Музыка жизни

Народному артисту СССР и России, создателю и безсменному руководителю Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» профессору Анатолию Ивановичу Полетаеву исполнилось 75 лет.

Среди музыкантов он долгожитель. Находится в прекрасной форме, в расцвете творческих сил, не пользуется услугами медиков. И неудивительно: его музыка помогает слушателям сохранять здоровье души и тела, продлевать жизнь. Я попросил юбиляра рассказать нашим читателям о секретах своего долголетия, физического и творческого.

 

ЦЕЛЕБНЫЕ ЗВУКИ

Полетаев: Мне 75 лет, я не боюсь смерти и готов умереть в нужный момент, когда Бог призовёт. А к врачам не хожу десятилетиями!

Корр.: Почему?

Полетаев: К врачам ходить — это снижать свой иммунитет и становиться зависимым от аптеки.

Корр.: Анатолий Иванович, я дерзну предположить, что главный секрет Вашего здоровья и долголетия — это то, что Вы сознательно выбрали для себя очень благотворную для души и тела звуковую среду — народную и классическую музыку: слушаете её, исполняете, сочиняете. А Ваш антипод — американский певец Майкл Джексон, желавший прожить 150 лет, умер в 50 потому, что был погружён в поп-музыку, разрушающую здоровье и сокращающую жизнь?

Полетаев: Да, Вы правы. Есть несколько экологических сред, в которых живёт человек. Это — пища, вода, воздух и звук. Звук может быть так же полезен и так же вреден, как пища, вода и воздух. Классический пример: абсолютно неизлечимая официальной медициной эпилепсия лечится… ре-мажорной сонатой Моцарта. Это неопровержимый факт: лаборатории США и Великобритании занимаются таким лечением много лет. Они не могут понять, почему именно эта музыка останавливает приступы эпилепсии, и просто пользуются эмпирически открытым методом.

Но те, кто занимается звуковой терапией, полагают, что энергетика этой сонаты благотворно воздействует на систему наследственности (генный столб) и даёт возможность восстановиться поражённым генам. Это не умозрительные рассуждения, а физические процессы, которые сейчас можно наблюдать в электронный микроскоп.

В Древнем Китае заключённых преступников наказывали… диссонансной звуковой средой. Консонанс — это согласие, соразмерность, божественная гармония: красота, любовь, созидание, а диссонанс — это разрушение, хаос, клякса. Так вот, когда звуковая среда состоит из диссонансов, человек в ней разрушается. И в китайской тюрьме брали группу музыкантов, которая творила эту диссонансную среду. Долго они не могли это делать, потому что заболевали сами. Поэтому они уходили, и их заменяла следующая группа. А наказуемый оставался и сутками слушал эти диссонансы. В результате, как сейчас говорят, у него мутировал генный аппарат, и через несколько дней на теле появлялись огромные наросты, которые делали его уродливым. Человек очень переживал своё уродство, заболевал и умирал.

А в наше время, когда есть аппаратура соответствующая, заключённых пытают сверхвысокими и сверхнизкими звуковыми частотами. Создают такие условия, в которых даже люди с очень высоким порогом болевой чувствительности не выдерживают звуковых пыток и пытаются убить себя, лишь бы освободиться от этих сирен и этого рёва. Их не режут, не пилят, им не засовывают под ногти иголки. Человек впадает в шок от сильной боли и не чувствует её — а от звуков он в шок не впадает и не может уйти от этого невыносимого состояния.

Корр.: Можно сказать, что таким же пыткам подвергаются любители рок- и поп-музыки…

Полетаев: Совершенно верно, я не завидую этим страдальцам, которые добровольно заполняют зрительный зал. Вы не видите той энергии, которую излучает звук. Вы воспринимаете его как некую информацию — эмоциональную, психическую, интеллектуальную. Вы не можете сказать, из каких молекул она состоит, как они сложены. Но вы можете наблюдать воздействие этой информации.

Японские учёные придумали очень наглядный способ изучения, измерения, контролирования информации, в том числе музыкальной. Обработанную ею воду они стали замораживать. Позитивная музыкальная энергия вызывает образование очень красивых, симметричных, гармоничных льдинок и снежинок. А негативная звуковая информация вызывает образование несимметричных, уродливых льдинок, хаотическое нагромождение обломков, кляксу. То, что звучит почти по всем каналам, это никакая не музыка.

Корр.: А что же?

Полетаев: Это отрава звуковая. А народные и классические произведения при хорошем исполнении — это музыка здоровья, музыка жизни.

ПЕРЕДАЙ ЗДОРОВЬЕ ДРУГИМ

Корр.: Одинаково ли действует одна и та же музыка в исполнении разных коллективов?

Полетаев: Сказано: музыка призвана там, где слово безсильно. Выразить смысл слово не может, а музыка может. И если вы хотите изменить смысл слов, то вам нужно изменить их интонирование. Так можно придать той же фразе диаметрально противоположное значение. Интонация изменяет содержание.

Опытные музыканты-исполнители говорят об интонации ритма: его малейшие отклонения от положенного времени дают ту особенность, ту индивидуальность, которые изменяют содержание произведения. Талантливые исполнители — чем они хороши. Они играют на одном и том же музыкальном инструменте, одну и ту же литературу, примерно в одном и том же темпе, решают одну и ту же виртуозную задачу, но они разные по содержанию, по восприятию, потому что у них есть вот это микронное изменение ритмическое в изложении темы. И слушатель, даже не понимающий, не анализирующий как специалист, это улавливает. Тот, кто талантливее, изобретательнее, умнее, тот, кто добрее, нравится публике больше других.

Чтобы быть позитивным в музыке, нужно быть позитивным в идеологии, в воспитании, позитивным в мироощущении. Благотворно воздействует на публику лишь тот, «кто с правдой дружит и с Богом в душе живёт» (слова из стихотворения Полетаева. — М.Д.).

И есть дьявол, который талантлив и искусен, он даёт виртуозность, изобретательность и даже привлекательность, но его задача — соблазнить, обмануть и разрушить.

Корр.: Но человек, который подражает лукавому в искусстве, разрушает здоровье не только публики, но и самого себя. Майкл Джексон изо всех сил берёг своё здоровье, но не знал, что огромный вред душе и телу наносит поп-музыка, которую он исполнял. Итог заблуждения — смерть в 50 лет вместо 150.

Полетаев: Совершенно верно. Может ли блюз поднять уставшего человека? Нет. А вот марш может поднять. Блюз может расслабить. Он очень привлекателен как форма. Почему? Это как зависимость от наркотика. Табак — он же вреден, ядовит, но человек, который к нему привык, не может без него жить. Алкоголики — они не могут без алкоголя, даже понимая, что им приходит конец, они уже бомжи, неуважаемые люди. Особенно это относится к наркоманам. Так вот, блюз — тоже зависимость. Зависимость от опьяняющей музыки.

Но есть исключения. Так, в джазе есть негатив и позитив. Например, джаз Гленна Миллера благотворен для слушателей, потому что его исполняет психологически и физически здоровый человек. Его манера, надо сказать, экстравагантная, эксцентричная, не мешала ему фиксировать свои здоровые состояния в джазовой форме и передавать их публике. Композиции Гленна Миллера целебны.

Любой яд может быть и лекарством в зависимости от дозы. Даже алкоголь полезен, если принимается в небольших количествах вовремя и в соответствующем месте. Так же и блюз иногда может быть полезен в малых дозах. Это как напряжение психики, стресс, который поднимает и тренирует иммунитет.

Но обычные блюзы американские — это заунывные песни негров: тоска, болезнь, жалоба на угнетённое, несправедливое состояние, обречённость. И вот когда они это делают искренне, талантливо, когда они упиваются этой болью, то публика в конце концов испытывает нечто подобное алкогольному опьянению.

Когда блюз изобретателен, когда он исполняется одарёнными эмоционально и сексуально людьми, и это привлекательно, то человек попадает в зависимость. Он радуется, без меры потребляя этот музыкальный яд.

Корр.: Об этом хорошо написал Шекспир: «Душа моя больна. Того же яда требует она, который отравил её однажды». Поэт имел в виду любовь к женщине. Но, наверное, это можно сказать и о любви к алкоголю, к блюзу — о любой зависимости?

Полетаев: Именно так. Что касается блюза, то человек попадает в зависимость от него точно так же, как от алкоголя. Не может отказаться от этой расслабляющей, отнимающей энергию музыки, устаёт-устаёт-устаёт и заболевает от неё.

Корр.: Какую же музыку нам надо слушать, Анатолий Иванович, чтобы быть здоровыми, успешными и счастливыми?

Полетаев: Нужно слушать музыку здоровых людей. Прежде всего это народная музыка любой национальности, любой страны. Она сохранилась в памяти народа, потому что действует на него благотворно. А нездоровая музыка забывается, отсеивается, её не хранят в памяти.

Корр.: Народ бы вымер, если бы долго её повторял?

Полетаев: Да. Лишь тот народ, который физически и духовно здоров, который трудится и созидает, он всё это воспроизводит, шифрует и сохраняет в звуках. Народная музыка — это иммунная система нации, обеспечивающая её безопасность. Народ создаёт и хранит именно иммунную, безопасную музыку.

Расскажу про свой «композиторский грех»: это «Молитва» на стихи иеромонаха Романа…

Корр.: Это произведение знаковое. Отец Роман под гитару оплакивает «погибающее» Отечество: «Русь ещё жива, Русь ещё поёт…» А в Вашей интерпретации в тех же словах звучит торжество духовной победы, вера в возрождение Святой Руси. Получилась заздравная «молитва» вместо заупокойной. Я могу без конца её слушать — она прогоняет уныние, даёт радость и силу. По благотворному воздействию на слушателей это нечто подобное 2-му концерту Рахманинова.

Полетаев: У отца Романа это просто рассказ о звонаре. А у меня тема гораздо шире. Кульминацией являются слова: «Господи, спаси и сохрани Россию! Да будет воля Твоя!» Всё остальное — только подход к этой молитве. «Русь ещё жива, Русь ещё поёт» — как утверждение, как надежда и вера. И «долго ли тебе, Русь Святая, петь?» — это вопрос, предполагающий утвердительный ответ. Потому что мы молим Господа о спасении и сохранении России, а Его милосердие и могущество безпредельны.

ПРАВДА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Корр.: Что бы Вы в завершение хотели пожелать нашим читателям?

Полетаев: Любви к правде. Правда дороже всего на свете. И если Вы виноваты, но любите правду, то Ваше наказание — это очищение. Во имя правды радуйтесь, что получили наказание за её нарушение. Правда — превыше всего. Только правдивые люди достойны уважения, достойны жизни вечной.

Защитникам Бреста немцы предлагали сохранить жизнь. Мол, война уже кончается, наши войска скоро возьмут Москву. Мы не хотим с вами воевать, вы не мешаете нам. Вы настоящие воины, мы в восторге от вашей стойкости и уважаем таких противников… Если бы герои Бреста согласились на это предложение, то умерли бы предателями, негодяями. Но они не сдались. Выбрали честь вместо страха перед смертью. Не нарушили присягу, не сдали крепость врагу.

Защитники Бреста умерли геройски и прославились на века. И ведь они оказались правы: Москву-то немцы не взяли.

Вот и сейчас: как будем жить, что будет с Россией, не знаю — покажет время. Но наше право, наша обязанность сегодня — служить созиданию, делать добрые дела, выполнить свой долг с чистой совестью, с честью. А там Господь Бог поступит с нами так, как надо.

Беседовал
Михаил Алексеевич ДМИТРУК