православная беседа». Назову некоторые из них: «Фома», «Нескучный сад», журнал для молодёжи «Наследник», журнал для женщин «Славянка». Но печатных изданий для тех, кто трудится сугубо на ниве Христовой — пастырей, педагогов, воспитателей, — мало.
С самого начала мы привлекли в члены редколлегии нового издания авторитетных и известных пастырей. Среди них Димитрий Смирнов, Валериан Кречетов, Владимир Воробьёв, Максим Козлов, Владислав Свешников, Всеволод Чаплин и другие.
Корр.: Как Вам удаётся все эти двадцать лет идти средним путём, кто направляет Вас?
В.В.Лебедев: Весь творческий коллектив: и руководство журнала, и члены редколлегии, и авторы, среди которых известные пастыри, педагоги, преподаватели духовных школ, писатели, богословы. Идти царским путём — это вполне естественно для церковного человека. Тем более что наш журнал духовно-просветительский, и он не ставил перед собой задачи отстаивать какие-то определённые политические взгляды. И тем не менее на страницах «Православной беседы» существуют такие рубрики, как «Церковь и государство», «Русская идея», «Православная мысль», «Вавилон». Все они касаются в той или иной степени политики, истории, экономики.
Остановлюсь на вопросах искусства и литературы. В своё время этими рубриками занимался ныне покойный профессор Московской духовной академии, автор знаменитого, можно сказать, титанического труда «Православие и русская литература», член нашей редколлегии, тоже один из основателей журнала «Православная беседа» Михаил Михайлович Дунаев. Он столько сделал, чтобы преподать нашему читателю знания и в области иконописи, и классической живописи, связанной с церковной тематикой, и литературы, и поэзии!
Корр.: Вы, как мы поняли, не вняли словам поэта «глаголом жечь сердца людей», а дали возможность читателям самим поразмышлять над тем или иным явлением общественной и культурной жизни?
В.В.Лебедев: Можно сказать и так. Но просветительский журнал — не газета и не сайт. Поэтому даже важнейших событий, происходящих в стране, впрямую мы не касались, но вопросы государственного служения или, скажем, экономики на страницах соответствующих рубрик поднимались. И не раз.
Все двадцать лет «Православная беседа» преподносит читателям в своих статьях православное учение доступно и верно. Могу с уверенностью сказать, что ни одна из наших публикаций за это время не отошла от тех истин, которым в течение вот уже двух тысячелетий нас научает Церковь. Читатель может быть уверен: в нашем издании он не найдёт какой-то самодеятельности, тем более ереси.
Журнал начал свой путь по благословению ныне покойного Святейшего Патриарха Алексия II, а сейчас выходит по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который является нашим постоянным автором. «Православная беседа» издаётся под духовным попечительством Отдела внешних церковных связей и Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, что тоже является гарантией верного направления нашего издания.
Журнал распространяется не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Часто на благотворительной основе. Малоимущий человек может получить «Православную беседу» безплатно. Так было в 1991 году, так остаётся и до нашего времени. Журнал существовал и существует на пожертвования добрых благотворителей, которые заинтересованы в духовном просвещении своих ближних.
Беседовал
Александр Васильевич ХЛУДЕНЦОВ