Какова задача религиозной живописи сегодня? Это непраздный вопрос, когда в нашу жизнь полноправно вернулось Православие, открылись храмы, наладилась церковная жизнь, являющаяся стержнем человеческого бытия, — возродилась иконопись и вновь стала неотъемлемой частью русской действительности.
Сегодня икона вошла почти в каждый дом. Однако для людей, выросших вне православной традиции, часто непонятен символический язык её. Сакральный смысл иконы имеет несколько уровней прочтения, первый из которых — знакомство с её сюжетом. Но даже это для современного человека нередко оказывается трудно. Особенный художественный язык иконы, повествующий о преображённой твари, о новом Небе и новой земле, открывается, когда человек уже имеет некий духовный опыт.
Путь к Богу — через размышления и душевные переживания, открывающие врата в сферу духовную. Религиозная живопись побуждает к работе ум и сердце человека. Созерцание иконы — это прежде всего молитвенный акт, который требует тонкого трепетного состояния души. К такому состоянию нас и приуготовляет религиозная живопись. Любой истинный художник стремится к красоте и жизненной правде, ведь именно тогда раскрывается душа. И для того живописец создаёт то лирическую песнь, то торжественную оду, то трагическую поэму, открывая простор мысли и чувства, устремляя наши души к Богу. Когда эти струны зазвучат, открывается дорога к храму.
Конечно, художнику, вольно или невольно указующему нам путь истинный, необходимы высокое мастерство и духовная зрелость. Где же сегодня могут достойно подготовить подобных живописцев?
Историко-религиозная мастерская Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова приняла первых студентов уже в 1989 году. Более 10 лет эту мастерскую возглавляет сын основателя и ректора академии Ильи Сергеевича Глазунова, заслуженный художник России, профессор, академик Иван Ильич Глазунов. Среди его творческих работ — храмовые росписи, исторические картины, портреты, пейзажи, воспевающие красоту русского Севера. Ещё студентом художественного института им. Сурикова Иван Ильич открыл для себя мир северной деревни, сохранивший до сих пор старинный уклад жизни и поэзию русской речи.
Этот мир стал источником вдохновения для художника, творчество которого проникнуто огромной любовью к Родине, её истории, природе, культуре. Иван Ильич старается привить любовь к русскому Северу своим ученикам, ведь именно соприкосновение с живой русской стариной позволяет ощутить тесную связь с минувшим, со своими корнями. Настоящая любовь к Отечеству проявляется в делах. Иван Ильич бережно собирает народные костюмы, древнерусские иконы.
В его мастерской особенная атмосфера. Здесь светло, тихо и спокойно. Искусство требует серьёзной внутренней работы: «служенье муз не терпит суеты». Каждый ученик находит здесь чуткое наставничество руководителя и других педагогов. В Академии созданы все условия для того, чтобы её воспитанники могли расти духовно.
Собрание академической библиотеки, сформированное на основе коллекции Ильи Сергеевича Глазунова, насчитывает более 55 тысяч книг и постоянно пополняется. Здесь можно найти редкие издания по искусству, истории, философии, православную религиозную литературу, включающую факсимиле древнерусских рукописных книг. В собрании есть уникальные книги. Например, Четьи-Минеи XVII в. В Академии существует музей, где можно изучать и копировать произведения русской иконописи, деревянной скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII–XX веков.
На первых трёх курсах, кроме предметов по специальности, читают лекции по истории византийского и древнерусского искусства, по агиографии, Закону Божиему, церковнославянскому языку. На летнюю практику студенты ездят в Петербург, Суздаль, Великий Устюг, Кирилло-Белозерск, Ростов Великий, посещают Псков и другие города Золотого кольца России. Там воспитанники Академии могут близко познакомиться с зодчеством Древней Руси и архитектурой имперской России, историей русских монастырей. После практики молодые живописцы привозят множество карандашных зарисовок, акварельных и масляных этюдов.
На дипломную работу уходит последний, шестой год обучения. Нужно продумать композиционное, цветовое и световое решение, написать множество этюдов и, наконец, воплотить свой замысел на большом холсте. Это может быть сюжет из русской истории или современной действительности, сцена из Евангелия или жития святого. «Для художника важно найти своего героя, — говорит Иван Ильич, — и если он его находит, то идея начинает "витать в воздухе"».
Екатерина Моргун, выпускница историко-религиозной мастерской, нашла своего героя среди подвижников XI века. Молодая художница в картине «Святой Леонтий Ростовский проповедует язычникам» создала одухотворённый вневременной образ его.
Родной брат художницы Вячеслав Моргун свою дипломную картину назвал «Поляки ведут святого Ермогена в темницу». Эта работа отразила драматическую страницу русской истории и одновременно житие святого, его мученичество. Можно безконечно долго рассказывать о талантливых работах студентов.
Многим сегодня кажется, что современный мир лишён благодати. Всё труднее избавиться от навязчивой рекламной мишуры, опутывающей человека. Всё быстрее темп жизни. Человечество «разогналось» до невиданной скорости, на которой невозможно восприятие вечности. Неужели нам недоступен разговор с Богом?
Картина «Беслан. Списки надежды» (2006) Анны Боганис — разговор со зрителем на эту тему. Яркий солнечный день сосредоточил в себе человеческое горе. Казалось бы, это картина, где главный мотив — трагическая потеря, вызывающая чувство сострадания. Но художница смотрит глубже: на стекле, едва заметный на репродукции и явный в оригинале, проступает Лик Спасителя, обещавшего быть с нами до скончания века. Проявившийся на стекле Божественный образ напоминает о том, что мир духовный и сегодня открыт каждому, никто не одинок. Господь не оставляет свои творения, и осознание этого избавляет человека от ощущения сиротства.
В ожидании Воскресения Христова есть явно ощутимое единение людей, несмотря на глубоко личное переживание грядущего события. «Пасха» (2002) Ю.А.Кузенковой передаёт несравненную атмосферу пасхального крестного хода, в которой и колыхание свечей, и тихое пение, и сияющие глаза, и улыбки — всё объято трепетным ожиданием чуда, предваряющим ликование. Людской поток, мерцающий сотнями огней, устремляется к вратам храма, туда, где священник, поднимая крест, уже готов воскликнуть: «Христос Воскресе!» И в это мгновение кажется, что исчезает различие в возрасте между людьми. В душах участников крестного хода зреет единый отклик, срывающийся с губ возгласом: «Воистину Воскресе!» И волна необыкновенного счастья накрывает каждого с головой. Молодой художнице удалось воплотить все оттенки пасхальных переживаний в своей работе: искреннюю, детскую радость, восторг и трепет, ощущение всеединства и благожелательности, стремление поделиться огнём свечи и теплом своей души.
Интерес к духовной жизни присущ всем студентам Академии, поэтому не только ученики историко-религиозной мастерской, но и выпускники портретной и пейзажной мастерских часто приступают в дипломе к религиозным темам.
Выпускница мастерской портрета А.С.Нуракишева — создательница дипломной картины «Сестры Пюхтицкого монастыря». Основанный в конце XIX века Пюхтицкий Успенский монастырь, расположенный в живописном краю между Чудским озером и Финским заливом, — место распространения Православия в Эстонии, крупнейший духовный центр в Советском Союзе. Это была единственная женская иноческая обитель, не закрывавшаяся в советское время и сохранившая русские традиции женского общежительного монашества. Когда в 1990-е годы начали открываться и восстанавливаться монастыри, поучиться духовной жизни сюда приезжали со всей России.
Художница запечатлела сцену короткого отдыха из повседневной жизни насельниц монастыря. На зелёной поляне, освещённой лучами полуденного солнца, вокруг самовара расположились монахини. Едва закончилась утренняя работа, как скоро снова им нужно приниматься за труды. Одна из сестёр читает молитву, другие слушают, спокойно сложив руки на коленях. Любовь к Богу соединила этих женщин, различных по возрасту и нраву. Солнечные блики играют на белых апостольниках, колеблется от ветра листва деревьев. Тишина и мир разливаются над сёстрами. Жизнь монашеская отразилась в картине во всей своей полноте с тихими радостями, с физической усталостью, с твёрдостью духа, с трудами и молитвами. Эта мирная, благочестивая, гармоничная жизнь дарит зрителю надежду, укрепляет веру, а для кого-то она может стать настоящим откровением.
Для художника найти красоту в чём-то обыкновенном, разглядеть её в повседневности, испытать ощущение полноты бытия и выразить чувство на холсте — это возможность поделиться с миром чистой радостью, которая звучит в словах Серафима Саровского: «Всему радуйтесь!» Наверное, сквозь такое искреннее светлое искусство может блеснуть для нас свет вечной жизни.
Религиозная картина может взывать к совести человека, воспитывать в нём смирение, показывать красоту Божьего мира, пробуждать желание и волю к духовной жизни. Произведение живописи может способствовать очищению души и преображению человека, если душевная глубина, духовный опыт и художественное мастерство автора соединяются в симфонию красок на холсте. Творение такой симфонии — задача всей жизни художника.
Для живописца обучение в историко-религиозной мастерской — это начало пути к обретению творческой и духовной зрелости. И если молодые художники пойдут своей дорогой с желанием служить Богу и Родине, тогда их искусство может стать тем самым благотворным тихим ветром, в котором является Господь.
Олеся Ивановна БАЯНОВА